Лучший педагог года

Отчет по теме самообразования «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»

Людмила Фильчакова
Отчет по теме самообразования «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие связной речи детей

дошкольного возраста»

«Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива.

И ты готов внимать ее поток,

И восклицать:

О! Как же ты красива!»

Е. Щукина

Вводная часть

Публикация «Отчет по теме самообразования „Развитие связной речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

В 2019-2020 учебном году я продолжила изучать тему по самообразованию: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» с целью повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Актуальность:

Речь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Речь как средство выражения мысли является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Известный писатель и исследователь детской речи К. И Чуковский отмечал: «Воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого».

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы,

связанные с процессом развития речи являются центральной задачей

речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной

значимостью и ролью в формировании личности. Именно в речи реализуется

основная коммуникативная функция языка и речи. Дошкольное

образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей

системе народного образования. Овладение родным языком является одним

из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно

дошкольное детство особенно позитивно к усвоению речи. Поэтому процесс

речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Актуальность определяется той уникальной ролью, которую играет русский язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь

традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как

"узел", в котором сходятся различные линии психического развития -

мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством

человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает

основы успешного обучения в школе. В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

-ухудшение состояния здоровья детей;

-существенное сужение объема "живого" общения взрослых и детей;

-глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

-недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка.

На мой взгляд, становление речевого общения ребенка со взрослым начинается с эмоционального общения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи ребенка. Ребенок начинает реагировать на интонацию взрослого, особенности голоса, с которой произносятся слова. В эмоциональном общении ребенок сначала заинтересован только взрослым

-родителями, воспитателями. Вместе с тем развивается и инициативное обращение ребенка к взрослым и сверстникам: он привлекает внимание к себе, к какому-нибудь предмету, использует мимику, жесты и звуки.

Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения

многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со

взрослыми. Взрослые — хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык -важнейшее средство человеческого общения. И в связи с этим мной была определена тема работы с детьми – «Развитие связной речи детей дошкольного возраста».

Глубоко понимая важность и актуальность темы, я поставила перед собой следующую цель:

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития связной речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучение и использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей;

2. Создание предметно-развивающей среды по формированию и развитию связной речи у детей дошкольного возраста;

3. Обобщение опыта работы по данной теме.

По окончании изучения данной темы планирую :

Пополнить свои теоретические и практические знания по теме самообразования, с целью успешного применения их в работе с детьми.

Работать над данной темой я планирую в течение трёх лет.

При работе над темой по самообразованию мной были выделены следующие этапы:

1. Огранизационно – ознакомительный;

2. Основной;

3. Заключительный.

Первый этап включает в себя определение актуальности выбранной темы,

постановки цели и задач, планируемые результаты и расчитан на 6 месяцев.

Основной этап включает в себя теоретическое изучение вопроса и практическое применение его на практике. Продолжительность основного этапа 2 года.

И последний заключительный этап - подведение итогов работы по самообразованию, оформление результатов работы, распространение опыта. Продолжительность заключительного этапа 6 месяцев.

Основная часть

В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению. Но как правильно развивать речь детей, какие наиболее эффективные формы и методы, в развитии связной речи детей. Данный вопрос побуждает меня постоянно изучать литературу, которая помогает мне узнать опыт, наработки других педагогов.

Мной были изучены книги и интернет ресурсы:

1. Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» – АСТ, 2011. – 64с.

2. Бойко Е. А. «Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников» – Рипол Классик, 2011. – 256 с.

3. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада» - М. : Просвещение, 2015. – 160 с.

4. Гербова В. В. «Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание» - 2016. - N 9. - с. 28-34.

5. Косинова Е. М. «Гимнастика для развития речи» – М. : ООО «Эксмо», 2003.

6. Лебедева Л. В. Козина И. В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. - М., Центр, педагогического образования, 2008

7. Маханева М. В. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» – М. :ТЦ «Сфера», 2016.

8. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - Детство-Пресс, 2010.

9. Ушакова О. С. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»/ О. С. Ушакова. -М. : ВЛАДОС,2004-288с.

10. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.

11. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. - М. : ТЦ Сфера. 2007.

Данные авторы предлагают методические пособия для средней, старшей и подготовительной групп. В них представлены перспективное планирование, подробные конспекты занятий по развитию речи. Основное содержание дополнено разным практическим материалом, который помогает в работе с детьми: пословицы и поговорки, авторские дидактические и словесные игры и упражнения.

Также авторы предлагают критерии диагностики уровня развития речи детей.

Пополняя знания по данной теме:

1. Приняла участие в вебинарах:

- «Игровые технологии и их преимущества в образовательном процессе детей»;

-«Предшкольная пора – год до школы. Азбука для дошкольников».

- Всероссийская общественная организация содействия развития сферы дошкольного образования «Воспитатели России» - тема: «Реализация образовательной области «Речевое развитие».

- «Эффективные формы работы с семьей».

2. Участвовала в олимпиаде «Развитие речи» на сайте «Воспитатель. Ру»

3. Опубликовала авторский материал на Всероссийском информационном портале vospitatel-ru/ru «Презентация по развитию речи сказка «Теремок», «Репка».

4. Прошла курсы повышения квалификации «Технология обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ по ФГОС ДО».

5. Вместе с детьми учавствовала в олимпиадах по развитию речи и ОХЛ:

- Всероссийского издания «Портал образования» «Мир сказок К. И. Чуковского» (Гуркин Иван,

- Портал педагога «Времена года» (Марсяев Е. ,

- Портал «Совушка» «Мифы и легенды России»

6. Учавствовала в городском семинаре «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников».

7. Подготовила презентацию на тему : «Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»

(Приложение 1)

Эффективность работы педагога во многом зависит от его опыта, имеющейся материальной базы

Поэтому я продолжила оснащать группу предметно – развивающей средой.

Педагогическая копилка пополнилась следующими материалами, которые способствуют развитию речи детей:

1. Пальчиковая гимнастика (развитие речи через мелкую моторику):

2. Дыхательная артикуляционная гимнастика;

3. Словесные дидактические игры;

5. Потешки, поговорки, пословицы, загадки;

6. Дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Угадай сказку» и др.

7. Подобрала мнемотаблицы по разным темам: времена года, животные и др.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

- обогащения словарного запаса,

- при отгадывании и загадывании загадок,

- при заучивании стихов,

- составления описательных и сюжетных рассказов,

- передачи содержания сказок.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для определения уровня развития речи детей провела мониторинг руководствуясь методикой определения уровня речевого развития дошкольников от 3 до 7 лет О. Ушаковой

(Приложение 2)

На основе результатов мониторинга, сформулировала цель и задачи по развитию связной речи детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Цель: Повыщение уровня речевого развития детей.

Задачи:

1. Развитие всех компонентов устной речи детей: фонематического восприятия; фонетико-фонематической, лексической, грамматической сторон речи;

2. Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи;

3. Развитие речевого общения со взрослыми и детьми;

4. Создание условий для выражения своих чувств и мыслей с помощью речи, овладение эмоциональной культурой речевых высказываний.

Составила перспективное планирование по развитию речи на следующий учебный год

Сентябрь - октябрь. Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Пересказ рассказов: «Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова; «Пушок» Г. Скребицкого.

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, мнемотаблиц, отображающих последовательность событий;

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Ноябрь. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Декабрь. Словесные, дидактические, пальчиковые игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста (О. С. Ушакова).

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию

Январь. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам, мнемотаблицам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Февраль. Работа с загадками. Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.

Март. Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Журавль и Лиса», «Зимовье», «Лиса и заяц».

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Апрель. Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».

Конкурс чтецов.

Май. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказки; работа над словарем: учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным); воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.

Заключительная часть

В результате изучения темы «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» я пополнила свои теоретические знания по данной теме, глубже познакомилась с методами, приёмами и способами работы которые способствуют развитию речи детей.

В следующем году работа по данной теме будет продолжена. Полученные теоретические знания и умения постараюсь использовать в работе с детьми.

Публикации по теме:

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста» Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию,.

Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования»Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования» Воспитатели МБДОУ "Детский сад "Сказка" села Веселое" городского округа Судак Арифова Сара Сегизбаевна и Бекирова Ленура Эдемовна И в десять.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по теме самообразования «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 октября 2020 в 08:42
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчет по теме самообразования «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Фильчакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД