Ирина Шарафисламова
Отчёт по самообразованию «Развитие познавательных интересов у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
(Моя тема опыта «Развитие познавательного интереса у дошкольников»
Закружится мой день неугомонный,
И я люблю всю эту чехарду.
В нём колокольчик радости бездонной
В нём детский смех, вопросы «Почему?
Зачем да как? Когда? А раньше было?»
И всем ответь, всем помоги понять.
Чтоб не погасло, чтобы не остыло,
Желанье знать, исследовать, искать.
Длительность работы
Публикация «Отчёт по самообразованию „Развитие познавательных интересов у дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Работа велась в течение 4 лет с 2014 по 2018г. и заключалась в реализации трех его этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
На констатирующем этапе 2014-2015г. изучение теоретических основ актуального педагогического опыта, которые заключались в подборе и ознакомлении c необходимой методической литературой, а также в проведении первичной диагностической работы и отборе развивающих методов и приемов работы
Формирующий этап 2014 - 2018г. проходила практическая реализация проектной деятельности.
В процессе контрольного этапа 2017-2018г выявлялась результативность проделанной работы.
Актуальность
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать и я пойму».
Китайская пословица
Избранная тема является актуальной, поскольку невозможно переоценить значения познавательной деятельности для общего развития дошкольника и формирования его личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями умениями и навыками, содействовать воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств малышей, развивать их познавательные силы, личностные образования (активность, самостоятельность, познавательный интерес, выявлять и реализовать потенциальные возможности детей, приобщать их к поисковой и творческой деятельности.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое – основа формирования этого качества.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы. Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.
Ведущая идея
Ведущая идея моего опыта состояла в развитии интереса, формировании навыков и умений детей познавательной деятельности на основе проектного подхода в системе работы детского сада. Проектная деятельность смогла объединить детей, родителей и педагогов ДОУ в совместную творческую, продуктивную деятельность и сформировала настоящее сообщество детей и взрослых. Метод проектов рассматривалась как один из вариантов интеграции. Детям давались знания не в готовом виде, им давалось возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята смогли стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектировали свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.
Задачи
Основными задачами проектной деятельности, как средства развития познавательной активности у дошкольников являются :
- развитие интереса к исследовательскому поиску;
- создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;
- организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника;
- организация предметно-развивающей среды.
Методы
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта я использовала разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие познавательное развитие, развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников :
в непосредственно образовательной деятельности: (слайд 3)
- проектная деятельность;
- НОД-путешествия;
-НОД в форме дидактических игр
в повседневной деятельности: (слайд 4, 5, 6)
- наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- практические упражнения;
- опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;
- коллекционирование;
- совместное творчество детей и родителей (мини- выставки);
- презентации.
Работая над данной темой, я пришла к выводу, что эффективным средством внедрения проектной деятельности в образовательный процесс является создание «Центра экспериментирования» в группе. (слайд 7)
Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды, созданной в группе, которая включает
• Детскую лабораторию (Фото Лаборатории слайд 7)
• Подборку литературы (слайд 8) (Деткой литературы) Детские энциклопедии «Техника будущего», «Животные России», «Насекомые», «Родная природа», «Загадки природы», «Современная детская энциклопедия хочу знать», «Млекопитающие», «Хищные птицы», «Джунгли», «Живая природа», «Хищники», «Планета Земля», «Космос», «Пираты» (Фото)
• Наглядно – дидактические пособия (слайд 8)
1. (Растительный мир, животный мир, неживая природа) Картины о природе, Папка «Лекарственные растения», папка «Времена года», папка «Цветы», папка «Деревья», книга «Комнатные растения», папка «Дары Осени», Красная книга-животные, птицы.
• Дидактические игры (слайд 8)– «Во саду ли в огороде», «Найди половину», «Чей хвост», «Собери букет», «Одень куклу на прогулку», Мамы и детки», «Угадай дерево», «В мире сказок», «Подбери пёрышко», «Рыбки и акулы», «Стань другом природы», «Кто как устроен?» познавательная игра- лото «Чтение», «Ребусы» и т. д. картотеки опытов.
• Различные коллекции (слайд 9)
Камней, Спилы деревьев, Ткани, Природного материала, Ёлочных игрушек, Магнитов, Семян, Пуговиц, Киндер сюрпризы «Сказка на ладошке».
Проекты созданные начиная с 2014года