Мария Петрова
Открытое интегрированное занятие по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе «Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Транспорт»
Область: «Речевое развитие»
Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое».
Цель: Закреплять умение детей составлять описательный рассказ с использованием схемы по теме «Транспорт». Развитие лексико-грамматического строя речи по теме "Транспорт"
Задачи:
Образовательные задачи:
• Закрепление знаний детей по теме “Транспорт”.
Публикация «Открытое интегрированное занятие по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе „Транспорт“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Занятия по развитию речи
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
• Уточнить понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный, специального назначения, железнодорожный, а также о названиях некоторых профессий в данной сфере, закрепить знания детей о деталях транспорта.
• Знакомство детей с новыми словами (аэростат, лайнер)
• Развивать речь (обобщать активный словарь и активизировать пассивный, развивать диалогическую и монологическую речь.
• Развитие зрительного и слухового внимания и памяти
• Словесно-логического мышления
• Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.
• Закрепление навыка самоконтроля над собственной речью.
Воспитательные задачи:
• Воспитание интереса к профессиям на транспорте, уважительного к ним отношения.
• Формирование навыков сотрудничества, чувства товарищества, доброжелательности, взаимопонимания.
Словарная работа:
Предварительная работа: Предварительная работа: проведение предварительных упражнений по развитию речи и окружающему миру по теме “Транспорт”, рассматривание книг и иллюстраций, отгадывание загадок, обыгрывание настольно-печатных и дидактических игр по данной теме, конструирование из бумаги (ракеты).
Оборудование: картинки с различными видами транспорта, небольшие игрушечные машины.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Воспитатель: А теперь давайте улыбнёмся гостям, друг другу, подарим себе и окружающим хорошее настроение и начнём наше занятие.
Логопед: Что мы сегодня будем делать?
Дети: Как всегда мы будем стараться,
Внимательно слушать,
Отвечать не бояться.
Психологический настрой.
Логопед : Если вы будете думать,
Прежде чем ответить,
Тогда вам всё будет понятно.
Воспитатель: Ребята, представляете, сегодня утром я встретила почтальона, который передал мне вот эту большую, необычную открытку и сказал, что оно адресовано детям логопедической группы №5. Вот оно, смотрите! (крутит, восхищается).
Воспитатель: Ой, смотрите, здесь конверт, красочный (даёт рассмотреть, логопеду, детям)
Логопед: Вам нравится? (ответы детей)
Логопед: Ребята, как вы думаете, что в конверте?
Дети: (сюрприз, письмо)
Логопед: Я то же думаю, что письмо. Давайте скорее его откроем и посмотрим. (открываем)
Логопед: Смотрите, здесь зашифрованное письмо, давайте скорее его разгадаем! (разгадывают)
Логопед: Ну что, поможем, нашему пришельцу Ее?
Дети:
- Да
Артикуляционная гимнастика.
Сопряжённое повторение детей с логопедом:
Логопед: Чтобы говорить чётко и красиво
Чисто и неторопливо,
Нам нужно постараться,
В упражнениях для язычка и губ потренироваться.
Читает – воспитатель, показывает – логопед
- Давайте представим, что наш рот – это гараж, губы – ворота гаража, зубы – замок гаража, а язык – это машина.
- Покажем, как крепко на замок закрыт гараж (оскал зубов,
- Замок на пульте управления открывается и закрывается (зубы в оскале смыкаются и размыкаются).
- Открыли гараж и замок, видим в зеркало, там стоит наша машина.
- Прежде чем её мы выедем из гаража, нам нужно, что сделать?
- Правильно - завести мотор. Заводим – д-д-д-д-д.
- Машина выехала из гаража, остановилась (упражнение “Лопаточка”).
- Мотор работает – д-д-д-д – ррррррррр.
- И поехала по улицам: сначала повернула налево, потом повернула направо и т. д. (язык передвигается из одного уголка губ в другой, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна).
- На горку … (въехала, вниз … (съехала) и опять … (по3 раза выполняются движения языком вверх к губам, вниз к подбородку, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна).
- Приехала машина на автозаправочную станцию. Для чего? Чтобы заправиться бензином.
- Открываем топливный бак у машины (упражнение “Трубочка”, наливаем туда бензин (втягивание воздуха по свёрнутому желобком языку).
- Машина заправлена, можно ехать.
2. Сообщение темы.
Воспитатель:
- Ваши язычки были в роли машин, и, наверное, вы догадались, как мы будем помогать пришельцу?
Дети:
- Да, будем подбирать пришельцу Ее транспорт.
Воспитатель:
- Мы расскажем пришельцу Ее о разные видах транспорта, которые есть на нашей земле, узнаем новые слова, связанные с транспортом, будем составлять предложения и рассказы о транспорте и сделаем транспорт, на котором он сможет улететь домой.
- Какую главную работу выполняет транспорт?
Дети:
(Перевозит грузы и пассажиров, а специальный транспорт помогает людям разных профессий).
Воспитатель:
- Мы с вами говорили, что транспорт бывает, какой?
- Дети:
(Воздушный, водный, наземный, железнодорожный, специального назначения, космический).
Показ опорной схемы с обозначением видов транспорта.
Логопед:
Ребята, а какие виды транспорта мы знаем?
Воздушный – ездит где?
Водный – ездит где?
Наземный – ездит где?
Космический – летает где?
Дидактическая игра «Что? Где?»
Цель: Дети должны определить, какой транспорт движется по земле, какой по воде, какой по небу, и прикрепить карточки под соответствующее изображением.
- На столе лежат картинки, с изображением различных видом транспорта. Вы подходите, берете картинку, называете, что на ней нарисовано и крепите к подходящей схеме.
На доске карточки с изображением дороги, моря, неба.
Дети называют транспорт и соотносят со схемой.
1. Лодка, лодка подводная, баржа, пароход, яхта, катер – вода.
2. Самолет, вертолёт, аэростат – воздух.
3. Автобус, легковой автомобиль, велосипед – дорога.
4. Скорая помощь, пожарная машина, военная техника, полицейская машина, строительная техника - транспорт специального назначения.
5. Космическая ракета – космос.
Физминутка «Ракета».
Раз, два, стоит ракета. (дети поднимают руки вверх).
Три, четыре, скоро взлёт. (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца, (делают круг руками)
Космонавтам нужен год. (берутся руками за голову и качают ею).
Но дорогой нам не страшно, (разводят руки в стороны, делают наклоны корпусом вправо- влево).
Каждый ведь из нас атлет. (сгибают руки в локтях)
Пролетая над Землёю, (разводят руки в стороны).
Ей передадим привет. (поднимают руки вверх и машут ими).
Воспитатель:
Ребята, а сейчас, мы нашему пришельцу Ее, расскажем, кто, чем управляет. Важно давать полные ответы.
Игра: «Кто чем управляет»
Цель: расширять и активизировать словарный запас, отвечать полными ответами.
Материал: иллюстрации с изображением людей транспортных профессий, мяч.
Дети рассматривают иллюстрации и называют профессии людей, работающих на транспорте.
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, кто управляет транспортом?
- Транспортом управляют люди
- Кто управляет автобусом?
- Автобусом управляет водитель
- Кто управляет самолётом?
- Самолётом управляет лётчик.
- Кто управляет поездом?
- Поездом управляет машинист.
- Кто управляет вертолётом?
- Вертолётом управляет вертолётчик.
- Кто управляет кораблём?
- Кораблём управляет капитан.
- Кто управляет космической ракетой?
- Космической ракетой управляет космонавт.
Логопед:
Дыхательная гимнастика
Логопед: А теперь чтобы правильно и красиво говорить важно, размяться, выполнить дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика - «Самолетик». Подойдите к самолетикам и давайте отправим их в полет (подуть на самолётик, плечи не поднимать).
Воспитатель:
Ребята размялись?
Дети:
Да!
Воспитатель:
- А теперь давайте поиграем в игру «Поезд отправляется»
Посмотрите на стол, перед вами макет железной дороги с поездом. Предлагаю Вам составить небольшой рассказ о поезде. (Дети составляют рассказ, используя приставочные глаголы)
Примерный рассказ
Поезд выехал из депо, поехал по железной дороге, объехал ремонт дороги, поехал по мосту, съехал с моста объехал елочку и приехал на место назначения.
- Молодцы!
Воспитатель:
А сейчас Вы, составите описательный рассказ о транспорте по плану.
Составление описательного рассказа по плану.
Примерные рассказы о транспорте.
Самолёт.
Это самолет.
Самолет передвигается по воздуху и относится к воздушному виду транспорта.
Он белого цвета
Он большой.
У него есть фюзеляж, крылья, кабина, хвост, много окошек, дверь. Внизу у самолета есть шасси, это его «ноги». На них самолет разбегается при взлете и катится после приземления.
Самолетом управляет летчик.
Самолеты летаю с большой скоростью. Скорость самолета позволяет людям не только с большим комфортом перемещаться между городами и странами, но и делает время перелета быстрым.
Грузовик.
Это грузовик.
Грузовики передвигаются по дороге и относятся к наземному виду транспорта.
Цвет грузовика ….
Он большой.
У него есть кабина, капот, колеса, двери, фары, руль, кузов.
Грузовиком управляет водитель.
У грузовика есть кузов, в который человек можно погрузить много полезных вещей и быстро отвезти их на большие расстояния. Передвигаются со средней скоростью.
Автобус.
Это автобус.
Передвигается по дороге, значит автобус относится к наземному виду транспорта.
Цвет автобуса ….
Автобус бывает больших и средних размеров.
У автобуса есть кабина, салон, колеса, окна и двери.
Автобусом управляет водитель.
Автобус предназначен для перевозки пассажиров, доставляя людей по назначению, чтобы они не опоздали по своим делам. Скорость автобуса не должна быть большой.
Поезд.
Это поезд.
Передвигаются поезда по железной дороге и относятся к наземному виду транспорта.
Цвет …
Он большой.
Он состоит из локомотива и вагонов.
Поездом управляет машинист.
В те дни, когда машин и самолетов не существовало, поезда были для людей единственным средством передвижения на большие расстояния. Сейчас существуют более быстрые транспортные средства, но путешествие поездом считается одним из наиболее безопасных.
Катер.
Это катер.
Передвигается по воде и относится к водному виду транспорта.
Цвет ….
Он небольшой.
У него есть нос, корма, бока и днище.
Катером управляет штурман
Главное отличие малых катеров от лодок— наличие мотора. Катер передвигается со средней скоростью.
Корабль.
Это корабль.
Это водный вид транспорта.
Цвет …
Корабли бывают очень большие и средних размеров.
У него есть нос, корма, трюм, каюты, палуба, винт, рубка, борта.
Кораблем управляет капитан.
Корабли – это транспортные средства, которые перевозят пассажиров по воде. Существуют круизные лайнеры, рыболовные суда, военные корабли, также существуют грузовые суда, которые предназначены для перевозки больших грузов.
Передвигаются со средней скоростью.
Пожарная машина.
Это пожарная машина.
Передвигается по дороге, и относятся к наземному специальному виду транспорта.
Цвет пожарной машины….
Она большая.
У нее есть кабина, кузов, колеса, двери, руль, фары. Оснащена пожарным оборудованием для спасательных работ: цистерной с водой, баком со специальной пеной, длинными шлангами – рукавами, складной лестницей. Ещё у пожарной машины есть сирена.
Управляет пожарной машиной водитель.
Передвигаются со средней скоростью.
Ребята, а какой будет праздник 12 апреля, кто скажет.
Правильно день космонавтики.
-Кто управляет ракетой?
-Ракетой управляет космонавт.
Кто составит описательный рассказ про космический корабль по плану?
Космический корабль (Ракета)
Это ракета.
Ракета относится к воздушному виду транспорта.
Цвет…
Она большая
У ракеты есть окна – иллюминаторы, борт, хвостовые крылья, передняя часть ракеты. Космическую ракету делают из нескольких частей. Эти части называются ступенями. В каждой ступени свой бак с горючим и свой ракетный двигатель.
Ракетой управляет космонавт.
Ракета – самый быстрый вид транспорта, потому что у ракеты особый двигатель – реактивный.
Благодаря полетам в космос ученые делают многие важные открытия. Космонавты следят за состоянием Солнца, изучают звезды.
Воспитатель: Ребята, а какой вид транспорта лучше всего подходит Ёё, чтобы он смог улететь домой?
Дети: Ракета.
Воспитатель: Сделаем для Ёё ракеты?
Дети: Да.
Изготовление поделки «Ракета».
Воспитатель: Ребята, мы помогли нашему гостю отправится домой. Он нас благодарит.
Итог занятия:
Как назвать одним словом автомобиль, самолет, поезд, велосипед? Какие профессии людей связаны с транспортом? Кто к нам обратился за помощью? Как мы помогли нашему гостю?
Вам понравилось занятие?