Литвина Наталья Александровна
Формирование основ здорового образа жизни дошкольников через организацию оздоровительных процедур
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по теме самообразования :
"Формирование основ здорового образа жизни дошкольников через организацию оздоровительных процедур»
2023-2024 уч. г.
Воспитатель Литвина Н. А.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей, в процессе воспитания и обучения.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни семьи? Когда это надо начинать?
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в дошкольном возрасте идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе формировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии, психологии, экологии и педагогики.
Формирование у дошкольников представлений о ЗОЖ будет наиболее успешным, если:
-определено содержание понятия "здоровый образ жизни", включающего как биологические и социальные представления, так и экологические и раскрывающего зависимость здорового образа жизни от состояния окружающей экологической среды;
-спроектирована педагогическая технология, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни : "здоровье" и "образ жизни человека", "зависимость здоровья и образа жизни от состояния окружающей социальной и экологической среды", "здоровый образ жизни - основа сохранения и укрепления здоровья" - и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;
- разработана модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, предполагающая подготовку педагогов к решению задач формирования у детей здорового образа жизни, к методическо-просветительской работе с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей.
На основании вышеизложенного мы выбрали тему самообразования "Формирование основ здорового образа жизни дошкольников через организацию оздоровительных процедур» (младшая группа). Перед тем как приступить к работе над данной темой, мы поставили перед собой
Цель: Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих.
Задачи:
• сформировать у детей правильное представление о человеке (о строении собственного тела) ;
• помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,
• научить " слушать" и "слышать" свой организм;
• осознать самоценность своей жизни и жизни другого человека;
• формировать потребность в физическом самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
• прививать навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и окружающих;
• развивать умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
• научить ребенка обращаться с опасными для здоровья предметами;
• формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности;
Работа проводилась в течение всего учебного года по следующим направлениям:
1. Работа с детьми
2. Взаимодействие со специалистами
3. Работа с родителями
4. Взаимодействие с руководством МДОУ
5. Обмен опытом с воспитателями через проведение открытых занятий
Для реализации поставленных задач были реализованы следующие условия:
• Музыкальный, физкультурный залы
• Физкультурный уголок в группе
• Медицинский кабинет
• Спортивная площадка
• Наличие плакатов и игрового материала для освоения темы
В процессе работы над выбранной темой были использованы методические приемы:
• рассказы и беседы;
• заучивание стихотворений;
• моделирование различных ситуаций;
• рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок и плакатов;
• сюжетно-ролевые игры;
• дидактические игры;
• подвижные игры;
• пальчиковая и дыхательная гимнастика;
• самомассаж;
• физкультминутки.
Формы работы :
• утренняя гимнастика (ежедневно);
• физкультурные занятия;
• музыкально – ритмические занятия;
• прогулки с включением подвижных игр;
• пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
• зрительная и дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях
• оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
• физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях) ;
• эмоциональные разрядки, релаксация;
• спортивные развлечения и праздники;
• беседы;
• родительские собрания.
1. Работа с детьми
Проводилась по следующим направлениям:
• Развивающие занятия на темы:
- Полезная и вредная пища
- Дорожка здоровья
- Рациональная пища
- Строение тела, органов
- Почему ты растешь?
- Зачем нужна еда?
- Зачем нам нужен нос?
- Соблюдение режима дня.
- Зачем нужно заниматься спортом?
- Витамины и их польза.
• Дидактические игры:
- Что такое дружба?
- Покажи части тела
- Вода это хорошо или плохо
- Как надо заботиться о своем младшем друге?
- От грядки до обеденного стола и др.
• Индивидуальная работа с детьми по усвоению культурно-гигиенических навыков, строению своего тела, знанию видов спорта и др.
• Проведение оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, зарядка после сна, физкультминутки, прогулка, полоскание рта после каждого приема пищи) ежедневно.
2. Взаимодействие со специалистами
На протяжении всего года медицинские работники совместно с воспитателями следили за состоянием здоровья детей, приглашались для своевременного информирования родителей о профилактике заболеваний, об охране здорового образа жизни, проводили беседы с родителями на тему здоровья.
3. Работа с родителями осуществлялась с помощью
• Проведения родительских собраний на заданную тему, приглашение специалистов
• Индивидуальных консультаций на тему здорового образа жизни : профилактика ОРЗ, необходимость зарядки по утрам, соблюдение режима дня и необходимости дневного сна (некоторые дети не ложатся дома спать днем, здорового питания.
• Вывешивание информации в родительском уголке
В целом, по нашим наблюдениям и наблюдениям специалистов дети к концу учебного года стали бережнее относиться к своему здоровью, лучше следить за культурно-гигиеническими навыками, стали делать друг другу замечания в неправильном поведении или отношении к чему-либо. Более тщательно стали соблюдать режим дня, некоторые стали дома делать утреннюю гимнастику.
Также ребята улучшили показатели в быстроте бега, и других параметрах на физкультурных занятиях. Прогулки стали более интересными: ребята стали задавать много вопросов о том, как устроены деревья, цветы, чем питаются насекомые, о погоде, стали проводить больше опытов, чтобы узнать о каком-либо явлении. К концу года ребята лучше изучили строение своего тела, они могут показать расположение основных органов в теле человека, некоторые ребята могут рассказать об их функциях.
Несомненно, только взаимодействие всех сотрудников ДОУ может принести пользу в освоении навыков формирования здорового образа жизни. Занятия с детьми по ознакомлению с окружающим миром, физическому воспитанию, а также экспериментальная деятельность расширили представления детей по данной теме.
В дальнейшем мы планируем продолжать такие занятия, но больше внимания, на наш взгляд, необходимо уделить работе с родителями, которые очень часто ссылаются на сильную занятость и порой не хотят замечать проблемы в жизни и здоровье своего ребенка. Чтобы работа с родителями проходила более плодотворно, необходимо более тесное взаимодействие со специалистами.
В ходе работы над выбранной темой можно сделать следующий вывод:
Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной социальной среде, способствующей развитию адекватности самооценки.
На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.
Возраст с 3 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.
Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка представлений об основах здорового образа жизни формируется при соблюдении ряда условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.
Полученные ребенком знания и представления о себе, о своем теле, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных сл