Татьяна Романова
Открытое занятие на тему «Ветер» в подготовительной группе «Васильки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности:
«Ветер»
Цель: создание условий для интеллектуального и физического развития детей посредством формирования представлений о ветре.
Задачи:
1. Формировать познавательный интерес к природе.
2. Расширить представления о свойствах ветра, его значении в природе и жизни человека
3. Способствовать развитию умения детей делать самостоятельно выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями.
Публикация «Открытое занятие на тему „Ветер“ в подготовительной группе „Васильки“» размещена в разделах
- Василёк, васильки
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
4. Продолжить знакомить с некоторыми правилами безопасного поведения в природе. Определять характер ветра через прослушивание музыкальных произведений.
5. Пополнить словарный запас детей словами: «торнадо», «обжигающий», «свирепый», «пронизывающий», побуждать активно, использовать слова, характеризующие ветер.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, дул сильный ветер, и к нам в окно залетело письмо. Посмотрим что в нем?
Загадка:
Он бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но бывает,
Груши с веток обрывает.
Так порою, он сердит.
Только что он был везде,
Миг - и нет его нигде! (Ветер)
Что это?
Дети: Ветер!
Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята группы Васильки. Пишет вам как вы уже, наверное, узнали, ветер. Вы меня не видите, а я постоянно за вами наблюдаю. Я знаю, что вы ходите в подготовительную группу, и много знаете. Ребята, я хочу вас попросить, чтобы вы создали обо мне книгу. По которой вы смогли бы рассказать малышам. Они обо мне так мало знают.
- Ребята будем создавать книгу о ветре? Ребята ветер говорит, что мы его не видим, его нельзя увидеть глазами. Раз ветер невидимка, то, как можно определить, что он существует?
Дети: Ветер нельзя увидеть глазами. Его можно только почувствовать и услышать.
Воспитатель: Давайте ребята на первой странице об этом расскажем? Что нарисуем?
У каждого ветра есть своя музыка, и сейчас ребята мы попробуем определить характер ветра на слух:
1-й фрагмент. Какой ветер был в этом фрагменте? (холодный, зябкий с дождем) В какое время года бывает такой ветер? (осенью)
2-й фрагмент. А сейчас какой ветер мы услышали? (холодный, колючий). В какое время года бывает такой ветер? (зимой).
3-й фрагмент. Какой ветер мы услышали? (прохладный, свежий). В какое время года бывает такой ветер? (весной).
4-й фрагмент. А сейчас какой ветер мы услышали? (теплый, ласковый, приятный, нежный). В какое время года бывает такой ветер? (летом).
Воспитатель: О чем мы расскажем на второй странице нашей книги? Что мы нарисуем?
Воспитатель: А теперь давайте подумаем и скажем, каким бывают ветра?
Дети: Ветер бывает нежный, добрый, тёплый, ласковый, освежающий, слабый, незаметный, приятный, пронизывающий, свирепый, северный, южный. сильный, тихий, неприятный, прохладный, холодный, колючий, жаркий, быстрый, обжигающий.
- Как называются наиболее сильные ветры (ураганы, тайфуны, метели, бури, торнадо, шторм) (воспитатель показывает иллюстрации)
-Слабый ветер называется бриз. Люди, наблюдающие за силой и направлением ветра, называются метеорологами, синоптиками.
Воспитатель: Итак, ребята, давайте на третей странице об этом расскажем? Что мы нарисуем на этой странице?
Воспитатель: ребята, как можно узнать дует ли на улице ветер?
Нужно посмотреть в окно: если ветки деревьев качаются, листья шевелятся, значит, ветер есть. На улицу можно взять с собой султанчики и вертушки. Если султанчики гнутся, а вертушки крутятся, значит, ветер дует. Можно открыть форточку : сильный ветер заставит занавески качаться, может сдуть бумаги со стола.
Воспитатель: Ребята, что мы расскажем на четвертой странице нашей книги? Что нарисуем?
Сейчас я вам расскажу одну историю: когда- то в некоторые времена жил на свете один художник, у которого были волшебные очки. В этих очках он мог разглядеть любого невидимку. Однажды художник решил нарисовать ветер. И вот что у него получилось (Воспитатель показывает детям два портрета ветра).
-Почему художник решил нарисовать 2 портрета?
-Как вам кажется, на каком портрете нарисован ветер, делающий добрые дела, а на каком ветер, от которого одни несчастья? Почему вы так думаете?
Д/И «Какой ветер?»
Сейчас мы разделимся на две команды. Одной команде нужно будет выбрать картинки с делами доброго ветра, другой- с делами злого ветра. После того как вы выполните задание ваша команда проверяет правильность отбора картинок. После этого каждый из вашей команды должен объяснить, почему вы выбрали именно эту картинку.
Воспитатель: Итак, ребята, чем мы расскажем на пятой странице нашей книги? Что нарисуем?
Физминутка
Ветерок нам, ребята, предлагает поиграть.
Чики - чики - чикалочка,
Игра - превращалочка,
Вокруг себя повернитесь
-И в деревья превратитесь.
Дети превращаются в деревья.
Звучит музыка.
Воспитатель: Подул лёгкий ветерок — зашелестели листочки на деревьях (дети шелестят пальцами). Усилился ветер - затрепетали, закачались веточки (дети шелестят кистями рук). Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветки деревьев, гнет их стволы, клонит к земле (дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону). Но вот ветер утих, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури (дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками)
Воспитатель: (взмахивает палочкой) Пусть деревья станут ребятами.
Воспитатель: Ребята, как же все- таки появляется ветер? Теплый воздух легче холодного. Он всегда стремится вверх, а холодный тяжелее он стелется по низу, там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух - появляется ветер. Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Ребята, давайте об этом расскажем в шестой странице нашей книги? Что мы нарисуем здесь?
Воспитатель: А можем ли мы сами в группе создать ветер? Как? С помощью чего?
Для этого нужно заставить воздух двигаться: помахать рукой, подуть, помахать веером.
Воспитатель: Помашем веером у лица. Какое возникает у вас ощущение? (У лица движется воздух) Как вы думаете, для чего люди изобрели веер?
-Что придумали люди вместо веера? Какой прибор его заменил? (вентилятор)
-А что еще мы используем вместо ветра, какой прибор? (фен) Для чего он нам нужен?
1. Опыт «Парусные суда»
А теперь отправимся к нашему маленькому морю
На столах емкости с водой – это «море».
Воспитатель: Какое сейчас «море»?
Дети: Спокойное, волн нет, вода не двигается.
Воспитатель: Можно ли сделать, чтобы на «море» появились волны?
Дети: Надо подуть на воду.
Воспитатель: Ветер заставляет воду двигаться, гонит волны. Лёгкий ветерок на море моряки называют «бризом». Опускаем на воду кораблик, он не плывёт. Почему кораблик не плывёт?
Дети: Потому что нет ветра.
Воспитатель: Что должно произойти, чтобы кораблик поплыл?
Дети: Надо чтобы подул ветер. (Дети помогают кораблику плыть.)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Воспитатель: А если очень сильно подуть, что произойдёт с корабликом?
Дети: Перевернётся.
Воспитатель: Как называется очень сильный ветер? - Бурей, Штормом,
Шторм может перевернуть даже самый большой парусник. Поэтому на парусных кораблях плавали только смелые, отважные люди. А в наше время по морям плавают большие надёжные корабли, которые приводятся в движение не ветром, а мотором.
Воспитатель: Итак, ребята, что мы расскажем на седьмой странице нашей книги? Что нарисуем?
Воспитатель: Ребята, если бы вам можно было на какое- то время превратиться в ветер, каким ветром вы бы стали? Представьте, что у вас как у художника из сказки, появились волшебные очки, и вы смогли рассмотреть невидимое. Нарисуйте свой ветер. (Дети макают кисть в разведенную краску и брызгают на лист бумаги, берут трубочку и дуют на брызги краски, превращая их в ветер). Затем представляют свои работы, рассказывают о характере ветра.
Вот и закончили мы писать нашу книгу о ветре. Сколько страниц у нас получилось? О чем мы рассказали на первой странице? На второй? И т. д. О чем мы рассказали на заключительной седьмой странице?
О чем вы расскажите своим родителям?
Ребята, хотите написать сказку о ветре? Тогда я предлагаю вам сделать домашнее задание придумать сказку о ветре.
Сейчас вы пройдете в музыкальный зал и посмотрите, какой сюрприз вам приготовил ветер.
Картинки к Д/И «Какой ветер?»