Елена Панфилова
Коррекционная работа по формированию мелкой моторики рук у дошкольников. Конспект занятия в старшей группе «Домашние птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «ЦРР – детский сад «МАРЬИНО»»
Открытое занятие
по ознакомлению с окружающим
тема: «Коррекционная работа по формированию
мелкой моторики рук в процессе НОД»
Старшая группа
Выполнила: Панфилова Е. В.
2013 г.
«Домашние птицы».
Публикация «Коррекционная работа по формированию мелкой моторики рук у дошкольников, Конспект занятия в старшей группе „Домашние птицы“» размещена в разделах
- Домашние птицы. Птичий двор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Мелкая моторика
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с домашними птицами; с особенностями их внешнего вида и повадок.
Закреплять понятия «домашние» и «дикие» птицы, находить и объяснять различия между ними.
Активизировать словарь детей названиями птиц;
Учить правильно называть семью домашних птиц.
Закреплять умение составлять короткий описательный рассказ.
Продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные; существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Продолжать коррекционную работу по формированию мелкой моторики рук в процессе образовательной деятельности.
Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.
Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам, желание помочь в беде.
Методические приё мы:
Наглядно-дидактические: показ карточек, использование наглядности.
Словесные приё мы: повторы, звукоподражание, использование стихотворного материала.
Тактильные: ощупывание.
Музыкально-слуховые: использование музыкального произведения.
Игровые: подвижные музыкальные игры.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Труд», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Здоровье».
Предварительная работа : Познавательные беседы с детьми о домашних птицах, о корме птиц, о том, где они живут, об их детёнышах.
Чтение рассказа К. Ушинского «Петушок с семьёй» «Гуси», «Уточки»; Б. Заходер «Очень вежливый индюк». Разучивание песенок, стихов, потешек о домашних птицах. Рассматривание картин: «Курица с цыплятами», «Утка с утятами», «На птичьем дворе».
Материал и оборудование: ноутбук, предметные картинки с изображением домашних и диких птиц, дерево, плетень, домик, корзиночка, лужайка, костюм хозяюшки, магнитофон, диапроектор, экран, слайды «Домашние птицы», пшено для корма птиц, набор «Птичник», аудиозапись «Голоса домашних птиц», конверты с карточками домашних птиц, макет дерева, макет дома.
Персонаж- Хозяюшка (Бабуся).
Ход :
Дети входят в зал под русскую народную мелодию.
Хозяюшка: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Я приглашаю всех вас к себе в гости! Добро пожаловать на мой двор.
Хозяюшка: А знаете ли вы, какие птицы живут у меня во дворе? Чтобы это узнать, надо загадки отгадать.
Игра «Загадки-рифмовки».
Целый день она гуляет,
Травку, листья разгребает.
Выйди лишь на улицу,
Там увидишь (курицу).
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами – стук,
И зовут его? (Индюк.)
Я раньше солнышка встаю
И рано голос подаю.
И у меня прекрасный слух,
Я яркий, озорной (петух).
Длинная шея,
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки (гусь).
Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
«Кря» кричит. Всё это шутка. Ну, конечно, это (утка).
Хозяюшка: Молодцы! Вижу, умные вы дети. Про кого мы отгадали загадки? (Ответы детей).
Хозяюшка: А теперь давайте поплаваем, как уточка.
Пальчиковая гимнастика «Уточка».
На волнах качаясь, уточка плывёт,
То нырнёт, то вынырнет – лапками гребёт.
Хозяюшка: Замечательно! Знаете, ребята, мои домашние птицы любят добрых, ласковых людей. Сумеете ли вы позвать их ласково?
Д/и «Назови ласково» (стоя).
Утка - уточка
Петух - петушок
Курица - курочка
Индюшка - индюшечка
Цыплёнок- цыплёночек
Утёнок - утёночек
Гусёнок - гусёночек
Индюшонок - индюшоночек.
Хозяюшка: Ой, какие молодцы, мои птицы вас не боятся, все вы сумели их ласково позвать.
Хозяюшка: А сейчас, дети, я посмотрю, какие вы внимательные, поиграем в игру на внимание «Он и она».
Игра на внимание.
Он гусь – она (гусыня).
Он индюк – она (индюшка).
Он петух – она (курица).
Он селезень - она (утка).
Хозяюшка:- Молодцы! Присядьте на стульчики. Сейчас назовите птичью семью. Внимание на экран (слайды).
Д/и «Назови семью».
Хозяюшка: Ребята, чья это семья?
Дети: Это утиная семья.
Хозяюшка: А кто в утиной семье?
Дети: Селезень, утка и утята.
Хозяюшка: Ребята, а чья это семья?
Дети: Гусиная семья.
Хозяюшка: А кто в гусиной семье?
Дети: Гусь, гусыня и гусята.
Хозяюшка: Ребята, а это чья семья?
Дети: Это куриная семья.
Хозяюшка: А кто в куриной семье?
Дети: Петух, курица и цыплята.
Хозяюшка: Ребята, чья это семья?
Дети: Индюшиная семья.
Хозяюшка: А кто в этой семье?
Дети: Индюк, индюшка и индюшата.
Хозяюшка: А теперь ещё раз повторим. Приготовьте ваши пальчики.
Пальчиковая игра «Домашние птицы».
Есть у курицы цыплёнок, у гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок, а у утки есть утёнок,
(Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.)
У каждой мамы малыши все красивы, хороши!
(Показывают пальчики.)
Второй раз ребёнок говорит слова, а остальные выполняют движения.
Хозяюшка: Ой, ребята, я же забыла калитку закрыть в моём птичнике. Давайте посмотрим. А птички мои разбежались. Где же они? Поищем их?
Дети: Да.
Хозяюшка: Давайте везде посмотрим.
Дети: Здесь они.
Хозяюшка: Ой, да они перемешались. Ребята, что же мне теперь делать? Да вы же у меня помощники хорошие, помогите расселить диких птиц на дерево, а домашних птиц во двор (на плетень).
Д/и «Рассели птиц».
Хозяюшка: А сейчас возьмите по птице и расселите. Домашних птиц вы куда расселите?
Дети: Во двор.
Хозяюшка: А диких?
Дети: На дерево.
Дети выполняют.
(Диких птиц сажают на макет дерева, а домашних - на плетень около домика) .
Хозяюшка: Давайте посмотрим, правильно ли вы сделали? Во дворе у нас какие птицы?
Дети перечисляют, кого поселили во двор.
Хозяюшка: А на дерево каких вы птиц поселили?
Дети называют птиц на дереве.
Хозяюшка: Ой, спасибо, вы настоящие помощники. Интересно, а почему же одних птиц называют дикими, а других домашними?
Дети: Домашние птицы не умеют летать, добывать корм, живут с человеком. Он за ними ухаживает, кормит, защищает, строит теплое жилье - сарай, ферму, птичник.
Хозяюшка: А какие птицы сами о себе заботятся, добывают корм, защищаются от врагов, строят гнёзда, и умеют летать?
Дети: Дикие птицы.
Хозяюшка: Сейчас давайте сядем на стульчики, а я вам что-то расскажу.
Дети садятся.
Хозяюшка: Давным - давно все птицы были дикими. Люди приручили их и они стали домашними, стали приносить людям пользу. Какую пользу?
Дети: Дают мясо, яйца, перо.
Хозяюшка: Правильно, дети, домашние птицы стали продуктом питания для человека. Сейчас люди делают перепелиные фермы. Они приручили перепелов. Обратите внимание на экран (слайды). А перепелиные яйца считаются высококалорийными и очень полезными для здоровья (слайды). Я вам сейчас их покажу.
(Показ перепелиных яиц).
Хозяюшка: Вот яичко маленькое, да удаленькое. Посмотрите, насколько оно меньше куриного, но пользы оно приносит больше, чем одно куриное.
Хозяюшка: Ребята, а вы знаете, какая птица самая большая?
Дети: Страус.
Хозяюшка: Сейчас, ребята, много страусиных ферм. Страусиное яйцо очень большое. Оно больше перепелиного во много раз. Оно особо не отличается ни по составу, ни по полезным свойствам от куриного яйца (слайды).
Хозяюшка: Люди ещё одомашнивают павлинов и цесарок (слайды). Это декоративные птицы.
Хозяюшка: А сейчас давайте потанцуем.
Физминутка (с показом движений) под музыку «Танец маленьких утят».
Хозяюшка: Наши птички спрятались, давайте их поищем.
Упражнение «Сухой бассейн».
Дети ищут фигурки птиц в сухом бассейне на ощупь.
Хозяюшка: Молодцы, а теперь помогите накормить моих птиц.
Упражнение «Покорми птиц».
Хозяюшка: Посыпьте им пшеницы, пшена.
Хозяюшка: Накормили птиц, молодцы. Они нас благодарят на своём языке птичьем.
Игра «Кто как голос подаёт?».
Хозяюшка: Ребята, попробуйте угадать, чей это голос (аудиозапись).
Дети слышат голос птицы и называют её.
Хозяюшка: Значит, гусь что делает?
Дети: Гусь – гогочет.
Хозяюшка: Курица что делает?
Дети: Курица – квохчет.
Хозяюшка: Петух что делает?
Дети: Петух – кукарекает.
Хозяюшка: Ребята, утка что делает?
Дети: Утка – крякает.
Хозяюшка: Индюк что делает?
Дети: Индюк – балбочет.
Хозяюшка: Молодцы, ребята, за то, что вы так хорошо знаете домашних птиц, я вам предлагаю с помощью фотоаппарата поохотиться на них.
Пальчиковая гимнастика.
У нас чудесный аппарат -
(Кистями указывают на себя, затем пальцами обеих рук делают прямоугольник)
Фотографировать он рад!
(Указательным пальцем правой руки «нажимают на кнопку фотоаппарата»)
Сделаем вам фото.
(Указательным пальцем в воздухе чертят прямоугольник, остальные пальцы сжаты в кулак)
Вот охота так охота!
(Большие пальцы поднимают вверх, остальные сжаты в кулаки).
Хозяюшка: А теперь давайте проявим плёнку.
Упражнение «Разрезные картинки».
Дети составляют картинку из 8- ми частей.
Хозяюшка: Молодцы, дети. А сейчас мы посмотрим, знаете ли вы, как нужно относиться к птицам.
Игра «Что хорошо, что плохо».
Дети слушают четверостишия; если считают, что услышанное – это хорошо, то хлопают в ладоши, а если плохо – отрицательно мотают головой.
1. Если маленький малыш
Сыплет птицам крошки,
Поступает плохо он, Или он хороший?
2. Злой мальчишка палку взял,
И гусей ею гонял,
Был доволен он собой.
Хороший мальчик или плохой?
3. Смастерила девочка вовсе не игрушку -
Смастерила с папой для кур кормушку.
Зерна насыпала в неё,
Плохо это или хорошо?
4. Из рогатки мальчуган
В стадо индюков стрелял
И подранил одного
Плохо это или хорошо?
5. Атеперь ответить вы должны:
Как будете себя вести?
Должно решенье быть одно -
С птицами поступать только…
Все: Хорошо!
Итог занятия :
Хозяюшка: Дети, так какие птицы живут у меня во дворе (Ответы детей.)
Хозяюшка: Мы сегодня с вами играли, танцевали, птичек искали, кормили их, переделали много дел Вам понравилось? Что именно? (Ответы детей).
Хозяюшка: Я знаю, что Саша подготовила стихотворение.
Саша рассказывает стихотворение.
Что за двор без птиц домашних?
Без красивых, умных, важных.
Тех, кто яйца нам несёт,
Мясо, перья, пух даёт.
Кто по утру, в ранний час,
Как будильник,будит нас.
Людям всем они нужны, Будем к ним добры и мы.
Хозяюшка: Спасибо,Саша, спасибо, ребята, что пришли ко мне в гости. А сейчас у меня для вас небольшой сюрприз. Что это?
Дети: Перепелиные яйца.
Хозяюшка: Сейчас вернёмся в группу и я вас ими угощу.