Марина Чиркова
Открытое коррекционно-развивающее занятие «Ежели вы вежливы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитание у детей вежливости, навыков культурного поведения и общения
Задачи:
- формировать у детей представления и потребности в доброжелательном общении с окружающими, формировать умение вежливо общаться с взрослыми и сверстниками;
-коррекция межличностных отношений между детьми;
- расширять знания о значении вежливых слов, активизировать и обогащать словарный запас по данной теме: «вежливость», «вежливые слова», «спасибо», «извините», «здравствуйте», «до свидания» и др. ;
Публикация «Открытое коррекционно-развивающее занятие „Ежели вы вежливы“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
- формировать умение анализировать конфликтные ситуации на примере собственных поступков и поступков литературных героев, дать представление о возможности разрешения конфликтных ситуаций средствами этикета;
-развивать творческий потенциал, диалогическую речи;
-воспитывать уважение к людям и доброжелательное отношение друг к другу.
Предварительная работа : чтение и анализ рассказов В. Осеевой, реализация мини проектов по программе "Азбука общения" : "Ежели вы вежливы", "Мир этикета".
Оборудование : мультимедийная установка, музыкальный центр.
Материал: презентации, карточки с вежливыми словами, плакат, костюмы сказочных героев.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети приветствуют гостей.
-Добрый день, дорогие ребята и наши гости! Здравствуйте! Сегодня у нас необычный день. Ребята, давайте дружно, скажем «Здравствуйте!» всем нашим гостям.
Я расскажу вам одну сказку, а вы подумайте, чему будет посвящено наше сегодняшнее занятие.
Рассказ воспитателя: (презентация №1)
Давным-давно в очень далекой стране был город. Это был очень грустный город, потому что там не светило солнце, не цвели сады, не распускались цветы. Люди там были печальные и унылые, а дети плакали, потому что их мамы не говорили им нежных, добрых, ласковых слов. И жизнь всем была не в радость. Но вот однажды в город на воздушном шаре прилетел волшебница. Она была очень вежлива. Проходя по улицам города, она говорила всем «волшебные» слова: «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры». И от ее слов люди стали улыбаться. И они тоже стали говорить друг другу: «простите», «будьте любезны», «добрый день». Как только люди стали вежливыми, они сразу заметили, как засветило солнце, расцвели сады и распустились цветы. Их город преобразился.
- Ребята, как вы поняли, почему преобразился город?
-Ответы детей, вывод воспитателя.
Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу.
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу. (дети)
О чем мы сегодня будем говорить? (О вежливости, о «волшебных» словах)
2. Основная Часть
Тема нашего занятия «Ежели вы вежливы»
Для начала нам нужно правильно поздороваться.
-А что значит простое, обыкновенное слово "здравствуй"?
(ответы детей, вывод воспитателя)
– Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья.
У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда появилось это слово.
Притча (презентация 2)
В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было, сказал им:
– Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.
“Здравствуйте”– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.
С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово “здравствуйте” – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении. Как произносится это слово – шепотом и глядя в глаза.
(Выполняют упражнение)
Игра с движениями «Пожелание здоровья», усложненная заданием на внимание.
Давайте пожелаем себе (закрытая ладошка) и друг другу здоровья (правая ладошка) отправили (подули, гостям (левая ладошка, поочередно левая, правая.
Воспитатель: У всех глазки загорелись. И думаю, что сегодняшнее занятие принесет нам что… всем радость (улыбка на лицах) общения друг с другом.
Задание «Настроение в мимике и жестах»
-Каким бы вы хотели видеть ребят нашей группы? (мнение ребят, а настроение? Какое настроение у вас, когда просыпаетесь? Когда (показать мимикой)
Физминутка
Добрый день, мой милый друг (рукопожатие).
Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону).
Здесь есть ты (кладем правую руку на плечо соседа).
Здесь есть я (кладем правую руку себе на грудь).
Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа)
Жить (хлопаем в ладоши,
Друзья (соединяем руки ладонями).
Воспитатель: Предварительно мы с вами составляли «Словарь вежливых слов».
(показываю)
Какое слово оформлял Женя? Когда мы так говорим? Ответы других детей.
Все эти слова называются волшебными. А какое волшебство они совершают?
Эти слова делают нашу речь более теплой, приятной, доброжелательной. Они помогают открыть дорогу к сердцу любого человека. А волшебными они стали потому, что без них жить на свете просто нельзя.
А когда вежливые слова могут потерять свою волшебную силу?
Правильно, многое зависит от того, как они сказаны: спокойно и приветливо или грубо и невежливо. Тогда они перестают быть волшебными.
Итак, задачи не на сложенье,
Задачи на правила уважения.
Обыгрывание житейских ситуаций.
Воспитатель: Сегодня попробуем себя в роли и актера, и зрителя. Подумайте, пригодятся ли в жизни знания по правилам этикета.
Дети заранее готовят сценки.
Ситуация 1.
Встречаются два одноклассника. Обмениваются дружественными рукопожатиями в перчатках.
( Ошибка: приветствуют, обнажая руки)
Ситуация 2.
Встречаются Маша и Денис, приветствуют друг друга, при этом у Дениса руки остаются в карманах брюк.
( Ошибка: приветствуя даму, юноша вынимает руки из карманов)
Ситуация 3.
Денис и Саша идут, оживленно обсуждая кинофильм. Их обгоняет Света. Кто первый должен поздороваться?
(Тот, кто обгоняет)
Ситуация 4.
Денис и Саша сидят за партой в классе. Входит Света. Кто должен здороваться первым? (Кто вошел в класс)
Ситуация 5.
В дверях сталкиваются два мальчика, причем одному 8 лет, другому 10 лет. Кто должен кого пропустить?
(Кто окажется вежливее)
Ситуация 6.
Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?»
(Не сказал вежливые слова)
Вывод детей, воспитатель
А сейчас я предлагаю посмотреть видеорепортаж из жизни нашей «Волжанки».
Просмотр и анализ видеоролика.
Давайте немножко отдохнем. (Физминутка)
Предлагаю поиграть в игру “Не ошибись, пожалуйста”.
Я буду просить вас исполнить задания, но выполнять их надо только тогда, когда я назову волшебное слово.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши.
Потопайте.
Пожалуйста, наклонитесь вправо.
Наклонитесь влево
Попрыгайте, пожалуйста.
Прошу вас, потопайте.
Руки вперед.
Тихо сядьте!
Сядьте, пожалуйста!
- Хорошее слово - это хорошее настроение, а хорошее настроение - это здоровье. Ваш жизненный опыт еще мал и порой вы не знаете, как вести себя в разных ситуациях, как поступить, чтобы не было конфликтов. Сейчас вы убедитесь, как порой бывает нелегко найти выход из трудной ситуации.
Мы на сценической площадке.
Сказка «Мышь и воробей» драматизация.
(по мотивам удмуртской сказки)
Действующие лица: Сказочник, Мышь, Воробей.
Сказочник. Жили-были на свете Мышь и Воробей. Никогда не ссорились, любую работу сообща выполняли.
Однажды нашли друзья на дороге три ржаных зернышка. Решили они поле засеять. Мышка землю пахала, Воробышек боронил.
Рожь уродилась славная! Мышь зубами сжала ее, а Воробей крылышками обмолотил.
Стали они делить урожай: одно зерно - Мышке, одно - Воробью, одно - Мышке, одно - Воробью. Делили, делили, а последнее зернышко лишним осталось.
Мышь: Это зерно мое, когда я пахала, нос и лапки до крови натрудила.
Воробей: Нет, это зерно мое. Когда я боронил, крылышки до крови избил.
Сказочник: Долго они спорили. Но вдруг Воробей зернышко склюнул и улетел прочь.
Воробей: Попробуй меня догнать, мое зернышко отнять.
Мышь (огорченно) : Не буду я тебя догонять! Зачем мы затеяли спор?
Сказочник: Долго ждала Мышь Воробья. Свою долю в норку перетаскала.
Мышь: Подожду Воробышка. Пусть свою долю забирает. Надо нам помириться.
Сказочник: Не летит Воробей. Пришлось Мышке долю Воробья в свою норку перетаскать. Всю зиму не голодала. А Воробей остался ни с чем. На холоде дрожал-голодал.
Вопросы для общения с детьми:
- Кто вам больше понравился в этой сказке? Почему?
- Почему пострадал воробей?
- Чему учат эти сказки?
Воспитатель:
- Судя по вашим ответам, вы испытываете отрицательные эмоции. А можно ли избежать конфликта? Каким образом?
Ребята:
- Можно. Надо поговорить с этим человеком, либо уйти, а через некоторое время, когда успокоишься подойти к нему и спокойно поговорить, возможно был прав он, а не я.
Воспитатель:
- Иными словами надо было не злиться и кричать (а то и кидаться в драку, а сохранять спокойствие. Что это значит сохранять спокойствие?
Ребята:
- Относиться к другим с уважением, выслушать точку зрения другого человека до конца.
- Контролировать себя! Не позволять гневу или страху насилия победить вас.
- Говорить тихо, не оскорблять.
- Дать другому человеку шанс отступить.
- Сдерживать себя, например лучше уйти, извинившись при этом.
- Идти на компромисс.
- По возможности использовать юмор.
Воспитатель:
- Всем хочется стать чуточку лучше, это я знаю по себе.
Упражнение «Незаконченное предложение».
Все вы разные: кто-то добродушный и спокойный, но если обидишь, словно медведь просыпается. А кто-то подвижный, живой, на месте усидеть не может, как птичка. К этому заданию мы готовились заранее, сравнивали себя с разными животными и вот что у нас получилось.
Внимание на экран.
Воспитатель: Ваши высказывания, к какому выводу нас приводят? (Ответы детей)
– Мы бываем разные, но мы с вами находимся среди людей, общаемся, а в общении нужно управлять своим поведением. Чувства не оправдывают плохое поведение. Дружить не у каждого получается. Необходимо быть добрым, внимательным, заботливым по отношению друг к другу.
Игра «Я рад общаться с тобой».
Предлагаю одному из участников протянуть руку кому-нибудь из ребят со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает свободную руку другому ребенку, произнося эти же слова. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг.
Метла и прутик.
Прутик легко сломать, а метлу не возможно. Вместе мы сила, дружный коллектив. Один за всех и все за одного.
4. Заключение
- Что такое общение?
-Что вы интересное запомнили?
-Какие слова мы называем «волшебными»? Почему?
- При каких условиях дети будут коллективом?
Общение это понимание другого человека умение выслушать его, понять его мысли и чувства. Мы должны разговаривать с любым человеком так, как бы вы хотели, чтобы разговаривали с вами. Учиться общаться так, чтобы всем, кто с нами взаимодействует, было приятно, комфортно. Чтобы проявлять заботу, внимание к людям нужно понимать эмоциональное состояние людей: грустит человек или радуется, гневается или испытывает страх. Вы сегодня так хорошо мне помогали, вы были добрыми, приветливыми. Хочется закончить наше занятие стихотворением - наказом.
Этикет не этикетка
И не новенький костюм
Это жизненная сметка,
И воспитанность и ум.
Во дворе и в школьном классе,
Дома и когда в гостях.
Прост и вежлив оставайся-
Это вовсе не пустяк.
Вместо окрика злого
Лучше доброе слово
И улыбку не надо стеречь.
Добрая волшебница хочет попрощаться с вами.
Волшебница: Ребята мне очень понравилось у вас, очень приятно находиться в обществе вежливых ребят. На память я хочу подарить вам сердечки, где написаны правила вежливости. Пусть они принесут вам радость общения. У меня есть для вас еще один сюрприз, а мне пора. До свидания!