Татьяна Холоденко
Отчёт по самообразованию педагога «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Работая с детьми, я выбрала для себя новую, интересную форму работу – Лэпбук (интерактивная папка на заданную тему). Его можно использовать не только в детском саду, но и дома. И делать его могут взрослые вместе с детьми. Лэпбук, может сдержать разнообразный материал. Он может быть использован в форме дидактической игры, итоговым как в конце тематической недели, итогом городской воспитательной акции, видом проектной деятельности, так и повторения, и закрепления материала по какой – то определенной теме. Что же стоит за таким современным и модным словом «Лэпбук»? Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «накопленная книга» (lap – колени, book – книга). Это такая небольшая, самодельная, интерактивная, тематическая папка с кармашками, окошками, дверками, подвижными деталями, вставками, в которой находится систематизированный материал, который предназначен для изучения, закрепления и повторения знаний, в том числе и иллюстрации в виде рисунков, буклетов, небольших текстов, в любой форме по какой-то определенной теме, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию. Её удобно может разложить у себя на коленях и рассмотреть все ее содержимое. Но несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимы материалы по теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить лэпбук, детям нужно выполнить задания, провести наблюдения, изучить дополнительные источники. Я стала практиковать выдачу лэпбуков на выходные домой. Дети с удовольствием берут их с собой. Дома рассказывают родителям материал по теме лэпбука. Показывают им иллюстрации, читают стихотворения. Играют с родителями в игры, расположенные в разделах «книжки». Так же, лэпбуки мы берем с собой на прогулки.
Публикация «Отчёт по самообразованию педагога „Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Писательница из Вирджинии Темми Дюби использовала мини книгу чтобы систематизировать учебный материал для своих детей. Автор изобретения усовершенствовала опыт Дины Зайк, которая применяла сложенные листы бумаги с интерактивными задачами для обучения детей. Темми поместила в одну папку различные тематические игры, чем сделала процесс изучения материала более увлекательным. В России изготовлением Лэпбуков занялась учительница математики. Татьяна Пироженко родом из Симферополя. Она мама двоих детей и в свободное время разрабатывает новые виды наколенных книг, которые стремительно набирают популярность. Лэпбук хорошо подойдёт для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Создание лэпбука является одним из видом совместной деятельности взрослого и детей. В будущем ребёнок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых работ.
Целью своего самообразования я считаю повышение своего теоретического, научно – методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Я для себя поставила следующие задачи:
• повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
• разработать перспективный план работы с детьми;
• подготовить (провести) консультацию для родителей на родительском собрании;
• создать схемы, кармашки, выбрать темы, материалы;
• применить на практике в педагогической деятельности;
• организовать выставки.
Для достижения своих целей для начала я изучила методическую литературу по данной теме:
1. Е. Блохина, Т. Лиханова «Лэпбук – «Накопленная книга» Журнал Обруч №4 2015 год;
2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС;
3. Терентьева Н. А. «Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и ребёнка»;
4. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей страшего дошкольного возраста»;
5. Ю. В. Кириллова «Игровое взаимодействие родителей и детей раннего и дошкольного возраста в ДОО», изд. Детство – пресс
6. Е. С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ» изд. ТЦ Сфера
7. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве изд. Просвещение.
8. Изучение интернет ресурса.
Лэпбук – эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
Родители обеспечивают поддержку:
• - организационную (экскурсии, походы);
• - техническую (фото, видео);
• - информационную (сбор информации для лэпбука);
• - мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).
Чем меня заинтересовала данная форма работы в моей деятельности?
• Во-первых, лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.
• Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
• В-третьих, ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию.
• В-четвертых, можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.)
Ну и в конце концов, это просто увлекательно и интересно!
Преимущества использования лэпбуков :
• - ребенок самостоятельно собирает нужную информацию;
• - структурирует большой объем данных;
• - побуждает интерес у детей к познавательному развитию;
• - может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослыми;
• - развивает креативность и творческое мышление;
• - простой способ запоминания;
• - объединяет людей для увлекательного и полезного занятия.
В результате данной технологии у детей развиваются универсальны умения, такие как:
• Умение планировать предстоящую деятельность;
• Договариваться ср сверстниками;
• Распределять обязанности;
• Искать нужную информацию, обобщать ее, систематизировать;
• Самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
• Принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
• Используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Мною был проведен мастер-класс для педагогов нашего дошкольного учреждения по изготовлению лэпбуков. На групповом родительском собрании была затронута тема «Лэпбук — средство развития познавательной активности детей». Постоянно обновляю информационные уголки для родителей по данной теме моего самообразования. Произошло пополнение (с моим непосредственным участием) предметно – пространственной среды. Интернет даёт возможность мне самообразовываться по данной теме. Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня существуют определенные условия, в которых каждый педагог может расти лично и профессионально: получать новые знания, совершенствовать умения, повышать личностную и профессиональную самооценку, приобретать знания среди коллег. Непрерывность данного процесса обеспечивает повышение его результативности (через повышение уровня готовности к самообразованию). Из этого следует, что наиболее важной составляющей совершенствования педагога является его собственное желание постоянно самообразовываться, идти в ногу со временем, заботиться о своем авторитете. Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.
Лэпбук для сюжетно-ролевой игры "Театр"
(итог тематической недели «Здравствуй сказка»)
Лэпбук используется в индивидуальной и совместной деятельности детей; имеет съемные карманы на липучках, что позволяет менять материал по теме, согласно возрасту детей. Играя и занимаясь с «лэпбуком», дети узнают, какие бывают профессии в культуре и искусстве: гример, режиссер, артист, костюмер, драматург, звукооператор. Ознакомятся с видами театра. Дети старшего дошкольного возраста самостоятельно сыграют в сюжетно-ролевую игру "Театр" и смогут поставить спектакль "Маша и медведь". Лэпбук включает в себя : фоновые страницы, настольный театр с декорациями и артистами постановки "Маша и медведь", карманы-кулисы для хранения артистов и декораций, карточки "Профессии театра", карточки "Виды театров".
Лэпбук к 9 мая «День Победы» (итог городской воспитательной акции «Прошлое в настоящем: Победе – 75!»
Лэпбук представляет собой папку, в которой размещены: стихи, рассказы о подвигах солдат защитников. В лэпбуке собраны материалы, позволяющие познакомить детей с праздником, его значимостью, с его историей. Дети знакомятся с военной техникой, с орденами и медалями с городами- героями. Ордена и медали (картотека в кармашке). На карточках представлены самые известные награды, присуждаемые во время Отечественной войны. Мини-книжка «Стихи о войне для детей». «Военные плакаты». Раскраски (в файле). Разрезные картинки: Военная техника, картинки боевых действий (в файлах). Памятники и обелиски (карточки в кармашке). Загадки. Для самостоятельной деятельности детей можно использовать : фотографии, раскраски, изображения орденов и медалей, а так же рассматривание иллюстраций в информационных кармашках. Для совместной деятельности ребенка и взрослого предусмотрен материал: военные стихи, а также весь другой материал с рассказами, дополнениями, повествованиями взрослого. Можно организовывать работу лэпбука с детьми с помощью заучивания стихотворений. Благодаря этой форме работы дети многое узнали о ВОВ, знают и с удовольствием читают наизусть стихи о ВОВ, рассуждают над смыслом поговорок и пословиц о войне, знают города герои и рассказы о подвигах детей во время ВОВ. Работа с лэпбуком позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей.
Лэпбук «Берегите природу»
(итог тематической недели «Животные и человек»)
В условиях современного мира экологическое воспитание становится одним из приоритетных направлений нашего ДОУ. Его цель — формирование личности, способной бережно относиться к природе, жить в гармонии с ней, осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде. Чтобы преподнести эти важные моменты максимально увлекательно, избегать назидания, мы воспитатели облекаем знания в игровые формы, используем необычные пособия, например к ним можно отнести интерактивное пособие лэпбук по экологии «Берегите природу». Его содержание:
- перекидной центральный модуль "Планета Земля", часть "Неживая природа";
-перекидной центральный модуль "Планета Земля" ,часть "Живая природа";
- текстовое описание природных ресурсов:
-Биологические ресурсы (растения, грибы).
-Биологические ресурсы (животные, бактерии).
-Земляные ресурсы.
-Климатические ресурсы.
-Минеральные ресурсы.
-Водные ресурсы.
-карточки "Правила поведения на природе", всего 12 карточек. На карточках изображено поведения ребенка на природе. На одних карточках ребенок поступает правильно, на других - вредит природе. Цель игры: подобрать к каждой карточке пару.
- карточки с пословицами и поговорками.
Лэпбук «Метеостанция»
(итог тематической недели «Путешествие вокруг света» (климатические зоны).
Мы с детьми с подготовительной к школе группе решили изучать погоду. Не просто глядеть в окно наблюдая за погодой, а устроить в группе настоящую метеостанцию! В лэпбуке есть все необходимое для этого: таблицы для заполнения, дневник погоды, информация о том, как определять облачность, с настоящим интерактивными термометром и шкалой для определения силу ветра, всякие шкалы-приборы, на которых можно выставлять текущие погодные условия и еще много других мелочей, которые превращают банальную фиксацию погоды в увлекательную игру в метеорологов. Материал отлично подойдет, как дидактическое пособие в центр изучения природы и для изучения окружающего мира с дошколятами. Содержание:
-карточки с изображением видов облаков: перистые, перисто-слоистые, слоисто-кучевые, кучевые, слоистые и интересные факты, об облаках;
-самодельный двусторонний термометр из бумаги с двигающейся стрелкой;
- интерактивная деталь с двигающейся стрелкой по изучению силы ветра "Шкала Бофорта";
- мини-книжка "Сила ветра";
-месяцы и дни для самодельного календаря;
-наличие пустых кармашков для заполнения своим материалом, в зависимости от возраста детей.
В процессе создания Лэпбуков меня очень увлекли дидактические игры на основе кругов Луллия, которые я планирую вставить в будущие лэпбуки по заданным темам.
Дидактическая игра «Музыкальные профессии» (на основе кругов Луллия).
Развивающая логическая игра для детей дошкольного возраста круги Луллия "Музыкальные профессии" направлена на закрепление знаний о профессиях музыканта, музыкальных инструментах, расширение кругозора и словарного запаса по данной теме. Занятия с данным пособием развивают внимание, образное и логическое мышление, смысловую память. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки с изображением музыкантов и музыкальных инструментов, изображенных на секторах большого и малого круга. Затем устанавливает сектор указателя напротив любой картинки большого круга и называет слово, например: дирижерская палочка, микрофон, пианино, саксофон и т. д. Педагог задает вопрос : "Кому принадлежит данный предмет?". Поворачивая маленький круг с изображением профессий музыканта, ребенок совмещает сектор, который соответствует данному предмету или музыкальному инструменту по его характерным признакам и называет профессию музыканта. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не подберет все парные картинки.
Дидактическая игра «Профессия – место работы – инструмент» (на основе кругов Луллия).
Развивающая логическая игра для детей дошкольного возраста круги Луллия «Профессия – место работы – инструмент» направлена на закрепление знаний о профессиях (повар, врач, швея, плотник, продавец, лётчик, учитель, доярка).
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки с изображением людей разных профессий, место их работ, инструмент изображенных на секторах кругов. Затем устанавливает сектор указателя напротив любой картинки малого круга и называет слово, например: сковорода, весы, бидон и т. д. Педагог задает вопрос : "Кому принадлежит данный предмет?". Поворачивая средний круг с изображением профессий, ребенок совмещает сектор, который соответствует данному предмету по его характерным признакам и называет профессию. Затем поворачивая большой круг с изображением места работы, ребёнок совмещает сектор, который соответствует данным предыдущих предметов и их характерным признакам и называет место работы. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не подберет все парные картинки.
Дидактическая игра «Орудия труда – профессия – продукт труда» (на основе кругов Луллия).
Развивающая логическая игра для детей дошкольного возраста круги Луллия «Орудия труда – профессия – продукт труда» направлена на закрепление знаний о профессиях, инструментах и продуктов труда, развитие речи и мышления.
Правила:
Вариант 1. Игра «Найди орудия и продукт труда». Вращением подобрать подходящие по смыслу тройки труда – профессия – продукт труда. Игра автодидактическая, правильный ответ по цвету сектора поля. Составить предложение со сложившимся рядом.
Вариант 2. Загадать загадку про выпавшую профессию (или продукт труда, или орудие труда) остальным участникам. Игроки отгадывают, а отгадавший загадывает следующую загадку.
Вариант 3. Игра «Фантастические профессии». Вращать в свободном поряден сектора круга. Составить предложение с выпавшей профессией, орудием труда и продуктом труда. Предложения могут быть фантастическими. Например «Строитель построил из кастрюль дом в виде зубов». Или «На ткани портного был узор из тракторов и он сшил платье в виде дома».
Вариант 4. Игра «Продолжи ряд». Выбрать профессию и продолжить называть по очереди орудия труда и продукты труда (один то, второй другое или что то одно, в дополнение к тем, что на круге. Выигрывает тот, кто назовёт последним.
Вариант 5. Игра «Ищем звук». Выбрать звук найти на кругах все слова с этим звуком.
Дидактическая игра «Профессии Севера 1,2» (на основе кругов Луллия).
Развивающая логическая игра для детей дошкольного возраста круги Луллия "Профессии Севера" направлена на закрепление знаний о профессиях Севера, инструментов труда, расширение кругозора и словарного запаса по данной теме. Занятия с данным пособием развивают внимание, образное и логическое мышление, смысловую память. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки с изображением людей разных профессий место их работ, инструмент изображенных на секторах кругов. Затем устанавливает сектор указателя напротив любой картинки большого круга и называет слово. Педагог задает вопрос : "Кому принадлежит данный предмет?". Поворачивая средний круг с изображением профессий, ребенок совмещает сектор, который соответствует данному предмету по его характерным признакам и называет профессию. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не подберет все парные картинки.
Дидактическая игра «Назови нотку» (на основе кругов Луллия).
Увлекательная логическая игра на закрепление нотной грамоты у детей старшего дошкольного возраста, развитие способности запоминать расположение нот на "нотоносце". Занятия с данным пособием развивают внимание, образное и логическое мышление, смысловую память. Сначала ребёнок рассматривает изображение на нижнем круге, устанавливает сектор указателя напротив картинки и называет слово. Например: "ДОмик", "РЕпка", "МИшка" и т. д.
Воспитатель спрашивает: "Какая нотка спряталась в этом слове?" Ребенок вращает верхний круг, находит изображение с такой же картинкой, только на нотоносце, останавливает круг и отвечает на поставленный вопрос. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не назовет все ноты.
Принцип поиска пары:
1. ДОМИК - нота "До"
2. РЕПКА - нота "Ре"
3. МИШКА - нота "Ми"
4. ФАКЕЛ - нота "Фа"
5. СОЛНЫШКО - нота "Соль"
6. ЛЯГУШКА - нота "Ля"
7. СИНИЦА - нота "Си"
Дидактическая игра
«Угадай чьё произведение?» (на основе кругов Луллия).
Развивающая познавательная игра для детей дошкольного возраста на развитие памяти, внимания, ассоциативного мышления. Ребёнок слушает знакомое музыкальное произведение, затем совмещает сектор с картинкой, подходящей по содержанию и образу данного произведения с портретом композитора, который его создал, при этом объясняя свой выбор.
Список музыкальных произведений:
1. В. Моцарт -Колыбельная
2. Н. Римский Корсаков -Полёт шмеля ("Сказка о царе Салтане")
3. Д. Кабалевский -Клоуны
4. А. Вивальди -Времена года
5. Л. Бетховен -Весело-грустно
6. П. Чайковский -Болезнь куклы ("Детский альбом")
7. Р. Шуман -Смелый наездник ("Детский альбом")
8. М. Глинка -Жаворонок.
Дидактическая игра
«Подбери пару» (на основе кругов Луллия).
Интересная логическая игра для детей дошкольного возраста "Подбери пару", где ребёнок сможет проявить свою смекалку и сообразительность. Ход игры: педагог предлагает детям рассмотреть картинки с животными и музыкальными инструментами, изображенных на секторах кругов Луллия. Объяснить, что некоторые музыкальные инструменты могут изображать повадки животных. Например "стук дятла" напоминает звучание деревянных ложек, "цоканье копыт" бегущих лошадей можно изобразить при помощи кастаньет и т. д. Затем предложить послушать, как звучит тот или иной музыкальный инструмент и сравнить его звучание с определенным животным. В ходе игры ребёнок раскручивает указатель и устанавливает его напротив любого сектора с изображением музыкального инструмента, затем, поворачивая маленький круг с изображением животного совмещает сектор, который соответствует данному животному и его характерным признакам, повадкам. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не подберет все парные картинки.
Картинки- пары:
1. Трещётки- "белочка грызёт орешки"
2. Барабан- "идёт медведь"
3. Ложки- "стучит дятел"
4. Треугольник- "прыгает зайчик"
5. Кастаньеты- "лошадка стучит копытцами"
6. Маракасы- "шуршат мышки"
7. Металлофон- "курочка клюёт зёрнышки"
8. Бубен- "бежит барашек".
Дидактическая игра
«Найди нужный знак (ПДД)» (на основе кругов Луллия).
Интересная логическая игра для детей дошкольного возраста "Найди нужный знак (ПДД)", где ребёнок сможет проявить свою смекалку и сообразительность. Ход игры: педагог предлагает детям рассмотреть картинки с дорожными ситуациями и дорожными знаками, изображенных на секторах кругов Луллия. В ходе игры ребёнок раскручивает указатель и устанавливает его напротив любого сектора с изображением дорожной ситуации, затем, поворачивая маленький круг с изображением дорожного знака совмещает сектор. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не подберет все парные картинки.