Мария Мошникова
Формирование речевого развития детей раннего возраста через культурно-гигиенические навыки
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитателя группы раннего возраста №1 «Карапузики» МБДОУ ДС «Вишенка» г. Волгодонска, Мошниковой М. Ю.
Обоснование выбранной темы :
Эту тему я выбрала не случайно, так как дети раннего возраста только что пришли в детский сад и в основном не владеют КГН и навыками самообслуживания. Формирование самостоятельности, как важнейшие черты личности, начинается на ранних этапах; осуществляется оно во всех разделах воспитательной работы: и в режимных процессах, и в играх, и на занятиях. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.
Темочки:
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Общение с детьми в режимных процессах строится с учетом того, что при формировании навыков самообслуживания нужна последовательность в обучении детей умению сопровождать свои действия речью.
Цель работы:
- Повышение уровня профессиональной компетенции в области формирования речевого развития детей раннего возраста через культурно – гигиенические навыки.
Задачи:
1. Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
2. Формировать навыки поведения за столом : пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
3. Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
4. Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
5. Обогатить предметно-развивающую среду группы атрибутами, играми, картотеками игр по заданной теме;
6. Обучить детей в игре умениям действовать с предметами быта;
7. Реализуя выше перечисленные задачи, способствовать речевому развитию детей раннего возраста.
1 этап – подготовительный.
Работу начала со сбора информации по теме самообразования, подборка и изучение методической литературы по данной теме.
Выстроив примерный план работы, я приступила к отбору методической литературы.
1. Афонькина Ю. А. Урунтаева Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997 г
2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 2 до 7, 1991.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду, 1991 г
4. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем, 2007 г
5. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ, 2007 г
6. Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. 2007 г
7. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997 г
Данная литература помогла мне подготовить консультации и беседы для родителей по теме, занятия для детей. Одним из условий наглядного и действенного ознакомления детей раннего дошкольного возраста является развивающая среда. Для успешной реализации поставленных задач в группе создана развивающая среда, разработан перспективный план по воспитанию культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Созданы картотеки пальчиковых игр, загадок, стихов, потешек.
2 этап – основной.
Работу построила с учётом образовательной программы дошкольного образования, требований ФГОС.
Подготовила: - настольные игры «Одень Машу», «Парные картинки», Пазл «Одежда», «Посуда», «Предметы личной гигиены», «Что для чего?», «Уборка в комнате»
Чтение художественной литературы:- М Дружинина «Вежливые слова», «На зарядку
становись», А. Барто, П Барто «Девочка-ревуша», «Девочка чумазая», русские
народные потешки «Водичка-водичка», Прокофьева С. Маша и Ойка, С
Катутикян «Маша обедает», Александрова «Мой мишка» и др.
После этого учила детей с помощью игрового пособия «Последовательность одевания», моем руки с мылом», «Последовательность умывания».
Затем использовала игры и предметы заместители для игр в «Семью» : мыло, мочалка, продукты питания и др.
На развитие мелкой моторики использовала: шнуровочки, крышки, бутылочки и камни, игры с манкой и песком, собери бусы.
3 этап – заключительный.
В течение года старалась разнообразить жизнь детей в детском саду, в группе. Как можно больше насытить её интересными красками.
Приучала их к трудовой деятельности: убирать за собой игрушки, помогать няне. Учила соблюдать правила гигиены, приучала к аккуратности и опрятности, учила их следить за внешним видом, за своими вещами, соблюдать порядок в своих шкафчиках, убирать мусор на участке.
Приучая детей к труду, мы формируем у них трудовые навыки. В последствие они становятся трудолюбивыми, заботливыми и бережливыми.
Большую роль в течение года оказывали родители воспитанников.
Вывод: дети научились пользоваться предметами личной гигиены (салфетки, расчёска, бумажные салфетки) и называть их, мыть руки с мылом перед едой, после еды, после прогулки, и учатся называть свои действия; дети научились пользоваться носовым платком, научились проговаривать и использовать в речи название предметов гигиены, их свойства и действий с ними, что способствует расширению и активизации словаря.