Надежда Самодурова
Открытое логопедическое занятие на развитие звукового анализа и синтеза слов «Дед Мороз и лето»
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение дошкольного образования
Детский сад «Радуга» МБОУ «Краснолипьевская школа»
Конспект логопедического занятия на развитие звукового анализа и синтеза слов с использованием лексической темы:
«Дед Мороз и лето».
Учитель-логопед
Самодурова Н. С.
Краснолипье 2019
Цель занятия : Познакомить с анализом звукового состава слов.
Задачи:
Публикация «Открытое логопедическое занятие на развитие звукового анализа и синтеза слов „Дед Мороз и лето“» размещена в разделах
- Дед Мороз
- Дед Мороз и лето. Сценарии летних развлечений
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Логопедические занятия
- Темочки
Коррекционно-образовательные:
·Формирование у детей восприятия речи в процессе произношения слогов и слов.
·Формирование слухового внимания и восприятия.
·Формирование правильного речевого дыхания.
Коррекционно-развивающие :
·Развитие фонематического восприятия в слогах и словах.
·Развитие операций звукового анализа и синтеза.
·Развитие модуляции голоса.
·Развитие координации движений, пространственной ориентации.
·Развитие воображения.
Коррекционно-воспитательные:
·Воспитывать умение делать выводы в ходе занятия.
·Воспитывать умение слушать и слышать.
·Воспитывать умение грамотно отвечать на вопросы.
Оборудование: Компьютер, проектор, колонки, игрушка «Дед Мороз», мяч,методическое пособие «Говорушкин кубик», рукавички с изображением летних картинок, трубочки и снежинки.
Ход занятия.
I.Огр. момент.
Логопед : Здравствуйте ребята! Добрый день уважаемые взрослые!
Сегодня мы с Вами отправимся в маленькое путешествие, а кто придет к вам в гости, и с кем мы будем путешествовать вам предстоит узнать прослушав песенку.
Дети слушают песенку Деда Мороза
Логопед : Ребята, кто пел для Вас песенку? Правильно, дедушка Мороз.
Я встретила его по пути к Вам, он собрался уезжать к себе домой, но вспомнил что ничего не знает о лете. А так как вы у нас самые умные и самые способные ребята, я пригласила дедушку мороза к Вам в гости. Предлагаю поприветствовать дедушку и назвать ему свое имя.
Дети берут в руки игрушку и передают её по кругу.
Ну что ребята, вы готовы познакомить Дедушку Мороза с Летом?
Начнем наше знакомство с летних звуков. Садимся в наш чудесный паравозик,закрываем глазки и отправляемся в путешествие.
.Звучит фонограмма звуков леса
Ребята а где это мы оказались? Правильно в лесу. А как вы догадались?
Дети: Пение птиц,шум ветра.
Звучит фонограмма звуков речки
Логопед :А сейчас?
Дети: На речке.
Логопед :А как вы это определили?
Дети: Плеск воды,шум детей.
Звучит фонограмма звуков летнего луга
Логопед :А куда мы попали сейчас? Правильно,на летнюю лужайку.
Логопед : Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, что происходило вокруг. А чем мы слушаем?
Дети: Ушами.
Логопед : Уши – это важный орган нашего тела.
Что не надо делать, чтобы сохранить слух и не причинить ему вреда?
Можно ли кричать друг другу на ухо на близком расстоянии?
Можно ли класть в уши мелкие предметы?
Можно ли простужать уши?
Д: Нельзя. Нужно беречь уши, закрывать уши в холодную погоду.
Л: Чтобы хорошо различать звуки, нужно иметь хороший слух.
Логопед : Сейчас вы попробуете подражать звукам, которые издают звери, птицы или предметы и познакомим с ними Дедушку Мороза. Послушайте стихотворение и дополните его.
Логопед : Где-то собаки рычали.
Д: Р-р-ррр.
В стойле коровы мычали.
– М-м-муууу.
В комнате мухи жужжали.
– Ж- ж -жж.
Мимо машины бежали. – Др-др-др.
Гудели от ветра все провода. – В-в-в-в.
Капала в кухне из крана вода. – Кап-кап-кап.
Перекликались в ночи поезда. – Чух -чух-чух. Ту-ту-ту.
Игра «Отгадай, кто как подаёт голос?»
-А теперь я буду поочередно передавать мяч и называть животное. А вы возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос,только слушайте внимательно,я буду вас путать и всячески мешать. Готовы? Начинаем: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает, ворона каркает, кошка мяукает.
II. Введение в тему. Л: Все эти разные звуки – музыкальные, бытовые, звуки животных или птиц не похожи на речь человека. Поэтому эти звуки называются НЕ речевые. Говорить умеет только человек. И все звуки, которые мы с вами произносим, даже изображая предметы или животных, называются «речевые звуки».
Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки?
Д: Чтобы произносить звуки, нам нужен рот.
Логопед : Рот – это домик звуков (демонстрация картинки).
В домике этом – Красные двери,
Рядом с дверями – Белые звери.
Красные двери это что?
А что такое белые звери?
Д: Это губы и зубы.
Л: И ещё один орган нужен для правильного произношения звуков. Отгадайте, о чём идёт речь.
Итак, правильно произносить звуки речи нам помогают губы, зубы и конечно язычок.
Логопед : Сделаем зарядку для язычка и губ
Артикуляционная гимнастика.
Логопед : Мы подготовили наш речевой аппарат к чёткому произношению звуков. Произносить звуки мы можем не только красиво и правильно, но и с разным настроением – громче и тише, быстро и медленно, радостно и удивлённо. Давайте потренируемся. [а] – удивлённо; [о] – возмущённо; [у] – недовольно; [и] – радостно; [ы] – страшно; [э] – оклик. Л: Все эти звуки произносятся голосом, без преграды во рту, рот открыт, так что их даже можно петь [а-а-а],[о-о-о]. Такие звуки называются «гласные звуки» Обозначаются они красным цветом (демонстрация).
Гласных звуков в нашем русском языке шесть.
Логопед : Ещё в нашем языке есть согласные звуки : когда мы их произносим, воздух встречает преграду во рту (м, п, к, ф).Согласные звуки бывают твердыми и мягкими, глухими и звонкими.
Если мы соединим гласные звуки с согласными звуками речи, получатся слоги, а из слогов – слова. Ну вот мы и вспомнили все о звуках речи,и теперь мы расскажем какие же предметы встретит Дедушка Мороз летом.
Логопед : Я для каждого из Вас приготовила по рукавички, но рукавички не простые в них спрятались летние картинки, посмотрите на них внимательно и определите на какой звук начинается предмет изображенный на рукавичке.
Дети по очереди рассказывают что изображено на картинках.
Логопед : Чтобы отправиться дальше нам необходимо рассадить наши картинки по вагончикам, а определить в каком вагоне поедут ваши рукавички мы сможем только посчитав слоги в словах.
Дети при помощи хлопков определяют количество слогов в словах и помещают рукавички в вагоны по количеству слогов.
Логопед : Молодцы ребята! Как много мы рассказали Дедушке Морозу.
Ой, посмотрите как стало ему жарко, что-же делать? Как ему помочь?
Ответ на этот вопрос спрятался в загадке.
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые. (Снежинки)
Конечно,нам срочно нужны снежинки.
Повторяйте за мной волшебные слова :
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками,
А потом покажем маме.
А теперь берем трубочки и дуем на снежинки, чтобы охладить Дедушку Мороза.
Дети дуют на снежинки, собирая их вокруг Деда Мороза.
Молодцы ребята,освежили Дедушку Мороза.
III. Итог занятия.
Логопед : Ребята, дедушке Морозу очень понравилось у Вас в гостях, а теперь ему пора отправляться в дорогу на северный полюс, где его ждут белые медведи. Он обязательно расскажет своим друзьям о том, какие замечательные и умные дети ходят в детский сад «Солнышко». Мы желаем доброго пути Дедушке Морозу и дарим ему свои улыбки.
Я предлагаю Вам собрать нашего веселого клоуна. А эти веселые снежинки Дедушка мороз оставляет Вам на память.
Спасибо, ребята, на этом наше путешествие в лето закончено.