Жилина Светлана
Открытая НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в средней группе «Путешествие в страну сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в средней группе с использованием игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ
Тема: «Путешествие в страну сказок»
Цель: Создание условий для естественного психологического и социально – коммуникативного развития детей, обогащения опыта самостоятельной деятельности, решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ.
Публикация «Открытая НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в средней группе „Путешествие в страну сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Задачи:
1. Связная речь. Формирование диалогической речи через совместное обсуждение. Упражнение в правильном словопроизношении.
2. Грамматический строй речи. Продолжить работу над формированием умения согласовывать слова в предложении
3. Владение словарём. Активизация в речи детей слов-признаков предметов, их свойств. Развитие умения употреблять слова с обобщающим значением
4. Звуковая культура речи. Развитие умения различать на слух и называть слова, начинающиеся со звука «с». Совершенствование отчетливого произношения слов словосочетаний.
5. Воспитательная. Развитие познавательной активности, внимания, памяти, креативного мышления, творческих возможностей с помощью элементов методики ТРИЗ. Воспитание любви к русским народным сказкам.
Материал к занятию: мяч, сундук, в нем Колобок, карточки-схемы к сказкам «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», рукавичка, маски: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
1. Психогимнастика – приветствие (дети стоят в кругу, держась за руки).
Здравствуй - солнце золотое,
Здравствуй – небо голубое,
Здравствуй – легкий ветерок,
Здравствуй – маленький дружок,
Здравствуй – утро,
Здравствуй – день,
Нам здороваться не лень.
2. Основная часть.
- Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло письмо. (Открывается презентация)
Фея: Вы узнали меня, ребята? Кто я? Правильно, я – волшебная сказочная фея! В моей сказочной библиотеке случилась беда: поднялся сильный ветер, раскрыл окна библиотеки и разбросал все сказки! Помогите мне, пожалуйста, навести порядок. В помощь я вам отправляю волшебный сундук.
- Ребята, вот какая неприятность случилась у Феи. Как же мы сможем ей помочь? А сказки-то вы знаете? Вот мы сейчас и проверим! (воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают на вопросы воспитателя)
(метод «Мозговой штурм»).
- Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел?
- Кто съел козлят?
- Кто пришел в гости к медведям?
- В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил?
- Что выросла «Большая – пребольшая»?
- Что случилось с ледяной избушкой?
- В какой сказке кот спасал петушка?
- Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке?
Воспитатель: молодцы ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем отправляться на поиски сказок Феи. Но давайте заглянем в сундук и посмотрим, что там есть, что там лежит (воспитатель заглядывает в сундучок).
-Здесь лежат вещи из сказок (достает Колобка).
- Это кто? (Колобок)
- А Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный).
- А что еще бывает такое же? (метод анализа)- (шар, мяч, яблоко, булка, конфета)
- Что случилось с Колобком? (ответы детей).
- Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок)
(Появляется книга сказка «Колобок» с перепутанными страницами)
• Воспитатель достает из сундучка листы-схемы
Задание: посмотреть на схемы и сказать, какая сказка в них спряталась?
(«Заюшкина избушка»)
- А лисичка какая в сказке? (хитрая, лукавая, рыжая, пушистая).
- А петушок, какой? (смелый, отважный, добрый, голосистый).
(Появляется книга сказка «Заюшкина избушка» с перепутанными страницами)
(«Маша и медведь»)
-А медведь какой в сказке? (добрый, доверчивый, добродушный)
- А Маша какая? (смелая, добрая, ловкая, умная).
(Появляется книга сказка «Маша и медведь» с перепутанными страницами)
• Воспитатель делит детей на подгруппы : -Сейчас вы каждый возьмете по одной фишке и подойдете к тому столу, где стоит коробка того же цвета, что и ваша фишка. Посмотрите, что лежит в коробке? (Одна подгруппа работает по сказке «Рукавичка», другая – по сказке «Волк и семеро козлят»)
Задание 1 подгруппе :
- Кто жил в сказочной рукавичке? (животные)
- Почему они там жили?
- Давайте представим себя животными, которые жили в рукавичке. Выберите изображения этих животных.
(метод эмпатии).
Воспитатель спрашивает у ребенка:
- Ты кто? Где ты живешь? Чем питаешься? Что любишь делать? Кого ты боишься? С кем ты дружишь? (ребенок отвечает от имени животного). (Появляется книга сказка «Рукавичка» с перепутанными страницами)
Задание 2 подгруппе :
В этой сказке есть коза,
По прозванью Дереза.
А ещё есть, говорят,
«Волк и семеро …! (КОЗЛЯТ)
- Кто здесь живет? (Коза с козлятами)
Д/и «Собери картинку» (Появляется книга сказка «Волк и семеро козлят» с перепутанными страницами)
- Для чего нужна рукавичка (руки греть, что-то вытереть, взять горячее).
- В какое время года надевают рукавички? (зимой)
- Назовите зимние слова, которые начинаются со звука «с». (снег, снежинка, сосулька, стужа, снегопад)
Рефлексия. Ну, что сундук опустел, значит все сказки вы нашли. Давайте вспомним, какие сказки вы помогли Фее отыскать? Из этих сказок есть ваша любимая? (ответы детей). А что же делать с рассыпавшимися страницами? (ответы детей) Хорошо, немного позже мы отремонтируем книги и отправим в волшебном сундуке Фее.