Лариса Кордик
Открытое музыкальное занятие «Колокола России»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Количество детей: 8 человек.
Цель: Развивать интерес к историческому и культурному прошлому России, воспитывать чувства гордости за свою Родину.
Образовательные:
- Познакомить с культурно-историческим наследием России – колоколами.
- Обогащать словарный запас детей (звонарь, трезвон, перезвон).
Развивающие:
Публикация «Открытое музыкальное занятие „Колокола России“» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
-Развивать психические процессы: слуховое внимание, активизировать память, монологическую речь.
- Упражнять детей в умении анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
- Воспитывать личность, патриотические чувства по отношению к России, родному краю.
- Воспитывать терпимость и доброжелательность при организации совместной музыкально - игровой деятельности детей.
Интеграция образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Методы и приемы:
- практические – Танец - игра «Танцующий колокол», ансамблевая игра на колокольчиках.
- наглядные – демонстрация слайдов, рассматривание колоколов, слушание записей колокольных звонов
- словесные – рассказ музыкального руководителя, беседа по вопросам, инструкция педагога.
Материалы и оборудование:
Презентация по теме занятия, аудио запись (шум моря, колокольные звоны, музыка для путешествия, русская народная музыка, хрустальный колокольчик, набор диатонических колокольчиков, картузы и платки (по количеству мальчиков и девочек, ТСО.
Предварительная работа:
Беседы о родном крае, рассматривание иллюстраций о Калининградских храмах, игровые ситуации, проблемные ситуации на тему: «Дружба», «Хорошо – плохо» и т. д.
СЛАЙД 1
Дети входят в зал вместе с музыкальным руководителем.
М. Р. Ребята, посмотрите в зал, сколько гостей сегодня собралось.
Давайте мы с ними поздороваемся
Дети: «Здравствуйте» Ладошки сначала с детьми, потом со всеми
М. Р. : Сегодня мне приснился сон, мы отправились на поиски звука, а какого звука, я думаю, вы мне сейчас скажите, загадаю вам загадку:
- Язык есть - речей нет, а вести подает и поет
«Звук колокольчика»
Дети: Ответ.
СЛАЙД 2
М. Р. :
Правильно, это звук колокольчика.
СЛАЙД 3 музыка
Легенда о колокольчике.
Давным, давно, в 4 веке, один монах заболел и пошел в лес за целебными травами. В дороге он устал, прилег на траву, да и задремал. Сквозь сон услышал удивительную музыку. Даже скорее на музыку, а перезвон. Он почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, а он начинает выздоравливать. Когда он открыл глаза, то увидел, что возле его уха качается колокольчик – знакомый цветок. И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив ее из металла.
Ребята, а наш звук ведь потерялся! Давайте попробуем найти его глазами
«Водим только глазами, стоя на месте»
Раз мы его не нашли, отправимся в путешествие, нас ждут приключения, а может быть и опасность, где - то подстережет нас, вы не боитесь?
Дети: Нет
СЛАЙД 4
М. Р. На поиски звука мы отправимся на космолете, согласны? Тогда встаем парами, заводим мотор «Р-р-р», закрываем глаза (звучит музыка из сказки) и повторяем слова.
«Мы летим на космолете – да, да, да
Всем нам весело в полете – да, да, да
Приземлимся все мы вместе – да, да, да
И прислушаемся к звукам – да, да, да»
М. Р. Куда это мы попали?
Слайд 5 музыка
(Картинка древней Руси на слайде, древняя Москва) Мы очутились с вами в древней Москве. Посмотрите, одежда у людей совсем не похожа на нашу, современную. Давайте оденемся как они (мальчики картузы, девочки платки, чтобы не сильно отличаться от них.
Слайд 6 музыка
(включаю звон колокола)
Слайд 7
М. р. :. «Русь святая зовет, звон плывет, как встарь. Русь святая живет, пока звонит звонарь!» Колокола развешиваются на особой башне, колокольнею или звонницей. Ребята, а кто такой «звонарь?»
Дети: Ответ
М. Р. : Колокол – источник звука. А какой звук у большого колокола?
Дети: Ответ
М. Р. : Правильно, он звонит низко – бом – бом; А какие звуки бывают?
Дети: Ответ
М. Р. : Звуки бывают разные (низкие, глухие и звонкие, высокие, как у нашего колокольчика) А может, мы с вами попробуем спеть этот звук
Слайд 8
«Спой как папа, мама, дочка или сынок», теперь по парам одновременно два папы, две мамы, две дочки, два сыночка
М. Р. : Как красиво получается, а сейчас прислушаемся…
Слайд 9 музыка
(Слушаем трезвон)
Трезвон - это характерный ритмический звон с одновременным использованием всех основных групп колоколов.
Посмотрите, несколько колоколов так же прозвучали, как и вы. Но здесь нет нашего звука колокольчика. Давайте оставим картузы и платки в древней Москве, а сами отправимся в путь на поиск?
Дети: Да
Слайд 10 музыка
М. Р. : Встаем парами, заводим моторы (ррррр) руки в стороны, полетели…
«Мы летим на космолете – да, да, да
Всем нам весело в полете – да, да, да
Приземлимся все мы вместе – да, да, да
И поиграем мы конечно – да, да, да»
Слайд 11 музыка
(звук моря)
М. Р. : Вот это да! Куда же мы попали!
Слайд 12
Мы вернулись в Калининградскую область в город Черняховск.
И как то тихо стало, никого нет. Интересно, что нам нужно сделать, может поиграть в игру «Колокольчик», тогда и свой звук отыщем?
Игра «Колокольчик»
Колокольчик, колокольчик, очень звонкий голосочек
Твоя песенка звучит, всех ребяток веселит
А теперь отгадай, кто поет называй! (надеть повязку на глаза)
Слайд 13 музыка
(После игры включается звук колокола Черняховского храма)
М. Р. : А как вы думаете? Что же может сказать нам звук колокола?
Дети:1. Звали на службу в храм
2Под звуки колокола сходились народные собрания
3Колокола оповещали о наступлении большого праздника
4Предупреждали о надвигающейся опасности.
5. Указывали дорогу заблудившемуся путнику.
М. Р. : Молодцы! Правильно ответили! А звук – то нашего колокольчика опять не нашли. Значит в путь!
Слайд 14 музыка
Встаем парами, заводим моторы (ррррр) руки в стороны, полетели…
«Мы летим на космолете – да, да, да
Всем нам весело в полете – да, да, да
Приземлимся все мы вместе – да, да, да
Потанцуем мы на месте – да, да, да»
М. Р. : Слайд 15 музыка
Посмотрите ребята мы приземлились в Багратионовске.
(звук колоколов «Перезвон»)
М. Р. : Ребята, как вы думаете, а танцевать под музыку колоколов можно?
Дети: Ответ
М. Р. : А может быть, попробуем, пофантазируем немного?
Тогда превращаемся в колокола
«Динь - дон, динь – дон, слышен, слышен перезвон,
Колокольчики звенят, всех развеселить хотят
Динь - дон, динь – дон, слышен, слышен перезвон,
Хороводом мы идем, дружно песенку поем
• «А я по – лугу, а я по – лугу,
Я по лугу гуляла, я по лугу гуляля!»
• «Мне комарик, мне комарик
Комар ножку отдавил, комар ножку отдавил!»
• «Выходи Дуня, выходи Дуня
Выходи – ка ты плясать, выходи – ты плясать!»
Музыка (Русский) «Элементы русского народного танца»
М. Р. : И здесь мы звук своего колокольчика не нашли. Опять в путь!
Слайд 16 музыка
Встаем парами, заводим моторы (ррррр) руки в стороны, полетели…
«Мы летим на космолете – да, да, да
Всем нам весело в полете – да, да, да
Приземлимся все мы вместе – да, да, да
И прислушаемся к звукам – да, да, да»
Слайд 17 музыка
(Слайд Калининградского Храма Христа Спасителя)
(Звук колокольчика)
М. Р. : Так это наш с вами колокольчик! Нашли! Он оказывается никуда и не убегал и не терялся. Он захотел рассказать нам о колоколах России. Подойдите к столику, здесь стоят колокольчики, возьмите их. И поиграйте.
Дети: Играют.
М. Р. : Слышите, все звучат по - разному. И сейчас мы с вами превратимся в настоящих звонарей, а я буду вашим дирижёром.
Слайд 18 музыка
Дети: Играют ансамблем под музыку «Ах вы сени мои сени, сени новые мои, сени новые, клиновые, решетчатые»
М. Р. : Молодцы, друзья мои!
Ребята, к сожалению, наше путешествие подходит к концу и нам пора отправляться в д/сад. Ребята, у нас несчастье, закончилось топливо. Как нам дальше лететь? Что можно сделать? (варианты детей) Давайте зальем топливо в бак? Дыхательная гимнастика. Кладём руку на живот, при вдохе через нос, надуваем живот, при резком выдохе произносим звук Ш (звук насоса) Ш-Ш-Ш. Залили! Молодцы! Полетели!
Слайд 19 музыка
«Мы летим на космолете – да, да, да
Всем нам весело в полете – да, да, да
Приземлимся все мы вместе – да, да, да
В детском садике опять мы – да, да, да»
Рефлексия
М. Р. : И вот мы в д/саду.
Ребята, мне кажется, что мы с вами прекрасно попутешествовали.
Какое у вас настроение после путешествия?
А что заставило подняться вашему настроению?
Где мы с вами были?
А что вам понравилось?
А что запомнилось?
Музыка
Слайд 20
М. Р. : И на память о нашем путешествии колокольчик дарит вам – частичку своего тепла – маленькие колокольчики. Спасибо. Давайте попрощаемся.
«До свидания ручки, до свидания щечки, до свидания друзья!»