Лучший педагог года

Открытое методическое объединение в форме мастер-класса «Знакомство дошкольников с искусством» (2 фото)

Татьяна Книжникова
Открытое методическое объединение в форме мастер-класса «Знакомство дошкольников с искусством»
▼ Скачать + Заказать документы

План

I. Искусство

II. Художники-иллюстраторы

III. Методика ознакомления детей среднего возраста с творчеством художников – иллюстраторов

IV. Практическая часть

Викторина.

Ход мастер-класса

I. Искусство

2 слайд

1. Актуальность

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учитывается такая образовательная область, как художественно-эстетическое развитие, которая «предполагает развитие, восприятие и понимания произведений искусства; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Публикация «Открытое методическое объединение в форме мастер-класса „Знакомство дошкольников с искусством“» размещена в разделах

3 слайд

Период дошкольного детства уникален. Именно в это время закладываются основы личности. Развить у детей доброту сердца, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре своего народа – одна из главных и трудных задач.

4 слайд

Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо научить детей понимать и любить произведения живописи, литературы, музыки.

Нравственно- эстетическое воспитание в дошкольном учреждении осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства.

5 слайд

Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Виды искусства

Но прежде чем продолжить наше знакомство давайте, вспомним какие виды искусства существуют?

6 слайд

Виды искусства :

Подробнее остановимся на изобразительном искусстве :

Программные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством можно условно разделить на четыре группы.

7 слайд

Задачи: 1. Развивать художественно-творческие способности детей (умение создавать художественный образ, самостоятельно выбирать материал) ;

2. Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство)

3. Обогащать содержание детских работ; совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности;

4. Создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками.

8 слайд

Какие виды изобразительного искусства вы знаете?

9 слайд

Подробнее остановимся на живописи:

Главная отличительная особенность живописи –это изображение с помощью цвета. Живопись делится на:

Жанры живописи:

12 слайд

В современных программах воспитания и обучения детей всегда присутствуют задачи по приобщению дошкольников к искусству.

В образовательной программе «От рождения до школы», по которой работает наш детский сад, работу по ознакомлению детей с изобразительным искусством проводиться в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Авторы программы «От рождения до школы» предполагают, что целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников начинают уже с младшей группы.

В области «Художественное творчество» выделен раздел «Приобщение к изобразительному искусству», где авторы рекомендуют подводить детей к восприятию произведений искусства. Предлагается знакомить детей с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движение) в разных видах искусства.

В средней группе авторы программы предлагают продолжать работу в данном направлении. Педагоги знакомят детей с произведениями народного искусства. Воспитывают у детей бережное отношение к произведениям искусства, формируют умение понимать их. Учат различать жанры и виды искусства.

В парциальной программе Лыковой И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду», по которой также работает наш детский сад, в предисловии она подчеркивает, что детей мы должны не только познакомить с произведениями разных видов искусства, но и обсуждать их, поощрять индивидуальные оценки детьми произведений. Она так же предлагает помочь детям перенести их представления об искусстве в собственную художественную деятельность.

Сегодня мы подробно поговорим, о знаниях, которые мы должны дать дошкольникам средней группы о книгах и художниках иллюстраторах.

(на слайде показана таблица по ознакомлению детей средней группы с искусством)

13 слайд

Всестороннее развитие ребенка в работе по знакомству воспитанников с художниками-иллюстраторами идет через умственное, трудовое, физическое, нравственное и эстетическое воспитание и без интегрированного подхода не обойтись.

14 слайд

II. Художники-иллюстраторы

Впервые в 1925 году – произошло рождение детской иллюстрации. В Ленинградском государственном издательстве (ГИЗе) был создан отдел детской литературы.

До этого книги с иллюстрациями специально для детей не издавались.

Уже не одно поколение ребят смотрят книги с их иллюстрациями. Рисунки художников в книгах – это книжная графика.

Иллюстрация - это область искусства, связанная с изобразительным толкованием литературных произведений.

В нашей стране много замечательных художников работающих в книжной графике. А вот что мы знаем о художниках?

15 слайд

В первую очередь дети знакомятся с иллюстрациями произведений, которые знакомы им с младшей группы или прочитаны недавно на занятии. Это рисунки Е. Чарушина или иллюстрации Ю. Васнецова к русским народным сказкам, потешкам (сборники «Небылицы в лицах», «Радуга – дуга», «Ерши – малыши», В. Конашевича к стихотворению А. Барто «Игрушки»

16 слайд

Со средней группы у детей формируют эмоционально-личностное отношений к произведению, дети объясняют что понравилось в картине.

В этом возрасте продолжается знакомство с иллюстрациями к произведениям детской литературы с художниками Васнецовым, Лебедевым, Коровиным, Рачёвым, В. Конашевичем. Иллюстрации рассматриваются в процессе самостоятельной детской художественной деятельности, на занятиях по ознакомлению с окружающим, по рисованию, лепке, аппликации.

Подробнее остановимся на художниках-иллюстраторах Ю. Васнецова,

Е. Чарушина, В. Конашевича, Е. Рачёва

17 слайд

Васнецов Юрий Алексеевич

(1900-1973)

22 слайд

Чарушин Евгений Иванович

(1901-1965)

26 слайд

Рачёв Евгений Михайлович

(1906-1997)

31 слайд

Конашевич Владимир Михайлович

(1888-1963)

III. Методика ознакомления детей среднего возраста с творчеством художников – иллюстраторов

Я расскажу на основе опыта работы нашего детского сада.

37 слайд

Задачи, которые ставит перед собой воспитатель при ознакомлении дошкольников с книжной графикой : знакомить с доступным детскому восприятию видом изобразительного искусства – книжной графикой, содействовать развитию интереса малышей к иллюстрациям, желание рассматривать цветные иллюстрации совместно со взрослыми и самостоятельно;

учить узнавать некоторых художников по манере рисунка, образы героев: кто, что изображено, что делают герои, цвета, основные и дополнительные детали, связь изображения с текстом.

38 слайд

Знакомство детей с книжной графикой в детском саду осуществляется через различные приё мы: (они изображены на слайде.)

Цель рассматривания иллюстрации: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка.

39 слайд

При рассматривании рисунка надо побуждать детей слушать текст и соотносить его с определенной картинкой; обращать внимание детей на некоторые средства выразительности – форму, строение, позу, жест, фактуру поверхности (пушисты, лохматый и т. д.) цвет, положение в пространстве; подражать голосам, позам, движениям знакомых детям животных птиц.

В среднем дошкольном возрасте ознакомление с иллюстрацией целесообразно начинать с отбора нескольких книг разных художников и нескольких книг без иллюстраций - дети выбирают наиболее понравившееся.

41 слайд

Ознакомление детей 4-5 лет с творчеством художников- иллюстраторов должно проходить по определенной системе.

Так, первое занятие можно посвятить роли иллюстрации в детской книге. Следующее занятие можно посвятить творчеству одного из художников-иллюстраторов.

42 слайд

На следующем занятии можно продолжить знакомить детей с творчеством художника – иллюстратора, формируя при этом у детей интерес, эмоциональную отзывчивость и сопереживание художественным образам, желание внимательно рассматривать иллюстрации, радоваться и удивляться интересным и выразительным рисункам художника, сюжету картины.

43 слайд

На этом занятии детям предлагается побыть в роли художника – иллюстратора. После выполнения работы устраивается выставка детских работ с обсуждением у кого получилось, как у художника – иллюстратора.

На последующих занятиях детям предлагается закреплять знания о художниках и учить сравнивать и узнавать манеру их письма.

44 слайд

Первая часть занятия - литературно-игровая, вторая (равная по времени) –художественное творчество. Тот образ, который создали дети, слушая и рассматривая книги, изображая литературных героев, они воплощают в работе.

Конкретная задача второй части каждого занятия, посвященной рисованию, - визуализация литературного образа, явления, персонажа, с которыми дети познакомились в первой половине занятия. Ребенок должен стать иллюстратором предложенного ему литературного материала.

45 слайд

Роль педагога - быть путеводителем. В меру своих сил ребенок повторяет за педагогом его рисунок, часто дополняя его своими деталями и меняя по своему желанию цвет и композицию. Дети совершенно свободны в своем желании самостоятельно нарисовать предлагаемый предмет или персонаж. Педагог дает только рисунок-схему, помогая ребенку в создании своего собственного образа, своего настроения. Это первая ступенька к обучению. Со стороны детей наблюдается скорее не подражание, а сотворчество, так как часто они своими рисунками подсказывают педагогу наиболее простой, обобщенный способ создания того или иного образа.

46 слайд

Дети средней группы могут увидеть характер героев (добрый, злой, хитрый). Поэтому задаются вопросы не только на узнавание образа, но и определение характера. Воспитатель комментирует ответы детей и побуждает их фантазировать. Учить детей замечать характер героев через цвет, жесты, позу, выражение лица, глаз и т. д. Главное условие - конкретность, верность тексту.

47 слайд

О неразрывности текста и иллюстрации в детской книге единодушно заявляют и писатели, и художники.

Слова К. Чуковского вы видите на экране.

Также педагог обращает внимание на средства выразительности, с помощью которых художник создает образ, передает свое отношение к нему; на рисунок, отражающий характер героя через изображение формы, строения, позы, движения, жеста, мимики, с помощью разнообразных выразительных точек, линий, штрихов.

48 слайд

Дети знакомятся с цветом как средством передачи эмоционального состояния героев, настроения, сезонных и временных изменений в природе.

Внимание детей привлекается и к построению изображения на странице книге: где и как художник рисует главного героя, как рисунок сопровождает текст, поясняя его.

49 слайд

Знакомство детей с искусством книжной иллюстрации имеет большое значение для эстетического воспитания детей. Благодаря творчеству замечательных мастеров они любят книжную графику.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

50 слайд

IV. Викторина

1. «Мозговой штурм»

Что такое иллюстрация? (Это картинка в книжке)

Кто научил выговаривать букву «Р» Е. Чарушина? (ворона)

Благодаря, рисункам какого художника - иллюстратора мы представляем героев книг - "Краденое солнце" Корнея Чуковского, "Кошкин дом" Самуила Маршака, "Конек-горбунок" Петра Ершова? (Ю. Васнецова)

Назовите мастера графики, создателя особого типа иллюстрированной книги: К. Чуковского «Телефон», «Айболит», «Тараканище», А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». (В. Конашевич)

Какой манерой письма пользовался художник Е. Рачев? (Е. Рачев обводил по контуру персонажей углем или черным карандашом, чтобы они были яркими.)

Расскажите о манере письма Ю. Васнецова? (Ю. Васнецов рисовал людей, у него в рисунках сказочные цветы, деревья, кусты, загадочные, таинствен-ные.)

Техника письма, манера Е. Чарушина? (Соответствуют анималистическое искусство реалистической направленности.)

Расскажите о манере письма В. М. Конашевича? (Совершенно отличается от манеры других художников – иллюстраторов. Свои рисунки он выполняет на белом листе бумаги. Композицию строит без пейзажей. Его рисунки отличаются яркостью красок. Но цветовая гамма ограничивается 3-4 цветами. Работал акварелью и чёрной тушью, пером. Нанося тонкую подвижную, как бы вздрагивающую линию, он таким образом обозначал контуры предметов.

51 слайд

К кому из художников-иллюстраторов принадлежат животные на экране? (подсказка манера письма) В. Конашевич

Название какого популярного жанра изобразительного искусства переводится с французского как «мертвая натура»? (Натюрморт)

Как называется разновидность изобразительного искусства, посвященная изображению животных? (Анимализм)

52 слайд

Назовите к каким сказкам Е. Рачёв нарисовал иллюстрации? («Царевна-лягушка», «Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Кот –серый лоб козёл да баран»)

Что означает слово «живопись»? (писать живо, жизнь)

Название какого, необходимейшего в изобразительном искусстве предмета, переводится как «черный камень»? (карандаш)

Как называется небольшая доска, на которой художник смешивает краски? (палитра)

Они могут быть мягкие и жесткие, плоские и круглые, короткие и длинные, заостренные и тупые. О чем идет речь? (кисти)

Что помогает художникам написать картины такими яркими, живыми, выразительными? (цвет)

2. «Волшебный короб»

Участники достают из короба иллюстрации картинок из сказок называют их и подставляют к портретам художников. («Федорино горе», «Тараканище»В. Конашевич, «Кот и лиса» Е. Рачёв, «Теремок» Е. Чарушин, «Колобок», «Заюшкина избушка» Ю. Васнецов,)

3. Отгадывание загадок.

Загадаю вам очень трудные загадки

Отгадаешь, не зевай, дружно хором отвечай!

Мне любой ребенок рад.

Если ты его отточишь

Нарисуешь всё что хочешь

Солнце, море, горы, пляж

Что же это. (карандаш).

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке. (кисточка.)

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым.

Что же это за сестрички? (краски.)

Разноцветные камушки растаяли,

На бумаге след оставили. (разноцветные мелки)

Смотри: перед тобой чудесный дом.

Квартиры белые пустые в нём.

И если только краски в руки взять,

Жильцов ты сможешь сам нарисовать.

Ты знаешь, что это за дом?

Он называется… (альбом)

Хоть я и не прачка, друзья,

Стираю старательно я. (резинка)

Он нарисует на листе,

Взяв в руки карандаш,

Или кистями на холсте

Портрет и мой, и ваш. (художник)

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется … (пейзаж)

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это … (натюрморт)

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас –

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик, или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина

Называется … (портрет).

4. «Малевич отдыхает»

Цели: продолжать развивать навыки работы в графике, поощрять проявление фантазии, творчества, нестандартного мышления и решения поставленной задачи, воспитывать культуру бесконфликтного общения.

По вытянутой карточке с заданием нарисовать мимику:

- счастье

- обида

- печаль

- злость

- хитрость

-смех

- ужас

- недоумение

53-56 слайд

5. «Разгадай ребусы»

Акварель, живопись, пейзаж, пастель

57 слайд

6. Задание «Художник-иллюстратор»

Каждому столу (4 шт.) дается задание по контуру животного нарисовать рисунок художников-иллюстраторов, в той манере письма какой пользовался художник. (Музыкальное сопровождение во время рисования)

58 слайд

Анализ работ. Соотнесение с работами художников-иллюстраторов.

Раздача буклетов педагогам.

В конце: Наш мастер-класс я хотела бы закончить словами из стихотворения Валентина Берестова

Все любят рисовать.

И в шесть, и в десять лет, и в пять,

И каждый смело нарисует

Все, что его интересует!

Цветы и птицы,

Лес из сказки…

Все нарисует, были б краски,

Да лист бумаги на столе,

И мир в семье и на земле!

Открытое методическое объединение в форме мастер-класса «Знакомство дошкольников с искусством»
Фото «Знакомство дошкольников с искусством»
Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие детей через знакомство с декоративно-прикладным искусством «Духовно-нравственное развитие детей через знакомство с декоративно-прикладным искусством». Народное декоративное искусство –часть национальной.

Фотоотчет о родительском собрании в форме мастер-класса «Подари цветок земле»Фотоотчет о родительском собрании в форме мастер-класса «Подари цветок земле» Фотоотчет Родительского собранияв форме мастер - класса «Подари цветок земле». Аверьянова Е. Н. Вишнякова Е. В. В нашей группе с января.

Конспект занятия «Знакомство детей 6–8 летнего возраста с искусством балета (классического танца)» Что такое классический балет. Классический балет – это сценическое искусство, которое средствами танца, музыки и пантомимы передает настроение,.

Конспект занятия в форме мастер-класса по развитию мелкой моторики «На ладошке прокачусь» Цель: Предоставление обобщения и распространение педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования. Задачи: 1.

Методическое объединение «Безопасные дороги детям» Методическое объединение на тему: Безопасные дороги детям Подготовила и провела: старший воспитатель Гаджимагомедова А. Х. Цель: совершенствовать.

Методическое объединение «Необъятная моя Россия — патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие с социумом» Методическое объединение «Необъятная моя Россия» Патриотическое воспитание дошкольников через сетевое взаимодействие с социумом. МБДОУ детский.

Районное методическое объединение для педагоговРайонное методическое объединение для педагогов тема: «Песочная терапия как нормализация эмоционального состояния обучающихся в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС"» [/b].

Районное методическое объединение «Морское путешествие»Районное методическое объединение «Морское путешествие» Ведущая: Посмотрите сколько у нас гостей собралось. Давайте их поприветствуем. Пройдите к своим степ платформам. Сегодня мы с вами отправимся.

Учебно-методическое пособие по ДПИ «Художественное моделирование из бумаги» для подготовительного класса ДХШУчебно-методическое пособие по ДПИ «Художественное моделирование из бумаги» для подготовительного класса ДХШ Учебно-методическое пособие по декоративно-прикладному искусству «Художественное моделирование из бумаги» для подготовительного класса детской.

Выступление с элементами мастер-класса «Орнамент Зайцева в развитии логического мышления у дошкольников» Цель: создание условий для развития логического мышления у дошкольников в практической игровой деятельности с орнаментом Зайцева. «Орнамент».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое методическое объединение в форме мастер-класса «Знакомство дошкольников с искусством»
Опубликовано: 29 декабря 2017 в 14:14
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытое методическое объединение в форме мастер-класса «Знакомство дошкольников с искусством»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Книжникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД