Елена Александрова
Открытое комплексное занятие по экологии в подготовительной группе «Государыня соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствовать представления детей о соли.
Задачи:
Образовательная
1. Способствовать накоплению у детей
конкретных представлений о свойствах соли.
2. Формировать умение рисовать
нетрадиционным способом «рисуем солью».
3. Закреплять умение исследовать предмет с
помощью разных органов чувств, называть
его свойства и особенности (сыпучая,
впитывает в себя воду, без запаха, солёная,
растворяется в воде, в солёной воде предметы не тонут).
Развивающая
1. Развивать интерес к изучению полезных свойств соли.
2. Развивать речь, мышление, любознательность
Публикация «Открытое комплексное занятие по экологии в подготовительной группе „Государыня соль“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитательная
Воспитывать аккуратность при работе.
Программное содержание: Уточнить знания детей о свойствах соли. Продолжать знакомить с видами (каменная, поваренная, морская) Развивать навыки экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.
Словарь: каменная, поваренная, йодированная, кристаллизация, минеральное вещество, рудник, выпаривание. Материал: иллюстрации, разные виды соли (каменная, поваренная, морская, крупного и мелкого помола, стаканы с кипяченой водой и чайные ложки. Безопасность: нельзя пробовать и осторожно обращается с морской солью.
Ход занятия.
Ребята нам сегодня в группу принесли посылку. Давайте посмотрим что там. Здравствуйте, дорогие дети! Я, Хозяйка Медной горы, я слыхала, что вы много знаете о природе. Вот решила вам отправить посылку-загадку. А что там находится, отгадайте!
На столе стоит всегда,
Внешне, белая она.
И на вкус, не вкусна:
Но в пищу – каждому нужна. (соль)
Воспитатель: Ребята, вы догадались,
о чем идет речь? (ответы детей) .
В. Достаёт соль из посылки
Ребята, скажите, для чего нужна соль?
Дети: Чтобы солить пищу.
В. Как вы думаете, что такое соль?
Воспитатель: А зачем нужно солить еду (ответы детей)
Воспитатель: Вы знаете, что соль для использования в пищу бывает разная: (достаю из посылки каменную соль и показываю детям)
Бывает каменная соль, (подношу ее к детям) ребята попробуйте ее и скажите, какая она на ощупь? – ответы детей (похожа на песчинки, кристаллики) .
Еще в пищу можно использовать поваренную соль (достаю из посылки и показываю детям) посмотрите, попробуйте и скажите, какая она на ощупь? – ответы детей. (мягкая, мелкая).
Еще бывает йодированная соль (достаю из посылки йодированную соль) Это соль в которую добавлен йод. Она нужна для того чтобы наш организм получал все необходимые минеральные вещества. Когда готовят вам кушать в детском саду, обязательно используют йодированную соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми
Вся эта соль съедобна, полезна и необходима для нашего организма.
В. Как вы думаете, что такое соль?
Д. Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.
В. Соль – вещество природного происхождения
Ребята, кто знает, откуда берется соль? (ответы детей)
Соль добывается разными способами, посмотрите на экран (показываю слайды)
Каменную соль добывают в соляных шахтах. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх.
Поваренную соль добывают в соляных озерах и морях. Раньше это делали в ручную, это был физически тяжелый труд. Сейчас в наше время эту соль добывают с помощью специальных комбайнов.
А йодированная соль – это поваренная соль, но только потом на заводе в нее добавляют йод.
Ребята, посмотрите, какая соль ещё есть, кто мне может сказать, что это за соль? (ответы детей)
Как вы думаете, можем мы такую соль использовать в пищу? ( ответы детей: если да, я спрашиваю: А как) Посмотрите, какая она грязная, мы можем, есть такую соль (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, такую соль нельзя нам кушать. Но она используется для подкормки животных (показываю слайды) Оказывается, животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать. Поэтому ее так и называют – соль лизунец.
Соль просто необходима для жизни человека и животных, ее не только употребляют в пищу, но с ее помощью люди лечат различные заболевания (показываю слайды)
Соль просто необходима для жизни человека и животных, ее не только употребляют в пищу. А как вы думаете для чего ещё нужна соль?
Дети (для лечения)
Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди и дышат соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается.
Но есть соль, которую используют как косметическое средство (достаю из посылки морскую соль и показываю детям) это морская соль. Может быть у кого - то дома есть такая соль (ответы детей)
Воспитатель: Что вы с ней делаете? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ее добавляю в ванну, чтобы наша кожа была гладкой, мягкой, нежной, эластичной, увлажненной: то есть она тоже используется для оздоровления.
В: Ребята. Хотите поиграть с солью. Представьте, что эта соль волшебная. Она может чувствовать прикосновения. Слышать. Говорить.
Упражнение «Здравствуй, соль!»
Дети различными способами дотрагиваются до соли.
- Положите ладошки на соль. Давайте ее погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какая соль?. (сухая, шершавая, рассыпчатая).
- Давайте с ней поздороваемся: «Здравствуй соль!».
- Послушайте… Она с вами здоровается. Вы все слышите? Плохо слышите, потому что ей грустно и одиноко. Она говорит тихим голосом.
- А давайте ее развеселим! Пощекочем ее сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.
-Теперь плавными движениями как змейки побежали по соли пальчиками (звук смеха)
- Вы слышите, как она смеется?
- Давайте ее погладим между ладонями. Возьмите в руки соль крепко-крепко, потихоньку отпустите.
Ребята, а вы хотите провести опыты с солью. Тогда я вас приглашаю в лабораторию «Любознайка», где проведём опыты с солью (одевают халаты)
Правила поведения вы знаете?
Опыт№1
Перед вами тарелочки с солью, посмотрите внимательно на соль и скажите, какого она цвета?
Дети: Белая.
Воспитатель: А теперь попробуйте соль на вкус, какая она?
Дети: Соленая.
Воспитатель: А теперь понюхайте соль, имеет ли она запах?
Дети: Нет.
Воспитатель: Возьмите теперь ложку, наберите из стаканчика соль, и пересыпьте ее в тарелку. Что мы видим?
Дети: Соль сыплется, значит, она сыпучая.
Воспитатель: А теперь давайте подведем итог, что мы можем сказать о соли? (соль белая, соленая, не имеет запаха и сыпучая)
Опыт №2 (стакан с водой)
В: Если в стакан с водой насыпать соль, что произойдёт с солью?
Д: Соль растворится (пробуем)
В: Какой станет вода (мутной, прозрачной., солёной)
Давайте проверим.
Дети: Соль растворилась, исчезла
Вывод: соль растворяется в воде
А теперь давайте проведем другой опыт.
Опыт№3
Возьмём стакан с солёной водой и с пресной водой.
Возьмем яйцо и опустим его в пресную воду. Что мы видим? (яйцо утонуло)
Теперь возьмите другое яйцо и опустите его в соленую воду. Что мы видим здесь? (яйцо плавает) Что можно сказать в итоге этих опытов? (в соленой воде предметы не тонут)
Ребята, посмотрите, у меня чудесные мешочки с солью, возьмите их в руки, какие они? Да они тёплые. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое, маленькое солнышко.
-Очень холодно зимой, мёрзнут руки, ой-ой-ой.
Надо руки нам погреть, посильнее растереть!
Мы мешочек с солью взяли,
Крепко пальчики мы сжали,
А сейчас их разожмём.
Будем снова их сжимать, ну а после разжимать.
И с ладошки на ладошку, будем с ними мы играть.
Чудо соль ладошки греет, станут пальчики сильнее.
Воспитатель: Кладите мешочки в корзину, продолжим наши исследования.
Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли.
-Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на соли. Слушайте внимательно:
«Появился во дворе он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)
(дети пальчиками рисуют снеговика на соли).
«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, а на новый год важна (елка)
дети рисуют елку)
«С неба падают зимою и кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки, белые (снежинки)
(дети рисуют снежинки)
Но чудесные свойства соли на этом не заканчиваются. Хозяйка Медной горы прислала нам интересную посылку. Что в ней мы ещё видим, веточка покрыта инеем. Что это за иней на ней.
Ответы детей.
Сделать такую заснеженную ветку очень просто: нужно опустить веточку в очень соленую воду и дать ей высохнуть. На этом наше занятие подошло к концу. Большое вам спасибо!