Рамазанова Наида
Открытое занятие «Краски музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие
Программное содержание.
Программное содержание.
• Знакомить детей со средством музыкальной выразительности – тембром.
• Уточнить и закрепить восприятие таких средств музыкальной выразительности,
• как динамика, ритм, регистр, мажорный и минорный лад.
• Учить детей петь выразительно, передавая ладовые изменения в музыке, слышать
• темповые изменения в музыке, отражать их в движении.
Публикация «Открытое занятие „Краски музыки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
• Развивать воображение, творческую фантазию, самостоятельность при
• оркестровке произведений, в поиске песенной интонации на заданный текст и в
• выборе имитационных движений.
• Расширять словарный запас детей новыми понятиями: мажор, минор, темп, тембр.
• Продолжить знакомство с творчеством Э. Грига.
• Воспитывать эмоционально-эстетическое отношение к музыке.
Ход занятия.
Дети заходят в зал под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов».
Муз. рук. Ребята, обратите внимание, у нас в зале сегодня присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними:
Дети: Здравствуйте наши гости дорогие!
Солнышко ясное здравствуй,
Небо прекрасное здравствуй!
Все мои подружки, все мои друзья!
Муз. рук: Здравствуйте ребята, как люблю вас я!
Ребята, вы любите наш город? (ответ детей) Я тоже очень люблю, в нашем городе живет очень много талантливых людей. Посмотрите, какие красивые картины висят у нас на стенах, их написал наш местный художник П. Войченко в 1978 году (дети рассматривают картины). Какие краски использовал художник в своих работах (ответы детей). В музыке тоже нужны краски, чтобы она удивляла, радовала, заставляла нас прислушиваться.
(Слайд №1 со всеми красками : динамика, тембр, ритм, темп)
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство
Осторожно, осторожно
Не спугнуть бы нам его. (Р. Панков)
Сегодня, я хочу выступить в роли Феи и рассказать вам о красках музыки
(М. р берет «волшебную палочку» в форме скрипичного ключа, надевает корону)
Фея: Музыка не всегда звучит одинаково. Она может звучать высоко и низко, отрывисто и
плавно, громко и тихо. «Громко» и «тихо» — это динамические краски, или динамические
оттенки. (Показ слайда №2 с краской «Динамика»). Скажите пожалуйста, что такое,
динамические оттенки?
Дети: Степень громкости исполнения музыки.
Фея: Теперь самое время пригласить вас в другую сказку, и поможет это сделать моя
волшебная палочка. Видите, она в форме главного музыкального знака. Как он
называется?
Дети: Скрипичный ключ.
Дети рассматривают слайд №3. Картинки сказочных гномов.
Во мгле поднялась средь деревьев гора,
Пещерой под землю уходит она,
Горбатый король в той пещере живёт,
Со свитой своею сюда он идёт.
Вы догадались, о какой сказочной музыке идёт речь? Вспомните. Кто её написал?
Дети: Э. Григ (Слайд №4 с портретом Э. Грига).
Фея: Сейчас вы будете слушать музыку и выполнять задание. Вы должны обозначить
цветом краски музыки, её динамические оттенки. Помогут вам в этом волшебные
светофорики. Возьмите их в руки. Откройте синий цвет, когда услышите очень
тихую музыку, зелёный – когда музыка будет звучать не очень тихо, жёлтый –
умеренно громко, ну а красный цвет – когда музыка будет звучать очень громко!
По взмаху волшебной палочки начинает звучать пьеса «В пещере горного короля»
Э. Грига.
Фея: С новым заданием вы справились хорошо. Молодцы! Следующая сказка про кота. Я
расскажу вам, каким он был и что с ним приключилось. А вас я попрошу помочь
мне рассказать эту сказку. Слушайте внимательно: я буду менять силу голоса, а
вы мне будете помогать игрой на музыкальных инструментах. Когда я буду тихо
читать, вам я предлагаю играть на маленьких маракасах, а когда громко – на
погремушках. (Дети разбирают музыкальные инструменты).
Фея: Подготовились? А теперь слушаем всю сказку.
Жил кот Василий. Ленивый был кот.
Острые зубы и толстый живот.
Очень тихо всегда ходил,
Громко, настойчиво кушать просил
Да потихоньку на печке храпел –
Вот вам и всё, что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон вот такой:
Будто затеял с мышами он бой.
Громко крича, он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши тихо взмолились:
— Ох, пожалей, пощади, сделай милость!
Громко воскликнул тут Васенька: «Брысь»! –
И врассыпную они понеслись.
А на самом деле, пока кот Василий спал, происходило вот что:
Мыши тихо вышли из норки,
Громко хрустя, съели хлебные корки,
Потом, очень тихо смеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, очень громко чихнул,
Потом повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера громко над ним потешались! (Е. Королёва)
Фея: Положите инструменты на место. Что помогло выразительно рассказать сказку?
Дети: Выразительно рассказать сказку нам помогли сила голоса и звучание
инструментов.
Фея: Но каждый инструмент, да и голос человека имеют свою окраску – тембр.
(Слайд №5 со второй краской «Тембр»). Угадайте по тембру, какой инструмент будет звучать?
Звучат рояль, флейта, скрипка, баян. Дети рассматривают слайд №6 музыкальные инструменты, отгадывают по звучанию и показывают.
Фея: Скажите, сколько на пианино расположено регистров?
Дети: Три регистра: низкий, средний, высокий
Фея: А вы знаете, что такое оркестр и кто руководит оркестром?
Дети: Оркестр – это группа музыкантов, совместно исполняющие музыкальное
произведение на разных инструментах. Оркестром руководит дирижер (Слайд №6)
Фея: Да, все правильно, давайте соберем наш небольшой оркестр и выберем дирижера.
Дирижё р:
Я назначен дирижёром,
Весь оркестр в руках держу!
За моей рукой следите,
Всё, что надо, покажу!
Без меня не начинайте!
Палочкой взмахну – вступайте!
(Играют П. И. Чайковского «Неаполитанская песенка»
Фея: А скажите, какая краска была главная в оркестре?
Дети: Ритм.
Фея: Если вы будите внимательно слушать музыку, то сможете прохлопать этот ритм.
А что такое ритм?
Дети: Ритм – это долгие и короткие звуки, которые мы можем простучать или
прохлопать.
Фея: Что вы слышите сейчас? (Исполняю несколько звуков на фортепиано)
Я сыграла вам несколько музыкальных звуков, но это ещё не музыка. Позовём на
помощь краску музыки – ритм (слайд №7 с краской «Ритм»). Его нам подскажут
следующие слова: «Мы идём с цветами, с яркими флажками». Спойте на одном
звуке и прохлопайте ритм получившейся песенки. Ритм – это долгие и короткие
звуки, которые мы можем простучать или прохлопать. У каждой мелодии свой ритм,
по ритму можно узнать мелодию. Ритм какой знакомой вам песни я сейчас
прохлопаю? Давайте споём её. (Исполняют 1-й куплет песни «Господин теплый
день» Роот. Давайте второй куплет споем с ускорением
Как изменилась песня? Когда музыка звучит то медленно, то быстро, как называется
такая краска?
Дети: Такая краска называется темпом (Слайд №8 с краской «Темп»)
Фея: Правильно, темп!
Фея: Ну, а сейчас мы отправимся на нотный бал! В пути нас будет сопровождать
танцевальная музыка. Будьте внимательны, слушайте, когда музыка звучит
медленно, когда быстрее. Все изменения вы должны показать в своих движениях.
Звучит «Полька» из «Танец кукол» Д. Шостоковича» Дети имправизируют.
Вы молодцы, услышали изменения темпа в музыке. Дорогие мои друзья! Мы с вами
попали на нотный бал! Кого можно встретить на нотном балу?
Дети: Ноты, скрипичный ключ! (Слайд №9, изображение нот на нотном стане)
Фея: А какие ноты вы знаете?
Дети: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
Фея: На нотном балу мы должны обязательно выступить, исполнить песню про ноты.
Дети исполняют «Песня про ноты» Роот.
А самые важные гости на этом балу два лада, какие?
Дети: Мажор и минор!
Фея: Какой по характеру мажорный лад? Минорный? (ответы детей)
Вот сейчас мы споем одну песню для мажора, а другую для минора.
Дети поют в мажорном ладу на мелодию восходящего и нисходящего звукоряда следующие строки:
Вот мы дружно встали в ряд,
Получился звукоряд,
Светлый и просторный –
Это лад мажорный!
В минорном ладу:
***
Мы – минорный звукоряд,
Грустных звуков длинный ряд.
Песню грустную споём,
Погрустим с тобой вдвоём.
(Е. Королёва)
Фея: А сейчас музыка приглашает нас танцевать на нотном балу!
Танец с цветными лентами под музыку «Метель» Свиридова
Есть у радуги семь красок,
А у музыки семь нот.
На земле для нашей радости
Вечно музыка живёт!
(Е. Зитта)
Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие, но знакомство с музыкальными красками мы будем продолжать при каждой встрече с музыкой.