Ирина Коваль
Отчет по теме самообразования «Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья ребенка в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья ребенка в условиях ДОУ»
Актуальность
Дошкольный возраст является ключевым в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.
Физическое развитие по ФГОС включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
Публикация «Отчет по теме самообразования „Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья ребенка в условиях ДОУ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Физическое воспитание. Планы самообразования
- Темочки
1. Двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны,
2. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
3. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей, я считаю, должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста.
Цель:
Повысить эффективность реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях внедрения ФГОС на основе использования подвижных и дидактических игр.
Задачи:
Реализация общих образовательных задач по физическому воспитанию; - развитие интереса к игре, сплочение детского коллектива; - воспитание самооценки и самоконтроля; - формирование представлений о здоровом образе жизни. - повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме
В 2019-2020 учебном году мною была изучена тема
«Роль подвижной игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка в условиях внедрения ФГОС».
Важным направлением физического воспитания детей в условиях современного детского сада является развитие двигательной деятельности дошкольников. Свою работу я начала с изучения методической литературы.
Интернет - ресурсы Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. Мозаика-Синтез, Москва, 2008
2. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М. ; ВЛАДОС, 2003.
3. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Учитель, 2005.
3. ПензулаеваЛ. И. Физическая культура в детском саду. Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. «Мозаика-синтез», М-2014
4. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. Мозаика-Синтез, Москва, 2004.
Во время изучения данной темы я выяснила, что важно не только удовлетворить биологическую потребность детей в двигательной активности, но и предусмотреть ее рациональное насыщенное содержание, основанное на оптимальном соотношении разных видов игр и физических упражнений и отдыха.
Двигательная активность дошкольников должна быть целенаправленна и соответствовать их интересам, двигательным и функциональным возможностям.
Самостоятельная деятельность детей.
Под самостоятельной двигательной деятельностью детей понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов.
Роль двигательных умений может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умения вырабатываются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными.
Двигательный навык - это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т. е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.
Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от: 1) двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опыта обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее образуются новые движения); 2) возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые); 3) координационной сложности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения).
Большую часть времени дети вынуждены находиться в помещении, ограничивая себя в движениях.
Под культурой здоровья принято понимать формирование потребности в двигательной деятельности, воспитание интереса к здоровому образу жизни. Чтобы воспитать потребность ребенка в ежедневной двигательной активности они должны быть включены в более широкий, содержательный контекст детского развития.
Чтобы развивалась двигательная культура ребенка, он должен экспериментировать с движением, решать двигательные "задачки". Главным содержанием двигательной деятельности должна быть не тренировка движений, а развитие двигательного воображения.
Это означает, что в основе движений должно лежать их одушевление. Иными словами, движения должны быть образными, позволяющими ребенку превращаться в различных персонажей реальной и фантастической жизни. В этом случае движение существует не само по себе, а в качестве элемента особого языка - языка движений.
При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык.
Умение детей дошкольного возраста выполнять новое двигательное действие возникает на основе предпосылок к активности.
Использование подвижных игр в режимных моментах
Двигательная активность детей реализуем в течении всего дня во всех режимных моментах, подобрали картотеку, изготовили маски, выносной материал для игр на свежем воздухе, п/и это активный отдых после напряженной умственной работы, планируем в различное время дня в соответствии с режимом возрастом.
Используем игры и в утренний прием, динамические паузы между непосредственной образовательной деятельностью, самостоятельной деятельности детей.
Сотрудничество в детском саду
Большая работа по данной теме была проведена вместе со сменным воспитателем Вдовиной Н. А., музыкальны работником Ушаковой Н. Б., совместные с родителями досуги, развлечения, литературные гостиные и т. д., ведь именно в тесном, творческом и доброжелательном сотрудничестве в коллективе единомышленников можно дать детям хорошие физические данные, умения и навыки, научить их думать, мыслить, делать выводы, т. е. развиваться как личность.
Работа с семьей
Ни одна физкультурно-оздоровительная программа не может дать положительных результатов, если она не решается совместно с семьей. Провели с родителями анкетирование и выяснили какую роль играют подвижные игры в жизни ребенка в семейном кругу. Подвижные игры — одно из эффективных средств физического и нравственного воспитания детей. В условиях семьи проведение игр имеет свою специфику. Она выражается как в подборе игр, так и в методике их проведения. Воспитатель является связующим звеном между тренером и родителями, без которых работа по оздоровлению не будет эффективной. Он проводит беседы по рекомендации тренера, дает консультации, передает домашние задания индивидуально для каждого ребенка. Проводит тестирование родителей, спортивные досуги, встречи и беседы. Растить детей здоровыми задача не только ДОУ, но и, прежде всего, семьи.
Семья – это та благодатная почва, в которой ребенок растет и развивается.
Формы работы с родителями
1. Анкетирование.
2. Рекомендации.
3. Фотовыставки
4. Беседы.
5. Открытые мероприятия.
Подвижные игры в основном — коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.
Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня.
Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т. е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры.
Результативность
На прогулке дошкольникам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются их потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей дети сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Мы должен педагогически правильно руководить их деятельностью.
В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
Дети растут у нас крепкие, закаленные, жизнерадостные, любят прогулки и веселые подвижные игры.