Наталья Украинская
Отчёт о проделанной работе «Социально-личностное развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Воспитатели: Украинская Н. И., Баранихина В. В.
Дети - это чудо света, я увидел это сам.
И причислил чудо это к самым чудным чудесам
В наших детях наша сила, внеземных миров огни.
Лишь бы будущее было столь же светлым как они.
С. Михалков
Публикация «Отчёт о проделанной работе „Социально-личностное развитие дошкольников“» размещена в разделах
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В настоящее время социально – личностному развитию уделяется особое внимание. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу общество испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, неспособность сочувствовать и т. п.
Наша главная задача состоит в том, чтобы любой ребенок чувствовал себя счастливым, мог адаптироваться и преодолевать трудности, иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности.
Не возможно себе представить социально-личностное развитие ребенка как нечто отдельное самостоятельное. Данное развитие происходит постоянно, пронизывая все сферы жизни и деятельности ребенка. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т. е. становится социально компетентным.
В своей работе мы опираемся на программу «От рождения до школы» под редакцией, Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Частично используем: методические рекомендации Чистяковой М. И. «Психогимастика», Минаевой В. М. «Развитие эмоций дошкольников», О. Л. Князевой, Р. В. Стеркиной «Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка мы организуем:
Утро радостных встреч, когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.
Индивидуальные беседы на интересующие детей темы. Или так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни (смешные и грустные, иногда и трагичные). Эти минуты дружественной близости взрослых с ребенком неоценимы, воспринимаются ребенком как знак доверия и уважения.
Неприятные ситуации случаются в любом коллективе и важно научить ребёнка правильно из них выходить. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет.
Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности. Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, необходимо поощрять всевозможные формы игры. Присмотреться, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»… Выполнение роли ставит ребёнка перед необходимостью действовать не так, как хочет, а так как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. В групповой комнате оборудованы различные уголки для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр, которые помогают детям освоить особенность человеческой деятельности.
Особое значение для социально-личностного развития имеет трудовое воспитание. Важно пробудить у детей желание трудиться, сформировать умение взаимодействовать со сверстниками при выполнении трудовых поручений, развивать умения и навыки в различных видах элементарной трудовой деятельности.
Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Как в повседневной жизни, так и в специально организованных занятиях, беседах. Мы работаем над развитием внимания и сопричастности к партнеру. Учим понимать разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе. Воспитываем эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, сочувствовать.
Большой эффект в развитии социальных навыков дает театрализованная деятельность. Воспитательные возможности её очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Ребенок, оказавшийся в позиции актера- исполнителя, может задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это воспринимают люди. Каждый из этих вопросов имеет прямое отношение к ценностно – смысловым компетенциям, на формирование которых оказывают большое влияние художественные произведения, используемые в театрализованных играх.
При восприятии произведений художественной литературы, стараемся вызвать у детей чувство сострадания к тем героям, которые нуждаются в помощи или испытывают тревогу, волнение, боль, огорчение, обиду. На материале сказок, рассказов дети учатся оценивать характеры героев, их поступков, понимать, «что такое хорошо и что такое плохо».
Для работы с детьми подобраны игры: на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста; на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста; на преодоление негативных эмоций, гнева.
«Комплименты»
Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.
Игра «Я – дрозд, ты - дрозд».
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Для развития положительного отношения ребенка к окружающим людям мы проводим:
Дидактические игры направленные на ознакомление и воспитание толерантного отношения к разным людям («Народы мира», «У кого какой дом»).
Чтение сказок разных народов.
Рассматривание иллюстративного материала на формирование правильного поведения в различных ситуациях
Использование метода коллекционирования содействует возникновению общения, совместных игр (в группах собранны коллекции камней, ракушек и многое другое).
Предметно-развивающая среда в группе (уголок уединения, ширмы, оборудование для самостоятельной деятельности, оборудование для ролевых игр); направлена на обеспечение индивидуальной комфортности детей.
Важным аспектом в работе с детьми является качественное развитие эмоций. Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Положительные эмоциональные состояния – это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. И напротив, отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха. Перед нами стоит двуединая задача: с одном стороны, научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире и, с другой стороны, научить самому слушать, слышать и понимать других.
В результате проводимой работы дети, в своем большинстве, находятся в нашем детском саду в положительном эмоциональном состоянии, имеют собственное мнение, самостоятельно выбирают друзей, игрушки, виды деятельности. Дети положительно относятся к окружающим людям, стараются учитывать мнения других людей, стремятся к совместной деятельности, знают способы взаимодействия и выхода из конфликтных ситуаций и многие умеют это делать.
Целью всей данной работы является то, что дети должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим.
Это поможет быть им понятными, принятыми и признанными, а значит, и успешными в обществе людей.