Любовь Архипова
Формирование речи детей 3–4 лет в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих
мест в содержании воспитательного процесса дошкольного
образовательного учреждения. Богатейшее поле для эстетического
развития детей, а также развития их творческих способностей
представляет театрализованная деятельность, как сказал В. А. Сухамлинский.
Публикация «Формирование речи детей 3–4 лет в театрализованной деятельности» размещена в разделах
Театрализованная деятельность дает возможность детям познавать окружающий мир. Позволяет дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом, развивает их способности в различных видах деятельности.
Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные эмоции, характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость, радость, грусть, удивление, страх. Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи.
Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, театрализованных игр, драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционального положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию. Благодаря такой форме работы общение с детьми становится более интересным и содержательным. Особенность театрализованных игр – занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий. Дети играют и развиваются, проявляют свои творческие способности, становятся раскрепощенными и общительными, средствами театрализованной деятельности раскрывают свой внутренний мир
Поэтому речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей 3-4 лет является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “ театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности.
Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Цель:
создание условий для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.
Задачи:
• Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.
• Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей.
• Обогатить театральный уголок в группе различными видами театров (кукольный, настольный, пальчиковый и др., театральных атрибутов, картотека театрализованных игр,
• Создать условия для развития творческой активности детей.
• Сформировать у детей и родителей интерес к театру и совместной театральной деятельности.
• Развить артистические навыки детей, воображение, эмоции, фантазию, коммуникативные навыки, речь.
• Воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству.
Срок реализации
1 этап – начальный сентябрь – октябрь 2021г
Знакомство с театрализованной деятельностью детей 3-4 лет.
Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.
2 этап – основной (формирующий) – ноябрь 2021г. – май 2022г
Составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций, рекомендаций.
3 этап – заключительный (контрольный) – апрель 2022 года – май
2022 года. На заключительном этапе будут проводиться итоги работы для решения обозначенной проблемы, анализ своей работы.
Предполагаемый результат:
умение владеть навыками выразительной речи;
• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
• проявлять интерес, желание к театральному искусству;
• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;
• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
• умение последовательно высказывать свои мысли;
• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
• выразительно читать стихотворный текст;
• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;
• умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;
Формы работы с детьми:
• Чтение и совместный анализ сказок.
• Проигрывание отрывка из сказок.
•Прослушивание сказок, потешек, стихотворений.
• Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
• Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
• Словесные, настольные и подвижные игры.
• Пантомимические этюды и упражнения.
• Дыхательная гимнастика
• Артикуляционная гимнастика.
• Пальчиковые игры со словами.
• Разучивание чистоговорок, стихов, потешек
Для решения поставленных задач использовала следующие методы и приёмы:
• Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
• Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стихов и потешек, рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, театрализации, обыгрывание.
• Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, сюжетно-ролевые игры, словесные игры.
•
В своей работе использовала следующие дидактические пособия:
• настольный театр;
• пальчиковые игры на основе русских народных потешек и сказок;
• кукольный театр;
• иллюстрационный материал по сказкам;
• иллюстрационные альбомы по сказкам и произведениям.
Моя работа началась с подбора и изучения литературы по теме; изучение публикаций : «Роль театральной деятельности в развитии речи детей», «Виды театра в детском саду», «Театральные куклы», «Театр и театрализованные игры в детском саду»; подбора дидактического материала: «Картотека театрализованных игр», «Комплекс дыхательной гимнастики», «Этюды на выражение основных эмоций разработка конспектов и развлечений «Путешествие по сказкам».
Для того, чтобы достигнуть поставленную цель и решить задачи, я провела работу по оснащению предметно-развивающей среды.
В целях реализации индивидуальных интересов детей предметно-пространственная развивающая среда нашей группы обеспечивает право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности у нас представлены разные виды кукольного театра; большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра; наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, бибабо) для разыгрывания сказок; готовые костюмы, маски, уголок ряженья (готовое ряженье, элементы ряженья).
Для театрально-игровой деятельности имеются, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан, дудка, маракасы, трещетки, ложки, металлофон.
Т. к. правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности, поэтому проводила с детьми дыхательную гимнастику: «Подуй на листочек», «Кто дальше загонит шарик», «Хомячок», «Лягушонок» и т. д.
Использовала в работе театрализованные игры и игровые упражнения: «Не хочу манной каши!», «Надувайся шар»; пантомима «Утренний туалет»; игры–стихи «Туча», «Кошки-мышки»; игры с воображаемым объектом «Крылья самолета и мягкая подушка», «Кошка выпускает когти», «Вкусные конфеты», которые повышают у детей интерес к театрализованной деятельности.
Обыгрывали с детьми знакомые сказки («Колобок», «Репка») по ролям и с помощью магнитного театра.
Показывали сказки с помощью разных видов театра.
Обыгрывали сюжетно ролевые игры «Магазин», «Дочки-матери», «Строители».
Разыгрывали потешки и скороговорки используя пальчиковый театр.
Также я использовала героев в период заучивания потешек и незатейливых стишков. Это стимулирует и раскрепощает стеснительных детей. Держа в руках куклу, ребенок сам начинает произносить знакомую потешку или песенку. («Петя, Петя, Петушок.», «Наша Таня громко плачет.», «Мишка косолапый по лесу идет.», «Кисонька Мурысенька.», «Лиса по лесу ходила.», «Рёвушка коровушка, дай молока…», «Водичка, водичка, умой мое личико…».
Познакомила детей с разными видами театров : настольный театр, театр бибабо, театр на магнитах, пальчиковый театр. Включила в процесс освоения детьми мини постановок по текстам народных сказок «Теремок», «Колобок», «Репка»
В результате целенаправленной и систематической работы добилась положительных результатов по данной теме.
Большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на вопросы. У детей повысилась речевая активность, увеличился словарный запас. Дети интересуются окружающим, общаются со сверстниками, пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием и прощанием) знают много стихов, потешек, песен и с удовольствием их рассказывают. Пополнилась предметно-развивающая среда группы.
Также ребята научились владеть навыками выразительной речи, проявляют интерес, желание к театральному искусству, передают образы сказочных персонажей характерными движениями, взаимодействуют коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность, умеют последовательно высказывать свои мысли, произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса.
Концу года дети познакомились с разными видами театра, что позволила, развить внимание, память, речь. Особое внимание уделяла кукольному театру, инсценировкам, драматизации.
Свою работу я осуществляю по трём направлениям: организация предметно-развивающей среды, работа с детьми, работа с родителями. В моей группе организован театрализованный уголок, в котором располагаются различные виды театра, атрибуты, реквизит, ширма, фланелеграф.
Театр масок, увлекает детей тем, что, надевая костюмы и маски дети сами становятся героями спектакля. Несколько видов пальчикового театра, ещё его называют театр пяти пальчиков, или театр петрушек. Этот театр создаёт обстановку по-настоящему театрального представления. Интерес к такому театру у детей огромен.
В работе с детьми я использую: Театральные игры, с помощью которых я учу детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему, развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, речь образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.
При помощи речевой гимнастики формировала у детей правильное, чёткое произношение. Следующим направлением работы с детьми являются основы театральной культуры, где я знакомлю их с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитываю культуру поведения.
Взаимодействие с родителями
Подготовка консультаций для родителей по следующим темам
• Консультация «Театр и дети»
• Информационный стенд «Как можно сделать кукольный театр своими руками».
• Консультация: Какие произведения нужно читать детям 3-4 лет согласно программе и возрасту детей.
• Привлечь семьи родителей к пошиву театральных костюмов
• Рекомендация: Собрать бросовый материал для изготовления разных видов театра.
• Консультация: «Играем совместно с детьми с театральными куклами дома».
• Папка передвижка: «Почитай мне сказку мама».
• Консультация: «Игры детей с игрушками-персонажами»
• Рекомендации: «Сказки нужны детям»
• Рекомендации: «Театр и родители».
• Консультация: «Веселый язычок»
Работая над данной темой, убедилась, что театрализованная деятельность способствует развитию речи детей, о чём свидетельствуют результаты мониторинга.
Мониторинг, проведенный в начале учебного года, показал недостаточный уровень речевого развития у детей.
Высокий уровень - 0%,
средний уровень 59 %,
низкий уровень 41 %.
Дети не могли составить описательный рассказ даже при помощи воспитателя. На некоторые вопросы не могли дать ответов, отвечали односложно. При изложении повествования наблюдалось нарушение логической последовательности, скудность изложения, ограниченность и неполноценность лексических средств языка.
На конец года у воспитанников формируется любознательность, воображение, самостоятельная творческая деятельность вырос интерес к театрализованной деятельности.
Высокий уровень - 32%, увеличилось число детей с интонационной выразительностью речи.
средний уровень -41 %, возросло умение отчётливо произносить слова и словосочетания, охотно вступают в речевое общение с окружающими.
низкий уровень -27 %, уменьшилось количество детей с речевым развитием.
В дальнейшем в своей деятельности планирую продолжить работу по
развитию речи, больше внимания уделять современным подходам к
воспитанию детей, инновационным методикам и новинкам методической литературы.
Благодаря театрализованной деятельности дошкольники учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Ведь ребенок, который любит играть в театр - всегда верит в чудо и в то, что сказка никогда не кончается!
Литература при работе над данной темой:
1. Антипина Е. А. Театрализованные представления в детском саду. М. 2010.
2. Агапова И. А. Давыдова М. А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010. 3. Вакуленко Ю. А, Власенко О. П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Волгоград 2008
4. Доронова, Т. Н. Играем в театр/ Т. Н. Доронова, - М. : Просвещение. 2005
5. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. М. :Лепта Книга,2007.
6. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. / М. Д. Маханева, - М. : Посвещение. 2005
7. М. Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду».
8. Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» Программа «Театр –Творчество –Дети». Москва 2002.
9. Э. Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Москва: «Владос» 2001.
10. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» Москва: «Мозаика – Синтез» 2007.