Любовь Мышляева
Открытая НОД для детей подготовительной группы «Новый год идет по миру»
Цель: Формировать представления о Новом годе как веселом и добром празднике.
Задачи:
Уточнить знания детей о зимних месяцах.
Обогащать представления о праздновании Нового года, о символах и традициях праздника.
Знакомить детей с традициями обычаями праздновании Нового года разных народов.
Учить давать полные и развернутые ответы.
Развивать познавательные процессы и способствовать мышлению, воображению.
Развивать игровую деятельность детей.
Продолжать учить отгадывать загадки.
Воспитывать усидчивость, внимание.
Публикация «Открытая НОД для детей подготовительной группы „Новый год идет по миру“» размещена в разделах
Воспитывать умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с действием сверстников.
Материалы и оборудование: музыкальная игра «Дин-дон стучат часы», презентация «Новый год идет по миру», картинки четырех елок на картоне, картинки с изображением ёлочных игрушек и других предметов, клей-карандаш на каждого ребенка.
Образовательные области: познание, художественное творчество, музыка
Предварительная работа.
1. Составление описательных рассказов по сюжетным картинкам "Новогодняя елка", "Дед Мороз в гостях у ребят", 2."Как дети готовились к встрече Деда Мороза". - Заучивание стихотворений к Новому году. – 3. Рассматривание иллюстраций о празднике Новый год. 4. Украшение группы к Новому году.
Ход занятия:
В-ль загадывает загадку: -Запорошила дорожки, разукрасила окошки Радость детям подарила и на санках прокатила».
Вос-ль: - О каком времени года эта загадка? (О зиме).
«Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год».
(месяц декабрь)
- После какого времени года приходит к нам зима?
Дети: - Зима приходит после осени.
- Сколько у зимы месяцев? (Три)
-Назовите, какие?
Дети: - Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.
В-ль: -Какой сейчас идет месяц? (Декабрь). - Декабрь год кончает да зиму начинает. С приходом декабря наступают самые короткие дни и самые длинные ночи. 22 декабря-самый короткий день в году. В народе его называют студень, т. е. нагоняющий стужу. А следующий месяц какой? (Ответы детей).
- Январь - батюшка, год начинает, зиму величает. А каким месяцем заканчивается зима? (Ответы детей).
- Февраль силён метелью, богат снегом. Его называют ветродуем, вьюговеем.
А вам нравится зима? Почему? (Ответы детей).
А какие известные праздники подарила нам зима? (Новый год, Рождество Христово).
Воспитатель: Правильно ребята, скоро к нам придет самый любимый праздник – Новый год. В самом конце декабря дети и взрослые готовятся к встрече Нового года. Трудно найти человека, который бы не любил Новый Год. С раннего детства Новый Год является самым любимым, домашним и теплым праздником для каждого из нас.
Новый год это особенный праздник, всенародный, потому что его отмечают все народы, живущие на нашей планете. Вы все ждете его? Правда, ребята? А почему вы ждете этот праздник?
Дети: Хотим подарочков от деда Мороза.
Кто приходит к нам зимой
В гости к каждому домой,
С бородой и посошком,
И подарочным мешком?
Над усами красный нос.
Кто же это?. (Дед Мороз)
Молодцы. В разных странах Деды Морозы могут выглядеть по – разному. Могут быть разные обычаи встречи Нового года. В Америке, Канаде, Англии и во многих других странах Деда Мороза называют Санта Клаусом. В-ль:-Чем он очень похож на нашего Деда Мороза? Он только носит вместо шубы красную куртку и подарки Санта Клаус оставляет детям в вязанных чулочках.
А сейчас давайте немного повеселимся, разомнемся.
Муз. игра «Дин-дон стучат часы».
А что является главным символом Нового года?
Дети: Елка.
- А как отмечают праздник - Новый год у нас в стране?
Дети: наряжают ёлку.
В-ль: А как быть, в лесу очень важны и полезны елки, они ведь нужны и зверям и птицам, что же делать? Ведь срубленные красавицы порадуют вас в течение нескольких дней и будут выброшены на улицу.
Дети:- Люди специально для новогоднего праздника выращивают елки в специальных питомниках, а потом продают. Нужно ставить искусственную елку.
-А как еще люди в нашей стране готовятся к Новому году?
Дети:-Украшают улицы и дома, готовят праздничные открытки, поздравляют друг друга с праздником, запускают фейверки, взрывают петарды, дарят подарки. И около 12 часов ночью под бой самых главных часов слушают поздравление президента России. Говорят, что на Новый год что ни пожелаешь, все всегда произойдет, нужно только загадать желание.
Воспитатель: Молодцы ребята, оказывается, вы столько всего знаете интересного об этом празднике.
«Что под елочкой лежит
В праздничной обертке яркой?
Только раз в году бывают
Новогодние (подарки)».
Вы сказали про подарки, а как правильно поздравлять друзей и дарить подарки?
Дети: - 1. Сначала нужно назвать по имени того человека, к которому ты обращаещься. Потом надо сказать, с каким праздником ты его поздравляешь.
2. Если ты хорошо знаешь этого человека, то можно пожелать ему того, чему ему самому хочется.
3. Если у того, к кому ты обращаешься есть в жизни неприятности, то нужно пожелать, чтобы они остались в прошлом.
Воспитатель: Молодцы. Верно, ровно в 12 часов ночи мы с вами прощаемся со старым годом и встречаем Новый год? Поэтому этот праздник принято отмечать ночью, а не днем.
Новый год - поистине интернациональный праздник, но в разных странах его празднуют по-своему. Если кто-то знает их традиции, расскажите.
Дети:- Итальянцы выкидывают из окон старые утюги, стулья и другие старые вещи. Так они освобождаются от всего старого. В Венгрии на Новогодний ужин обязателен жаренный или шоколадный поросенок, чтобы Новый год был благополучным.
Японцы перед Новым годом покупают грабли, чтобы не работать, а загребать счастье. Новый год в Японии наступает со сто восьмым ударом колокола. Японские дети как и их сверстники на Западе наряжают ёлку и ждут Санта –Клауса. Первый рассвет Нового года японцы встречают, хлопая в ладоши.
В Японии каждый ребенок новогодним вечером кладет под подушку рисунок своей “мечты” и они верят, что тогда их мечты обязательно сбудутся. Первые дни января особенные для японцев: это «время начала новых дел». Они устраивают знаменитые фестивали снежной скульптуры.
- После окончания праздников проводится обряд очищения, во время которого новогодняя ёлка сжигается, что символизирует прощание со всеми огорчениями прошедшего года.
Например, на Кубе принято обливать друг друга водой.
В-ль:- Но самое главное то, что у всех людей на Земле принято перед Новым годом прощать друг другу обиды, желать всем только мира, добра и здоровья.
А сейчас я познакомлю вас с традицией когда начали отмечать Новый год в России.
Воспитатель показывает презентацию и рассказывает.
Раньше Новый год праздновали в сентябре. Традиция 1 января появилась в России всего триста лет назад.
С 1700-го года в России традиции украшения новогодней елки появились благодаря Петру I. Петр, еще в молодые годы, гостивший в Рождество, у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево: вроде бы ель, но на ней вместо шишек – яблоки и конфеты. Будущего царя это забавило. (Слайд 2) Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. По царскому указанию москвичи впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, можжевельника, ели и жечь на улицах костры, дарить друг другу новогодние подарки. (Слайд 3-4).
В двенадцать часов ночи, Петр I вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету, начался салют в честь новогоднего праздника. Люди верили, что украшая новогоднюю елку, они делают злые силы добрее. Стеклянные украшения, привозимые из Германии, стоили очень дорого. Альтернативой дорогим стеклянным украшениям стали ватные игрушки. Их можно было купить в магазине, а можно было изготовить самостоятельно. О злых силах давно забыли, но елка по-прежнему символ новогоднего праздника.
Первоначально на Новый год украшали деревья конфетами, фруктами, орехами и даже овощами. Украшали елку игрушками из орехов, рябины, из спичек делали ангелочков, соломенные звездочки, деревянных лошадок, овечек из ваты, из ткани кукол-красатулек. (Слайд 5) Но Деда Мороза и Снегурочки на тот период еще не было. Был Мороз – старик с белой бородой, который повелевал зимними холодами. Именно этот персонаж и стал основой для рождения сказки о новогоднем Деде Морозе который приносит подарки.
Традиционный костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. (Слайд 6-7). Снегурочка тоже появилась немного позже. Впервые о ней узнали из сказки «Снегурочка», но там ее просто вылепили из снега. Все помнят момент в сказке, когда она прыгает через костер и тает. Персонаж так полюбился всем, что постепенно (Слайд 8-9) Снегурочка стала неизменным символом новогодних празднований.
Вот таким образом и появился тот Новый Год, который мы привыкли встречать с самого детства.
Воспитатель, я вам сейчас покажу Дедов Морозов других стран. Английский Санта-Клаус (Слайд 10-11, путешествует на санях, в которые запряжены шесть оленей. Его все очень ждут, особенно дети. Они вешают на край своей кровати чулок, в который через печную трубу должен попасть подарок. Раньше дети верили, что Санта-Клаус спускается в дом по каменной трубе и оставляет подарок для послушных ребят ночью, когда они спят. А на каминную полку кладут морковку для оленей Санта-Клауса.
Во Франции (Слайд 12) Французского Деда Мороза (Пэра Ноэля) дети так же очень ждут. Он подарки для детей разделяет на две части: некоторые подарки оставляет в новогоднюю ночь, а более ценные кладет в подготовленные туфли (их дети развешивают в доме с вечера) на Рождество.
В Германии на Новый год подарки дарит (Слайд 13) немецкий Дед Мороз (Вайнахтсман). В одной руке он держит подарки, а в другой розги.
Как и положено, кто вел себя хорошо, получает подарок. Кто вел себя в течение года плохо и много шалил, подарка ему не видать.
В России же Новый год – это обязательно наряженная ёлка праздничный ужин, бой курантов, Снегурочка и, конечно же, Дед Мороз, который кладет в новогоднюю ночь подарки для детей под ёлочку. А какие подарки подарить детям на новый год (Слайд 14) Дед Мороз узнает из писем, которые получает от детей перед самым праздником.
- Ребята, наше путешествие подошло к концу. Мы с вами побывали в разных странах, узнали как там встречают Новый год (Слайд 15)
Воспитатель: Так как скоро наступит Новый год в нашей стране, то скажите ребята, а у кого дома уже стоит нарядная елка?
Дети: Ответы детей.
«Ёжик на неё похож,
Листьев вовсе не найдёшь.
Как красавица, стройна,
А на Новый год – важна».
(Елка)
«На елочке она висит
И огонечками мигает,
То вдруг погаснет ненадолго,
То снова ярко засияет».
(Гирлянда)
Воспитатель: А скажите мне ребята, чем можно украшать елку? Какими игрушками и украшениями?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Ой, какие вы молодцы, загадки вы очень хорошо умеете отгадывать.
Дидактическая игра «Наряди елку»
А сейчас я предлагаю нарядить елочки, которыми мы украсим нашу группу. Мы узнаем, кто умеет правильно и красиво наряжать новогоднюю ёлку.
Условие: не все игрушки можно вешать на елку. (На четырех столах лежат заранее нарисованные елки. Дети делятся на подгруппы и наклеивают на елку мелкие предметы). В это время звучит музыка.
Итог.
Воспитатель Как вы думаете, почему тема нашего сегодняшнего приключения - Новый год идет по миру?
Дети: Потому что мы узнали, какие бывают Деды Морозы в разных странах мира. Как отмечают Новый год в других странах.
Воспитатель: А что еще интересного вы сегодня узнали ребята?
Дети: Как появился праздник Новый год в России.
Ну а наше с вами новогоднее приключение подошло к концу.
Список литературы.
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду-М. 1991.
2. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой-М. ,1978.
3. Кондратьева Л. Н. «Мы». Программа экологического образования детей-СПБ, 1996.
4. "От рождения до школы" Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаров, М. А. Васильева.
5. Тихомирова. Развитие познавательных способностей детей-«Ярославль», 1996.