Анна Божога
Открытое занятие «Освобождение бусинок из ледяного плена»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Освобождение бусинок из ледяного плена»
Цель: Создание условий для расширения представлений детей о способах таяния льда через познавательно — исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Образовательные:
- Расширить представления детей о твердом состоянии воды;
- Продолжать учить анализировать результаты собственных экспериментов, делать выводы и фиксировать их на бумаге;
- Учить выдвигать гипотезы.
2. Развивающие:
Публикация «Открытое занятие „Освобождение бусинок из ледяного плена“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Развивать дивергентное мышление, познавательный интерес, умение сопоставлять, делать выводы;
- Развивать мелкую моторику и координацию движений.
3. Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность и активность в процессе экспериментирования, желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
Методы и приемы:
Наглядный; словесные (художественное слово, беседа, указания, пояснения.); методы контроля (самоконтроль, взаимоконтроль).
Материал: замороженные во льду бусинки, емкость с теплой водой, тарелочки, салфетки на каждого ребенка,, шнурки, карточки с условными изображениями, итоговая таблица, фартуки на каждого ребенка.
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию, образовательная область «Познавательное развитие» в средней группе.
Этапы Действия, деятельность педагога
Действия, деятельность детей, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.
I. Организационный этап. (2-3 минуты)
Цель: Психологический настрой на предстоящую деятельность
Введение в ситуацию. Задача: мотивировать детей на включение в деятельность.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Скажите, как называется ваш детский сад? Из какой вы группы? Как она называется? Все правильно я торопилась к вам. Меня зовут Анна Ивановна! Я работаю с такими же детьми, как и вы. Пусть этот день нам принесет радость и много новых интересных впечатлений.
Посмотрите как много гостей, давайте их поприветствуем. Возьмитесь за руки, сделайте круг. Покажите свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (тепло)
Воспитатель: Поскорее встанем в круг
Ты мой друг, и я – твой друг!
Мы ногами топнем,
Мы руками хлопнем,
А потом пойдем, пойдем,
Друга за руку возьмем Дети слушают и делают предположения, отвечают, выполняют движения
II. Мотивационно - ориентировочный этап. (4-5 мин)
Цель: создание эмоционального настроя детей, заинтересованности, сосредоточение внимания через беседу.
Постановка проблемы и мотивация детей.
Воспитатель: - Ребята, я прочитала стихотворение Н. Некрасова «Снежок», но не могу понять о чём идёт речь в стихотворении. Помогите мне разобраться, что же случилось с водой?
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло
- Что случилось с водой?
- Почему она замерзла?
- Шла я к вам в гости по мостику через речку, поскользнулась и упала, а мои новые, красивые бусы рассыпались и упали в речку, прямо в холодную воду. Мороз Иванович помог мне их достать, да только заморозил бусинки. Вот они. Ответы детей:
- она превратилась в лёд;
- наверное, это было зимой, и она замёрзла;
- вода превратилась в лёд от мороза.
Ответы детей
(Освободить бусинки)
III. Поисковый этап (4 мин)
Цель: активизация поисковой деятельности, посредством выдвижения гипотез детьми в решении проблемной ситуации
Повышение познавательной активности
Цель: приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы).
- Как же бусы собрать?
- Как можно освободить бусинки из ледяного плена?
Дети выдвигают версии (не менее 2-3х) и формируют предложение (цель) о способах освобождения бусинок
1. Погреть в руках. Руки теплые от тепла рук лед растает, бусинки освободятся.
2. Можно отогреть в варежках
3. Положить на батарею, они горячие и бусинки освободятся от льда
4. Положить в теплую воду- там лед растает.
5. Можно оставить в группе- у нас тепло
6. Можно постучать ножом или молотком – лед расколется (есть специальный бур им рыбаки бурят лед)
IY. Основной этап, практический. (5-7 минут)
Цель: развитие самостоятельности в процессе проведения эксперимента
- А давайте проверим на практике, какой способ самый быстрый? Для этого я предлагаю вам перейти в экспериментальную лабораторию.
- Смотрите, чтобы определить какой способ самый быстрый, мы будем использовать песочные часы.
Если льдинка растает полностью за то время пока сыпется песок, мы ему присвоим зеленый круг.
Если льдинка растает не полностью, за время пока сыпется песок, мы ему присвоим желтый круг.
Если льдинка не растает, за время пока сыпется песок, то мы ему присвоим красный круг.
- Прежде чем приступить к работе, давайте с вами вспомним основные правила работы в лаборатории с водой.
- Коль с водой имеем дело
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук – друг: он нам помог,
И никто здесь не промок. Дети распределяются на группы согласно фигур нашитых на фартуках.
Разбирают карточки –схемы
Проведение опытов по схеме, фиксация результатов. - Одевайте фартуки. Обратите внимание на эмблему. Подойдите к столу с такой же эмблемой. У нас три исследовательские лаборатории: снежинки, звездочки и конфетки.
- Я буду руководителем лаборатории, а вы исследователи.
- «Снежинки» исследуют способ освобождения бусинок теплой водой;
«Звездочки» освобождают бусинки теплом рук;
«Конфетки» - теплом рук в варежках и положив льдинки на батарею.
- Наш эксперимент подошел к концу, давайте обсудим его результат:
Исследователи лаборатории «снежинок» каков результат вашего эксперимента?
Исследователи лаборатории «звездочки» - результат вашего эксперимента?
Исследователи лаборатории «конфетки» - представьте ваш результат?
- Ребята, нам нужно собрать бусы целиком, поэтому какой способ будем использовать?
- Исследователи лабораторий «Конфетки» и «Звездочки» берите стаканы с ложками, опускайте в них льдинки, будем освобождать бусинки.
Дети проводят опытно- экспериментальную деятельность.
Ответ детей
(теплая вода освободила бусины из плена полностью)
(лед тает медленно, руки замерзли)
(на батарее лед не растаял, в варежках тает медленно и они намокли)
Дети заполняют таблицу, ставят кружочки напротив карточек
Зеленый круг – льдинки растаяли быстрее всего
Желтый – таяли медленно
Красный – долго таяли
Ответ детей
(способ освобождения бусинок теплой водой)
Совместная коллективная деятельность детей. Задача: воспитывать умение работать совместно. Воспитатель: все бусины освободили? Теперь можно и бусы собрать.
- отлично, теперь покажите гостям какие красивые бусы у вас получились.
Коллективная работа:
Садятся за рабочие столы,
приступают к выполнению
поставленной задачи.
Проявляют аккуратность.
V. Заключительный этап. Рефлексивно-оценочный (2-3 минуты)
Цель: создание ситуация для самоанализа и самооценки деятельности детей.
Рефлексивный компонент
Релаксация
Воспитатель:
- ребята, что мы с вами сегодня делали?
- почему лед растаял?
- что же такое лед?
- какой способ таяния льда самый быстрый?
- а какая вода еще бывает?
Ребята, спасибо вам за те знания, которые вы показали во время занятия.
Я хочу, чтобы вы были добрыми, дружелюбными, умными, и заботливыми.
Приготовьте свои ладошки, потрите их хорошенько, сделайте из ладошек лодочку, скажите в ладошку доброе пожелание и подарите его своим друзьям и нашим гостям.
На память о нашей встречи, я вам приготовила угощения. Дети общаются со сверстниками и взрослыми по содержанию пройденного.
Происходит осмысление способов и приёмов работы
Психогимнастика.
Церемония благодарности.
Выполняют движения в соответствии с текстом