Наталия Алфёрова
Открытая ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Чудеса в Дымковской деревне»
Задачи:
1. Продолжать закреплять у детей знания о народно - прикладном искусстве дымковская игрушка.
2. Продолжать закреплять историю возникновения дымковской игрушки, через игру – викторину.
3. Закреплять у детей навыки рисования элементов декоративной росписи – кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо и мн. другие.
4. Выявить умения детей самостоятельно выбирать цвета для узора.
Публикация «Открытая ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе „Чудеса в Дымковской деревне“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
5. Упражнять в рисовании всем ворсом кисти и её концом.
6. Формировать навыки умения у детей украшать элементами дымковскую игрушку.
7. Развивать зрительно-пространственное восприятие, умение отображать в речи свои действия.
Ход занятия:
Дети идут змейкой по горнице
Воспитатель: В деревню мы старинную
Идем дорогой длинною
Идем дорогой трудною, дорогою крутой!
И вот перед нами сундучок небольшой
И красивый - то какой
Что же в сундучке находится?
Воспитатель заглядывает в сундучок и видит там дымковские игрушки.
Воспитатель: Ребята здесь игрушки, а какие это игрушки, вы узнаете, отгадав загадку!
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары, и рыбы.
А ну назови-ка меня!
(Дымка)
Воспитатель: Посмотрите, как много красивых игрушек сегодня у нас в гостях! Такие интересные игрушки! Вы их узнали? Что это за игрушки?
Дети: Это дымковские игрушки.
Воспитатель: Правильно. А почему их так назвали?
Дети: Потому что их сделали в селе Дымково.
Воспитатель: А почему село это назвали Дымково?
Дети: Потому что зимой, когда там топят печки, а летом, когда туман, село стоит как будто в дымке.
Воспитатель: Дым из труб столбом, точно в дымке все кругом
Голубые дали, и село большое "Дымково " назвали.
Все вместе: Там игрушки непростые,
Они волшебно - расписные,
Простой казалось бы узор
Но отвести не в силах взор.
Игра: «Викторина» с клубочком
Воспитатель: Эй ребята не ленитесь
А в кружочек становитесь.
Дети строятся в круг.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч - отвечай.
Воспитатель: Из чего делали дымковскую игрушку?
Дети: Делали эту игрушку из глины и соленого теста.
Воспитатель: Ребята, а кто делает и расписывает эти игрушки?
Дети: Мастера – умельцы
Воспитатель: Что необходимо мастеру для работы?
Дети: - Глина, соленое тесто, печка, краски, кисточка.
Воспитатель: А как делали дымковскую игрушку? Ребята, кто знает?
Дети: Сначала фигурки лепят из глины или соленого теста, затем сушат, потом обжигают в печи, потом белят в белый цвет.
Воспитатель: Но ведь игрушки выглядят не очень нарядными, что же для этого нужно сделать?
Дети: Нужно их расписать яркими узорами.
Воспитатель: На какой фон наносят мастера яркие узоры?
Дети: На белый фон.
Воспитатель: А какие элементы росписи использовали мастера?
Дети: Круги, полоски, точки, сетка, кольцо.
Воспитатель: Что означает каждый элемент дымковской росписи?
Дети: Круг – символ солнца,
точка – звезды;
волнистая линия – вода;
прямая линия – дорога.
Воспитатель: А какие цвета использовали мастерицы для росписи игрушки?
Дети: Малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.
Воспитатель: А как одним словом можно сказать про цвета, краски?
Дети: Яркие, нарядные, веселые, праздничные.
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы рассказали о дымковской игрушке, а мы сейчас посмотрим - насколько быстро вы можете отличить элементы дымковской росписи от других видов росписи.
Игра: «Подбери узор для дымковской барышни»
(дети выбирают карточки с элементами дымковских узоров из карточек с элементами различных узоров других росписей)
Воспитатель: Эй лежебоки, а ну - ка вставайте
И в кружочек выбегайте
Влево, в право – повернулись
И легонько потянулись.
Воспитатель: Предлагаю немного размяться и превратится в дымковские игрушки :
Физминутка «Дымковские игрушки»
Мы игрушки расписные, (Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)
Хохотушки вятские, (Улыбка друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские, (Поворот вокруг себя)
Кумушки посадские. (Небольшие приседания)
У нас ручки крендельком (Показ рук вперед, на пояс)
Щёчки будто яблочки. (Легкие прикасания к своим щекам)
С нами издавна знаком (Стойка прямо)
Весь народ на ярмарке. (Поклон)
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны как березки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Воспитатель: Ребята, а вы сами хотите быть мастерами?
Я приглашаю вас в нашу художественную мастерскую. В мастерской есть всё для превращения обычной фигурки в настоящую дымковскую игрушку. Возьмите всё необходимое для вашей работы.
Дети выбирают нужный материал и садятся за стол.
Воспитатель: Ребята, закройте глаза и подумайте, как вы распишите свою игрушку, что у вас должно получиться.
Воспитатель: Настроились? Тогда давайте творить чудеса. Но прежде разомнём свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Замесили тесто, а оно ни с места,
Замесили на дрожжах, не удержишь на вожжах.
Взяли соль, воды, муки, налепили колобки.
А из этих колобков лепим дымковских зверьков
Девочки и мальчики развивают пальчики.
Взяли кисть и краски, получились дымковские узоры
Воспитатель: Ребята, а что вы можете рассказать о своих игрушках, какие они?
Воспитатель: Арина какая получилась у тебя лошадка?
Арина: Расписная, красивая, дымковская…
Спрашиваю всех детей. Дети описывают свои игрушки используя при этом игру: «Ручеек» с русскими народными платками.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наши игрушки засветились яркими красками и стали очень красивыми.
Оттого и любим мы народные игрушки, что столько в них доброты и веселья. Глядишь улыбаться и веселится хочется.
Ой, вы гости дорогие!
У нас игрушки расписные: веселы и ярки, словно подарки.
Отдохнули все по - праву?
Мастерам воздали славу?
Что ж теперь домой пойдем.
Что узнали, не забудем, долго - долго помнить будем!
Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям.
Пришло время расставаться, до свиданья!
Дети: До свиданья!