Денисова Ольга
Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных способностей у детей посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию :
«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством
дидактических игр».
Цель:
повышение профессиональной компетентности в области сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Задачи:
Публикация «Отчёт по самообразованию „Развитие сенсорных способностей у детей посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
- изучить учебную и методическую литературу по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»,
- разработать план работы по самообразованию на учебный год,
- разработать картотеку дидактических игр по сенсорному развитию,
-обогатить развивающую предметно-пространственную среду путем изготовления, приобретения дидактических игр для дальнейшего использования в работе с детьми раннего возраста по данной теме,
- Расширить представление родителей о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста
Актуальность:
В соответствии с ФГОС ДО, сегодня на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.
Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине). Тема актуальна, так как от того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.
Работа в данном направлении поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив;
- развить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: (произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей).
Ожидаемые результаты:
1. Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 3-4 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
2. Сформированные у детей сенсорные эталоны (цвет, форма, величина).
3. Составление картотеки и конспектов проведения дидактических игр.
4. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила методическую литературу:
1. Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка : книга для воспитателей детского сада. -М. Просвещение, 1998-144с.
2. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша : Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М: Просвещение, 1996 – 112с.
3. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М,; Мозаика – синтез, 2009-72 с.
В ходе реализации своей темы я разработала подборку дидактических игр :
1. Дидактические игры на развитие тактильных ощущений («Тактильный кармашек», игры с песком и крупами)
2. Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы («Геометрическое лото», «Лабиринт», «На какую фигуру похож предмет», «Игры с блоками Дьенеша»)
3. Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. («Матрёшки», «Найди пару», «Расставь по величине»,)
4. Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета. («Собери улитку», «Волшебные крышечки», «Весёлые прищепки», «Бусы для куклы Кати», «Цветные бомбошки»)
5. Лэпбук «Занимательная сенсорика», мобильная ширма «Занимательная сенсорика».
Этапы моей работы можно представить следующим образом:
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа.
На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме.
2 этап – проектировочный.
Разработка плана работы по теме самообразования на учебный год.
3 этап – творческий.
Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков и оформление картотеки.
Также была проведена работа с родителями: Анкета для родителей «Сенсорное развитие детей 3 – 4 лет», индивидуальные беседы, консультации по теме: «Учить цвета легко и весело», «Сенсорное развитие детей младшего возраста». Была оформлена папка - передвижка («Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста через дидактические игры», «Как развивать представление о величине у детей 3 – 4 лет», а также родители привлекались к изготовлению дидактического материала.
Участие в проекте «Говорящая среда в сенсорном развитии детей».
Использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру, дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение более точно, полно воспринимать свойства предметов, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.
Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.
Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.