Главатских Маргарита
Музыкальное занятие «Экскурсия по России» в рамках поликультурного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия по России (в рамках поликультурного воспитания).
Музыкальный руководитель : Сегодня я предлагаю отправиться всем вместе в путешествие по нашей матушке России. Цель нашего путешествия, узнать как можно больше о нашей родине России. Вы готовы отправиться в путешествие? (ответы детей). Для начала нам предстоит выбрать транспорт, на котором мы сможем совершить нашу экскурсию. Посмотрите, какие забавные автобусы есть во Флориде, а в Таиланде и Мексике ездят на таких велорикшах.
Публикация «Музыкальное занятие „Экскурсия по России“ в рамках поликультурного воспитания» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
(показ слайдов с картинками на которых изображены различные виды транспорта, популярные в разных странах).
Музыкальный руководитель : Как вы думаете, какой из предложенных видов транспорта будет наиболее удобен нам для путешествия, чтобы мы смогли поехать все вместе и хорошо рассмотреть все красоты и богатства нашей России.
(дети предлагают свои варианты, аргументируют свои ответы, приходят к выводу, что наиболее приемлемым является железнодорожный транспорт, так как соблюдены все условия безопасности).
Ребята, поезда в разных странах тоже бывают разными (показ слайдов, где изображены поезда во Франции, электрички в Германии, Японии, Англии и Бразилии). Я предлагаю по ходу нашего путешествия, нарисовать портрет России и посмотреть – что же у нас получится. Мы возьмем с собой карту России, и будет заносить на ней пометки. Итак, вагоны у нас уже готовы, но без кого не может двинуться поезд? (ответы детей). Давайте выберем машиниста поезда. Ребята, разрешите на правах взрослого человека, я возьму на себя должность помощника машиниста, чтобы мы не заблудились с вами в пути.
(машинист и пассажиры занимают свои места).
Музыкальный руководитель : Когда поезд отправляется, машинист дает длинный гудок, сейчас я покажу какой, а далее этот гудок будет давать наш машинист.
(включается аудиозапись гудка поезда с последующим стуком колес)
Вот мы и отправились с вами в дальний путь, давайте помашем рукой нашему детскому саду, нашему городу.
(стук колес затихает, первая остановка).
Скажите, а что вы представляете, когда слышите слово Россия? (Москва, березы, родной дом, природа, люди). Сейчас вы назвали очень много разных слов, связанных с темой родины.
Что же нас встречает на нашей первой остановке, поможет узнать песня: «Во поле береза стояла». Действительно, береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с красивой и нежной девушкой. Березу считают символом России, символом Родины. Она воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи. А вот во Франции символом считается ветка дуба и оливы, а в Бразилии символ ветка кофе и табака есть даже на гербе страны (показ слайда). В России вокруг березы водили хороводы. Круговые танцы есть и у других народов, так, например, у бурят - ЕХОР, у греков – СИРТАКИ. Наши девочки сейчас покажут как это было в России.
«Хоровод с платочками»
С платочками не только танцевали, но и играли
Игра: «Гори, гори ясно»
Музыкальный руководитель : Ребята, поиграли, нам пора отправляться в путь, садимся по местам. Давайте сделаем зарисовки. На этой остановке нам встретился символ России – березка, (на карту помещается изображение берёзы).
«Едем» дальше, машинист дает гудок к отправлению поезда, включается аудиозапись стука колес.
В народе говорят: «Где песня льется, там весело живется». Песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Существуют музыкальные инструменты, ставшие символом какого-либо народа. Например в Шотландии - волынка, бонго на Кубе, а в Ирландии арфа (она изображена на флаге и гербе). У русских - это, какие инструменты? Отгадайте загадки.
Ящик на коленях скачет -
То поет, то горько плачет (гармонь)
Треугольная доска,
А на ней три волоска,
Волосок тонкий, голосок звонкий (балалайка)
(На карту помещаются балалайка и гармонь).
Их заливистые, серебристо-звонкие голоса не спутаешь ни с какими другими.
Да, русский народ мудр и талантлив. Уж как пойдет петь да плясать, так на всю улицу веселье. А что может быть задорнее и радостнее удалой русской песни-пляски.
А сейчас ребята, в исполнении ансамбля русских народных инструментов прозвучит русская народная песня «Светит месяц». Разделимся на две группы - одна группа (левая половина) во время слушания будет играть на воображаемой гармошке, а вторая на балалайке. Слушание (с клипом)
На каких народных инструментах играем мы с вами?
Дети: на ложках
Песня «ложки хохломские»
Музыкальный руководитель : Отправляемся на следующую станцию. В каждой стране есть своя национальная игрушка – В Италии Пульчинелла, в Чехии – крот из мультфильма (показ слайдов) Дети, а вы знаете нашу национальную русскую игрушку? Да, конечно, вы слышали, что одним из символов России является русская матрёшка.
Матрёшка на окошке
Под ярким сарафаном
И вся семья в матрёшке,
Как в доме деревянном.
Поют матрёшки в хоре.
Живут, не зная горя
И дружно, и счастливо,
И весело на диво.
Мы весёлые сестрицы,
Мы матрёшки – озорницы.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы плясать.
Дети исполняют песню «Матрёшки»
Ребята! Так что же все-таки означает слово Русь? (Ответы детей). В рассказе писателя С. Романовского для детей написано об этом. Послушайте, пожалуйста.
“…Есть у слова “Русь” еще одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо – мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка, Анна Ивановна, как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости.
– Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь, - он и зацвел!
– На русь! – ахнул я.
– На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.
Осторожно спрашиваю:
– Анна Ивановна, а что такое – русь?
– Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да, все светлое, почитай, так зовем. Русый парень, русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал что ли никогда?
Я слова вымолвить не могу.
Русь – светлое место!
Русь – страна света. Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя!”
А теперь обратите внимание на нашу карту. Какой красивый получился портрет России! Какие же цвета здесь преобладают – светлые или темные? Русь у нас получилась светлой. Это не случайно. В древности Русь называли светлым местом. Русь – это страна света. Через музыкальные образы природы, традиций Родины мы составили музыкальный портрет России. Россия – это огромная страна, но у каждого человека есть родной уголок, край, где он родился, дом, где он живет, это все, что его окружает. Наш город – наша малая Родина – это часть России.
Вы замечательно работали, помогали в создании музыкального портрета России. Хочу пожелать, чтобы вы всегда любили свою Родину, свою страну и не забывали о своей малой Родине.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют
Одним широким словом «Русь».
Дети исполняют песню «Моя Россия» Г. А. Струве. (слова Н. Соловьевой)