Наталья Ляхова
Открытое занятие «Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением»
▼ Скачать + Заказать документы
«Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением».
Цель занятия : Улучшение дикции и качества звука путем работы над активностью артикуляционного аппарата.
Задачи:
1. Обучающие:
- обеспечить формирование у учащихся знаний об особенностях работы артикуляционного аппарата;
Публикация «Открытое занятие „Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Вокал. Обучение детей пению
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Артикуляция».
2. Развивающие – создать условия для развития у детей
- дикционных навыков в разнообразных темпах;
- активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;
- эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;
- умения пользоваться нижнереберно-диафрагматическим дыханием.
3. Воспитательные - создать условия для
- воспитания сознательного подхода к обучению;
- повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации.
Методы работы :
по источнику знаний:
- наглядные – наглядно – иллюстративный;
- словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия, беседа;
- практические – упражнения, практические задания;
по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, элементы исследовательского метода.
Методы вокальной педагогики : фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.
Межпредметные связи: теория музыки, анализ музыкальных произведений, литература, методика музыкального воспитания, практика.
Оборудование: синтезатор, ноутбук, презентация по теме урока, зеркало, нотный материал, музыкальная аппаратура, диски.
Ход занятия:
1. Объявление темы, цели и задач занятия.
2. Актуализация знаний. Формирование и закрепление вокальных навыков.
3. Элементы дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой (Приложение № 1).
4. Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова. (Приложение № 2).
1. Распевание.
Первый вокальный навык – «певческая установка».
Использование упражнений: интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В. В. Емельянов);
упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию.
Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления ребёнка, используя скороговорку «Барашеньки – крутороженьки…» с разным эмоциональным подтекстом: грусть, радость, гнев, восхищение и т. д.
Подвести учащегося к постепенному осмыслению своих вокальных действий и самостоятельному их использованию. Он должен сам найти внутренние установки для выполнения той или иной задачи.
2. Работа над исполнением вокализа.
Задача работы – добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания, ровности и мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляции, грамотной фразировки.
3. Работа над исполнением рнп «Ой ты беленький горошек».
Главная задача – отрабатывать различные вокальные навыки, обратить особое внимание на активность всего артикуляционного аппарата ребёнка. Для этого используется артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова (Приложение №2). Хорошая артикуляция приблизит звук, сделает его более ярким, красивым, высоко позиционным, улучшит дикцию.
В процессе работы учащийся вспоминает теоретические основы вокала (из раздела «Строение голосового аппарата» - «Артикуляционный аппарат» слайды №12 – 15). В беседе с педагогом разбираются вокальные навыки «дикция», «артикуляция».
Используя образное мышление, воображение солиста, необходимо создать такую ситуацию, которая приведет учащегося к яркому выразительному исполнению и в то же время будет работать над исправлением его вокально-технических недостатков. В результате восприятия и анализа музыки и текста необходимо дать солисту возможность прочувствовать художественный образ, пережить его. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогут поющему найти соответствующие приемы вокального исполнения, проявить инициативу в их поиске, благодаря чему развивается мышление, самостоятельность и творчество обучающегося пению.
Темп произведения довольно быстрый, поэтому необходима работа по активизации артикуляционного аппарата солиста. Для этого используется методический прием мысленного пропевания, который активизирует мышечный аппарат всего голосообразующего комплекса, включая и дыхательную мускулатуру.
4. Работа над исполнением рнп «У нас нонче субботея».
Задача работы – отработка навыков плавного голосоведения, активной подачи слова, выразительного исполнения. Четкое проговаривание текста песни. Особое внимание следует уделить ансамблю между пением и аккомпанированием с учетом преимуществ голоса.
5. Подведение итогов, выводы. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как их можно исправить.
Приложение №1.
Элементы дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой
Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:
• восстанавливают нарушенное носовое дыхание,
• улучшают дренажную функцию бронхов,
• положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,
• повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,
• улучшают нервно - психическое состояние организма.
Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Мы делаем по 32 движений дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:
Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки).
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.
Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая, голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.
Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.
Упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами - движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).
Тик- так, вдох с пола - вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь и не напрягайтесь: всё делается легко и просто, без лишних усилий.
Приложение №2.
Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.
• Покусайте кончик языка, повторите эту операцию 4-8 раз, пока не почувствуете, что активизировалась работа слюнных желез.
• "Шинковать" язык, т. е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы стали покусывать середину языка. Повторите 4-8 раз.
• Пощелкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта. «Попротыкайте» языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется "иголочка". Повторите несколько раз.
• Проведите языком между деснами и губами. Упражнение называется "щеточка", как бы чистим языком зубы.
• Выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение, поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти положения: обиженное лицо - обрадованное лицо.
• После этого поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы или челюстно-височные суставы, помассируйте также энергично, чтобы почувствовать под пальцами костные ткани и после этого переходите к движению челюсти "вперед-вниз", т. е. круговое движение. Сначала к горизонтальной плоскости - вперед, дальше - вертикальной - вниз.
• Наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти "вперед-вниз" с открыванием верхних зубов, т. е. с активной верхней губой, и с оттопыриванием нижней губы так, чтобы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Повторите несколько раз. Рот должен быть открыт полностью, т. е. челюсть отведена "вперед-вниз" на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура, должна быть ненапряженной. Рот должен иметь вид прямоугольника, поставленного на более короткую сторону. Прямоугольника, а не овала или круга. Эту артикуляционную пози-цию назовем условно "Злая кошка" ("ЗК").
Литература.
1. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В. В Емельянов. – 3-е изд., испр. – СПб. : Лань, 2010 – 192с.
2. Щетинин. М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. / М. Н. Щетинин. – 3-е изд. – М., 2008:
3. Ф. Абт. Школа пения. - М. ,1985..
4. Хрестоматия вокально-педагогического репертуара. / Сост. П. Понтрягин. -М. : Музыка, 1970.
5. Учите детей петь: Песни и упражнения развития голоса у детей. /Сост. Т. Орлова, С. Бекина. – М. : Просвещение, 1986.