ОЛЬГА СМОЛИНА
Открытое занятие: от замысла к реализации. Методические рекомендации воспитателям и преподавателям
▼ Скачать + Заказать документы
Что определяет характер современного (занятия) урока?
1. Состав содержания, которое выносится на (занятие) урок,- а это не только современные знания по предмету, но и обязательно включенные в содержание оценочные и методологические знания.
2. Выбор адекватных изучаемому содержанию методов обучения, позволяющих организовать познавательную деятельность детей.
3. Выбор таких форм и средств обучения, которые будут способствовать развитию интереса детей к изучению в целом и к предмету в частности.
4. Объективная оценка результатов деятельности детей на (занятии) уроке.
Публикация «Открытое занятие: от замысла к реализации, Методические рекомендации воспитателям и преподавателям» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
5. Создание доброжелательной атмосферы, обеспечивающей творческое сотрудничество на уровне (воспитатель) учитель - дети (ученик, ученик - ученик
(ребенок- ребенок).
АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ, ПРОВЕДЕНИЯ И АНАЛИЗА ОТКРЫТЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФОРМ
1. Рассказ (воспитателя) преподавателя гостям о проекте предстоящего открытого
(занятия)урока.
Возможны два варианта:
преподаватель (воспитатель) вначале дает характеристику группы, где будет проводится открытое занятие. Потом о проекте предстоящего занятия и затем связывает эти части, пояснив гостям, где и как он учитывал те ли иные особенности групп воспитанников (обучающихся) при конструировании проекта;
преподаватель (воспитатель) сразу же в процессе изложения проекта поясняет, какие особенности обученности, обучаемости и пр. он учитывал.
Очевидно, что возможно применить и оба варианта одновременно.
Форма рассказа о проекте открытого занятия (урока, а также его структура и содержание достаточно вариативны и определяются самим воспитателем (преподавателем, зависят от его видения. Воспитатель (преподаватель, как правило, говорит о месте занятия (урока) в теме, разделе, курсе; называет ценностные основы, цели, характеризует выбранное содержание учебного материала, методы, формы, обосновывая свой выбор; информирует гостей о структуре занятия (урока, расходе времени на различных его этапах; обращает внимание на свои собственные изобретения.
2. Обоснование проекта открытого занятия (урока). Здесь, прежде всего, раскрываются те научные источники, которые лежат в основе проекта. Желательно назвать ведущие дидактические теории, концепции, парадигмы, образовательные практики, на которые опирался преподаватель. К обоснованию проекта относятся результаты диагностики личности обучающихся группы.
(Воспитатель) преподаватель обязан четко назвать гостям вид творческой деятельности в результате которой было рождено новшество:
модификационное творчество (то есть продукт, который имеет аналог и прототип);
комбинаторное творчество (то есть продукт получен в результате анализа расчленения чего-то целого на части и комбинации этих частей по-новому);
новаторское творчество (то есть продукт является принципиально новым, не имеет аналогов и прототипов).
3. Ответы (воспитателей) преподавателей на вопросы гостей по предлагаемому проекту открытого занятия.
4. Проведение открытого (занятия) урока.
Воспитатель (преподаватель)стремится реализовать представленный обоснованный проект. Однако, есть факторы влияющие на успешное осуществление намеченного
(кто-то из обучающихся может заболеть и др.) Поэтому возможно изменить проект в ходе самого (занятия)урока в зависимости от возникшей предполагаемой или непредвиденной ситуации. Все это не следует расценивать как недостаток, упущение, ошибку, ибо способность к импровизации – один из показателей не только креативности, но и мастерства (воспитателя) преподавателя
5. Анализ открытого (занятия) урока гостями. (Приложение 1)
6. Общая дискуссия предполагает аналитические, оценочные выступления гостей.
Основные ошибки, допускаемые при подготовке и проведении открытого (занятия) урока:
1. Отсутствие логических связей между элементами технологии, что неизбежно приводит к нарушению ее целостности, и как следствие этого – к бессмысленности применения новой технологии.
2. Воспитатель (преподаватель) проектирует и демонстрирует те или иные педагогические действия, но никак не обосновывает, что существенно снижает эффективность обучения приглашенных.
3. Воспитатель (преподаватель) почти весь урок (занятие) демонстрирует свою эрудицию, показывает только себя при почти полном отсутствии обратной информации, исходящей от детей, хотя в проекте такое, разумеется, не было предусмотрено.
4. Объявляется, что открытое занятие дается в новой, необычной форме: «Творческий отчет», «Аукцион», «Ток-шоу», «Путешествие» и т. д. ,
но переоценивается значение формы до такой степени, что она начинает превалировать над содержанием, над целями и потому – результатами образовательной деятельности на этом (занятии) уроке.
5. Недопустимы терминологические (то есть научные) ошибки в любом из выступлений (воспитателя) преподавателя (до или после занятия).
6.
Приложение 1
ОТЗЫВ о посещенном (занятии) уроке
___ (указывается образовательная организация)
1)Ф. И. О. педагога (воспитателя)___
2) Тема (урока, мероприятия) ___
3. Ваше мнение об уроке (занятии)___
4. Ваши пожелания педагогу (воспитателю)___
5. Ваши пожелания администрации образовательной организация___
Дата ___
Спасибо! Мы всегда рады Вас видеть!