Получи документы

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников через организацию оздоровительных процедур

Литвина Наталья Александровна
Формирование основ здорового образа жизни дошкольников через организацию оздоровительных процедур

Отчет по теме самообразования :

"Формирование основ здорового образа жизни дошкольников через организацию оздоровительных процедур»

2023-2024 уч. г.

Воспитатель Литвина Н. А.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей, в процессе воспитания и обучения.

Публикация «Формирование основ здорового образа жизни дошкольников через организацию оздоровительных процедур» размещена в разделах

Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни семьи? Когда это надо начинать?

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в дошкольном возрасте идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе формировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии, психологии, экологии и педагогики.

Формирование у дошкольников представлений о ЗОЖ будет наиболее успешным, если:

-определено содержание понятия "здоровый образ жизни", включающего как биологические и социальные представления, так и экологические и раскрывающего зависимость здорового образа жизни от состояния окружающей экологической среды;

-спроектирована педагогическая технология, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни : "здоровье" и "образ жизни человека", "зависимость здоровья и образа жизни от состояния окружающей социальной и экологической среды", "здоровый образ жизни - основа сохранения и укрепления здоровья" - и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;

- разработана модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, предполагающая подготовку педагогов к решению задач формирования у детей здорового образа жизни, к методическо-просветительской работе с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей.

На основании вышеизложенного мы выбрали тему самообразования "Формирование основ здорового образа жизни дошкольников через организацию оздоровительных процедур» (младшая группа). Перед тем как приступить к работе над данной темой, мы поставили перед собой

Цель: Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих.

Задачи:

сформировать у детей правильное представление о человеке (о строении собственного тела) ;

• помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,

• научить " слушать" и "слышать" свой организм;

• осознать самоценность своей жизни и жизни другого человека;

формировать потребность в физическом самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;

• прививать навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и окружающих;

• развивать умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;

• научить ребенка обращаться с опасными для здоровья предметами;

формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности;

Работа проводилась в течение всего учебного года по следующим направлениям:

1. Работа с детьми

2. Взаимодействие со специалистами

3. Работа с родителями

4. Взаимодействие с руководством МДОУ

5. Обмен опытом с воспитателями через проведение открытых занятий

Для реализации поставленных задач были реализованы следующие условия:

• Музыкальный, физкультурный залы

• Физкультурный уголок в группе

• Медицинский кабинет

• Спортивная площадка

• Наличие плакатов и игрового материала для освоения темы

В процессе работы над выбранной темой были использованы методические приемы:

• рассказы и беседы;

• заучивание стихотворений;

• моделирование различных ситуаций;

• рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок и плакатов;

• сюжетно-ролевые игры;

• дидактические игры;

• подвижные игры;

• пальчиковая и дыхательная гимнастика;

• самомассаж;

• физкультминутки.

Формы работы :

• утренняя гимнастика (ежедневно);

• физкультурные занятия;

• музыкально – ритмические занятия;

• прогулки с включением подвижных игр;

• пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)

• зрительная и дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях

оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);

• физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях) ;

• эмоциональные разрядки, релаксация;

• спортивные развлечения и праздники;

• беседы;

• консультации родителей;

• родительские собрания.

1. Работа с детьми

Проводилась по следующим направлениям:

Развивающие занятия на темы:

- Полезная и вредная пища

- Дорожка здоровья

- Рациональная пища

- Строение тела, органов

- Почему ты растешь?

- Зачем нужна еда?

- Зачем нам нужен нос?

- Соблюдение режима дня.

- Зачем нужно заниматься спортом?

- Витамины и их польза.

Дидактические игры:

- Что такое дружба?

- Покажи части тела

- Вода это хорошо или плохо

- Как надо заботиться о своем младшем друге?

- От грядки до обеденного стола и др.

• Индивидуальная работа с детьми по усвоению культурно-гигиенических навыков, строению своего тела, знанию видов спорта и др.

• Проведение оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, зарядка после сна, физкультминутки, прогулка, полоскание рта после каждого приема пищи) ежедневно.

2. Взаимодействие со специалистами

На протяжении всего года медицинские работники совместно с воспитателями следили за состоянием здоровья детей, приглашались для своевременного информирования родителей о профилактике заболеваний, об охране здорового образа жизни, проводили беседы с родителями на тему здоровья.

3. Работа с родителями осуществлялась с помощью

• Проведения родительских собраний на заданную тему, приглашение специалистов

• Индивидуальных консультаций на тему здорового образа жизни : профилактика ОРЗ, необходимость зарядки по утрам, соблюдение режима дня и необходимости дневного сна (некоторые дети не ложатся дома спать днем, здорового питания.

• Вывешивание информации в родительском уголке

В целом, по нашим наблюдениям и наблюдениям специалистов дети к концу учебного года стали бережнее относиться к своему здоровью, лучше следить за культурно-гигиеническими навыками, стали делать друг другу замечания в неправильном поведении или отношении к чему-либо. Более тщательно стали соблюдать режим дня, некоторые стали дома делать утреннюю гимнастику.

Также ребята улучшили показатели в быстроте бега, и других параметрах на физкультурных занятиях. Прогулки стали более интересными: ребята стали задавать много вопросов о том, как устроены деревья, цветы, чем питаются насекомые, о погоде, стали проводить больше опытов, чтобы узнать о каком-либо явлении. К концу года ребята лучше изучили строение своего тела, они могут показать расположение основных органов в теле человека, некоторые ребята могут рассказать об их функциях.

Несомненно, только взаимодействие всех сотрудников ДОУ может принести пользу в освоении навыков формирования здорового образа жизни. Занятия с детьми по ознакомлению с окружающим миром, физическому воспитанию, а также экспериментальная деятельность расширили представления детей по данной теме.

В дальнейшем мы планируем продолжать такие занятия, но больше внимания, на наш взгляд, необходимо уделить работе с родителями, которые очень часто ссылаются на сильную занятость и порой не хотят замечать проблемы в жизни и здоровье своего ребенка. Чтобы работа с родителями проходила более плодотворно, необходимо более тесное взаимодействие со специалистами.

В ходе работы над выбранной темой можно сделать следующий вывод:

Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной социальной среде, способствующей развитию адекватности самооценки.

На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.

Возраст с 3 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.

Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка представлений об основах здорового образа жизни формируется при соблюдении ряда условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.

Полученные ребенком знания и представления о себе, о своем теле, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных сл

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников посредством дидактических игр и игровых пособий «Мир здоровья»Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников посредством дидактических игр и игровых пособий «Мир здоровья» Одной из задач ФОП ДО по формированию основ здорового образа жизни, является: расширение, уточнение и закрепление представлений о факторах,.

Консультации для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Цикл консультаций для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Является ли чистота залогом здоровья?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ здорового образа жизни дошкольников через организацию оздоровительных процедур
Опубликовано: 31 августа 2024 в 09:43
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основ здорового образа жизни дошкольников через организацию оздоровительных процедур» (включая файлы) размещена пользователем Литвина Наталья Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...

9 октября. Всероссийский день чтения. Передвижка «Полезное чтение»

Уникальный праздник, посвященный литературе и книге, отмечается 9 октября – Всероссийский день чтения. Когда-то наша страна была самой читающей страной в мире. Воспитать детей настоящими книголюбами и...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД