Кристина Коноваленко
Отчёт о педагогической деятельности воспитателя по здоровьесбережению
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной.
Направлением нашей педагогической деятельности является здоровьесберегающая, которая подразумевает сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей.
Перед нами поставлена цель: сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Для решения поставленной цели определила следующие задачи:
Публикация «Отчёт о педагогической деятельности воспитателя по здоровьесбережению» размещена в разделах
• Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
• Формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни.
• Сформировать у детей адекватное представление об окружающих людях, помочь ребенку создать целостное представление о своем теле.
• Привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников.
• Использование профилактических методов в системе комплексных мероприятий по оздоровлению в детском саду.
• Совершенствование форм работы с родителями в рамках сотрудничества по воспитанию здорового ребёнка.
В образовательном процессе использую современные образовательные технологии.
1. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
В своей работе использую следующие здоровьесберегающие технологии:
динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д., подвижные и спортивные игры, точечный массаж, музыкотерапия, сказкотерапия, самомассаж.
2. Технология развивающего обучения.
Использование технологии развивающего обучения вызвана не только педагогическими преимуществами, но и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание и структуру образовательной программы каждого ДОУ.
3. Игровые технологии.
С помощью игровых технологий решаю задачи при развитии творческих способности детей, творческого мышления и воображения. Например, совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй позволяет придумывать детям свои истории, фантазировать, высказывать свою точку зрения. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь. Учитывая это, организую игровые ситуации: «Путешествие по стране Витаминии», «Осторожно, микробы», «Увлекательное путешествие в Спортландию» и др.
4. Технология проблемного обучения.
Создавая проблемные ситуации, стараюсь побуждать детей выдвигать гипотезы, делать выводы. Проблемные ситуации использую в беседах по безопасности жизни и здоровья, при чтении художественной литературы и обсуждении прослушанного, в игровой деятельности.
5. При этом использую следующие дидактические игры: «Что полезно, а что вредно для здоровья», «Хорошо – плохо», «Магазин полезных продуктов», «Ошибки художника», «Правильные поступки» и др. Данные игры учат выявлению противоречий в объекте, явлений.
6. Информационные компьютерные технологии.
Использование ИКТ в моей практике не ограничивается деятельностью с детьми и включает в себя следующее:
• подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
• подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям;
• обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
• создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
• создание презентаций для проведения мастер-классов для педагогов и родителей;
• использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
• использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей;
• подготовка консультаций, памяток для родителей и педагогов, оформление буклетов, материалов по различным направлениям деятельности;
• использование компьютера в ведении документов, создании различных баз данных;
• подготовки материалов для сайта учреждения.
7. Технология исследовательской деятельности.
Для исследовательской деятельности использую доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:
• Опыты (экспериментирование). Содержание работы: «Значение воды в жизни человека», «Секреты воздуха» и другие.
• Коллекционирование. Содержание работы: «Зимние и летние виды спорта», «Полезные и вредные продукты питания».
• Путешествие по карте. Содержание работы: «Опасные предметы вокруг нас», «Правила дорожные – ребятам знать положено!», «В мире электроприборов», «Разговор с незнакомцем на улице» и др.
8. Технология интегрированного обучения.
При планировании интегрированных мероприятий стараюсь учитывать:
- выбор областей
-учёт программных требований;
-базовое направление;
-выявить основной принцип построения системы занятия;
-продумать развивающие задачи;
-использовать разнообразные виды деятельности;
-учитывать особенности формирования развития различных видов мышления;
-использование количества атрибутов и наглядного материала;
-использовать методы и приёмы продуктивного характера;
-учитывать личностно-ориентированный подход;
С целью фиксации сформированности у дошкольников представления о здоровом образе жизни мной была организована диагностика. По каждой группе имеется папка, где хранятся результаты динамики развития каждого ребенка. В начале года диагностика проводилась с целью выявления уровня развития детей, в конце – с целью сравнения полученного и желаемого результата. Для сбора информации данных я использовала такие методы, как: беседы, наблюдения. Определила следующие направления: «Здоровый образ жизни», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди», «Знание правил личной гигиены».
9. Физкультурно-оздоровительные технологии.
Для реализации поставленных задач физкультурно-оздоровительных технологий разработала программу по кружковой работе «Веселая аэробика». В программе отражены конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной работы на разных ее этапах, по отбору, комплектованию групп в зависимости от возраста, уровня развития физических качеств.