Надежда Семёнова
Отчет по теме самообразования «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд-тема «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
2 слайд
Моя педагогическая деятельность связана с детьми старшего дошкольного возраста. Сегодня каждый понимает, что судьба государства от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Публикация «Отчет по теме самообразования „Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности. Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 6-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем.
3 слайд
Анализ первичных диагностических данных помог спроектировать мою педагогическую деятельность и позволил поставить следующую цель моей работы: Создание условий для формирования у дошкольников начальных представлений о финансовой грамотности в условиях ДОО.
В ходе реализации данной цели дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
Подмечать в различных произведениях простейшие экономические явления, у них развивается познавательный интерес, мышление, память, внимание, воображение.
проявляется любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности.
Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
4 слайд
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Формировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний.
3. Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
4. Повысить компетентность родителей по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у дошкольников. Привлечь их к активному участию в воспитательно - образовательном процессе.
Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.
5 слайд.
Подходы к организации образовательного процесса:
Личностно-ориентированный (направленность на личностное развитие каждого воспитанника в социальном окружении с учетом индивидуальных особенностей);
Деятельностный ( развитие личности осуществляется в деятельности: в условиях интеграции социально-коммуникативной, речевой, познавательной, продуктивной деятельности);
Системный (системность содержания работы с детьми, единство подходов всех участников образовательных отношений);
Субъектный (субъектная позиция ребенка, развитие его инициативы, активности и самостоятельности);
Индивидуальный (выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития).
6 слайд
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
7слайд
На первом этапе работы я проанализировала Основную образовательную программу дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №1 города Тюмени, методические рекомендации к программе, методическую литературу. Подобрала материал для педагогической диагностики и выстраивания системы работы.
Педагогическая диагностика проводилась по модифицированной методике
А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика», Е. А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников». Педагогическая диагностика проходила в форме наблюдения за детьми в разных видах самостоятельной деятельности, в совместной деятельности, в индивидуальной беседе.
Вывод: по итогам анализа результатов можно определить, что: большинство детей затруднялись объяснить смысл экономических понятий, не проявляли интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляли в речи экономические слова; не проявляли интереса к продуктивной деятельности, вели себя как посторонние наблюдатели; не доводили начатое дело до конца, быстро теряли интерес к труду и оставляли работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляли какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляли упорства в достижении цели.
8 слайд
Формы и методы работы с детьми.
В ходе реализации перспективного плана использовались следующие формы работы с детьми : фронтальные, индивидуальные, подгрупповые.
- организованная - образовательная деятельность;
- поисково-познавательная деятельность;
- проектная деятельность;
- познавательные викторины;
- экскурсии в магазин;
- квест - игра;
- развлечение;
- выставка детского творчества по теме;
- виртуальные экскурсии.
Методы работы:
Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, видеофильмов, мультфильмов;
Словесные методы: рассказ (педагога или детей, беседа, чтение художественной литературы, слушание аудизаписей;
Игровые методы: дидактическая игра, воображаемые ситуации с ролями, решение проблемных ситуаций.
9 слайд
Для реализации поставленной цели и задач я обратила особое внимание на организацию развивающей предметно-пространственной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО:
Создание условий по экономическому воспитанию, в которых имеются
Центр художественной литературы: познавательная и художественная литература К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-цокотуха», Галлиев Ш. «Три копейки на покупку», «Волшебное кольцо», сказки в стихах, русские народные сказки «Три медведя», «Лиса, заяц и петух», «Хаврошечка», произведения С. Я. Маршака и С. Михалкова, Г. -Х. Андерсона «Дюймовочка», Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»; английская сказка «Три поросенка»; Романов А. «Чудеса в кошельке», фольклор о труде, профессиях.
Лэпбук «Финансовая грамотность»;
Плакаты: «Доходы и расходы», «Финансовая грамотность»;
Иллюстрации для рассматривания и обсуждения.
10 слайд
Центр игры и театра:
Дидактические игры: «Куда уходят деньги», «Монополия», «Аукцион» и др.
Макеты: банкомат «Сбербанк», «АЗС», «Магазин»,»Аптека».
При проектировании развивающей предметно – пространственной среды я руководствовалась следующими принципами:
Содержательно-насыщенная;
Трансформируемая;
Полифункциональная;
Вариативная;
Доступная;
Безопасная.
11 слайд
Организованная образовательная деятельность с детьми строилась на основе художественной литературы, чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие моральные качества. Овладеть экономическим понятиями детям помогают использование сказок экономического содержания. В своей работе я использовала следующие произведения: Липсиц Игоря Владимировича «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Татьяна Львовна, Меньшикова Ольга Ивановна «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»; Успенский Эдуард «Бизнес Крокодила Гены»; Котюсова Ирина Михайловна, Лукьянова Раиса Сергеевна «Экономика в сказках и играх: Пособие для воспитателей».
Моим воспитанникам нравятся ситуативные беседы «Поведение в общественных местах», «Что такое супермаркет», «Кто где работает?», в ходе которых они делятся своим опытом и закрепляют определенные экономические представления. Например, детей заинтересовала история появления денег. Старшим дошкольникам интересно узнать, что когда-то давно люди обходились без денег, потому что каждая семья имела всё необходимое для жизнедеятельности, не было разделения на профессии. Но со временем возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься только выращиванием зерна, вторые – шить одежду, третьи – строить дома и т. д. Возникла проблема бартера, обмена, и было очень трудно решить, сколько же мешков зерна нужно отдать за корову. Так и придумали деньги.
В содержание организованной образовательной деятельности с детьми была включена серия дидактических игр, тематика занятий предусматривала различные направления работы с детьми: «История возникновения денег», «Друзья рублика или какая бывает валюта?», «Деньги, купюры, монеты и банкноты», «Что такое банковская карточка?», «Как правильно делать покупки?», «Азбука финансов», «Что такое семейный бюджет?», «Что, где, почем?», «Как сберечь свои финансовые ресурсы?», «Как делать покупки с умом?» и другие.
Использовала на занятиях логические задачи, задачи-шутки, которые способствуют лёгкому преодолению пути в познании сложных финансовых явлений, увеличивают интерес ребенка к финансовым знаниям. Для закрепления сложных экономических понятий использовала сказочных персонажей. Например, «поселила» в группе игрушечного гнома Эконома, который помогал детям закрепить основные финансовые понятия, помогал детям раскрыть значение таких понятий как пенсия, прибыль, экономист, оплата, расход, цена, продажа, экономный и другие.
Особый интерес у детей вызвал лэпбук «Юные экономисты». Изучая разработанное мною авторское пособие, дети выполняли разнообразные задания, представленные по типу дидактических игр, связанные с проявлением финансовой грамотности. Так, в различных кармашках представленного дидактического пособия детям предлагались следующие задания и упражнения: «Что можно и нельзя купить?», «Сосчитай монеты», «Кошелек загадок», «Составь бюджет своей семьи», «Определи деньги» и другие. Кроме того, упражняясь собирали пазлы «Профессии», изучали короткие стишки экономической направленности, определяли основные условия жизни, помогающие экономить, а также имели возможность изучить финансовый комикс «История о рублике и его друзьях».
В совместной деятельности решали с детьми проблемные ситуации, их неотъемлемым элементом являлись игровые задания и упражнения, решение которых обеспечивало выполнение ребенком игрового действия и позволяло ему решить игровую задачу по формированию основ финансовой грамотности.
Выполнение таких занимательных игровых заданий и упражнений позволило дошкольникам освоить азы финансовой грамотности, овладеть некоторыми финансовыми умениями и навыками. Посредством игровых заданий, дети усваивали представления о мире финансовых отношений, о многообразии экономических явлений, понятий и терминов, приобретали и осваивали простейшие экономические умения и навыки.
Экономическое воспитание имеет тесную связь с трудовой деятельностью дошкольников. Она воспитывает в детях такие важные качества, как бережливость, ответственность, хозяйственность. Ребята очень любят помогать взрослым и старались доводить поручения до конца. Я постоянно обращаю внимание детей на испорченные вещи – сломанные игрушки, порванные книги, показываю, как можно починить и совместно с ребятами исправляем.
Внедряю понятие экономики в быту, ребята осваивали полезные привычки, которые помогают сохранять природные ресурсы, а также семейный бюджет (например, не оставлять включёнными свет и воду, бережно относиться к одежде и обуви).
Экономика – замечательная тема для развития у дошкольников коммуникативных навыков. В работе с детьми использую такую форму организации, как интервью. Ставила перед детьми чёткие вопросы, например, «Что будет, если в городе закроют все магазины одежды?», «Откуда берутся деньги?». В ходе обсуждения ребята учились высказывать своё мнение.
Ребята научились правильно воспринимать рекламу, разбираться в ней, научились рекламировать разные предметы.
В ходе экскурсии в магазин ребята наблюдали за работой продавца, рассматривали оборудование и ассортимент товаров. Также были проведены виртуальные экскурсии в банк, аптеку, супермаркет.
12 слайд
Для самостоятельной деятельности и возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками («Деньги», «Где доходы, где расходы?», «Все по полочкам» и другие, настольно-печатные («Экономическое домино», словесные экономические игры («Много-мало», «Дешево-дорого», а также игры-путешествия («Что откуда берется?», игры-загадки («Назови профессии», игры-беседы («Что быстрее купят?», игры-предположения («Что и когда лучше продавать) и другие.
Предложенная дошкольникам система работы носила познавательный характер, что позволило интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ финансовой грамотности. Знания усваивались дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носило качественный характер и требовало создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических и финансовых понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживало детскую деятельность и инициативу в «зоне ближайшего развития».
13 слайд
Работа с родителями.
Конечно же, работа по воспитанию финансовой грамотности проходит в тесном контакте с родителями воспитанников. Поэтому был создан информационный уголок, в котором размещаю консультации, памятки, буклеты, папки - передвижки. Для ознакомления родителей воспитанников с экономическими понятиями средствами художественной литературы оформила список литературы. Активно использую в работе родительский чат, куда также направляю интересные материалы по теме.
Родители приняли активное участие в изготовлении дидактических пособий и игр по финансовой грамотности. В изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым и театрализованным играм. Участвуя в конкурсе совместного творчества «Книжки-малышки по финансовой грамотности», родители творчески подошли к процессу придумывания сказок собственного сочинения и оформления иллюстраций к ним. Интересно прошел конкурс «Моя копилка», где родители и дети с удовольствием продемонстрировали свои копилки и рассказали о том, на что потратят накопленные деньги.
В рамках познавательно-досуговых мероприятий проведено развлечение «Широкая ярмарка». На ярмарке дети играли, продавали, покупали, плясали. Осознали необходимость денег в жизни людей. В ходе развлечения дети получили знания о ярмарочных гуляниях на Руси.
Для творческой самореализации родителей и детей, мы осуществляли педагогическое партнерство через организацию встреч с интересными людьми, в результате которых воспитанники познакомились с разновидностями трудовой деятельности взрослого человека и его результатами.
Одной из наиболее интересных и эффективных форм взаимодействия с родителями стали маршруты выходного дня. Образовательные маршруты в отделение коммерческого банка, в отделение связи и супермаркет позволили сформировать представление о функциях банкоматов, а также правильное покупательское поведение - умение выбирать товар в соответствии с ценой и качеством.
В рамках социального партнерства была организована целевая экскурсия детей и родителей в районную библиотеку для участия в викторине «Сказки в экономическом воспитании».
На сегодняшний день родители полны новых идей, проявляют интерес и желание развиваться и развивать своих детей. Только объединение двух форм экономического воспитания: семьи и детского сада, двух аспектов поведения ребёнка – условного и реального, может дать хороший результат в области их экономического воспитания.
14 слайд
Работа с педагогами.
Для повышения профессиональных компетенция педагогов формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста мною были разработаны консультации: «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности», «Мир экономики».
Провела мастер – класс «Дидактическая игра - как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»; семинар – практикум «Эффективные формы и методы по формированию у детей финансовой грамотности», где подробно осветила работу по формированию финансовой грамотности у дошкольников, формы работы с родителями в данном направлении.
Обобщила данный опыт работы на муниципальном уровне, федеральном, международном в сети Интернет.
15 слайд
Самооценка достигнутых результатов.
Педагогическая диагностика проводилась по модифицированной методике
А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика», Е. А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников». Педагогическая диагностика проходила в форме наблюдения за детьми в разных видах самостоятельной деятельности, в совместной деятельности, в индивидуальной беседе.
Вывод: по итогам анализа результатов можно определить, что: что у детей сформированы первоначальные представления об основах финансовой грамотности. Дети познакомились с деньгами, способами их зарабатывания и разумному их использованию. Дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.
Эффективное использование всех приемов, средств и методов привело к положительной динамике формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении самостоятельно играть, трудиться и приносить пользу обществу. Проводимая систематическая работа повысила эффективность работы по формированию финансовой грамотности и дала возможность добиться положительных результатов.
Результаты работы.
У детей сформирован интерес к финансовой грамотности. Воспитанники активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации игр (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
Вовлечены родители в образовательный процесс через совместную деятельность. Повышена педагогическая грамотность родителей в вопросах формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Созданы картотеки информационного материала для родителей по проблеме и организация активных форм сотрудничества с семьями;
Созданы компоненты развивающей предметно-пространственной среды ДОО, разработаны дидактические пособия, кейсбуки, наглядный материал.
Разработаны информационные материалы для педагогов. Подобраны дидактические материалы для работы с детьми. Данный опыт работы обобщен на муниципальном уровне, федеральном, международном в сети Интернет.
16 слайд
по итогам анализа результатов можно определить, что: что у детей сформированы первоначальные представления об основах финансовой грамотности. Дети познакомились с деньгами, способами их зарабатывания и разумному их использованию. Дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.
Эффективное использование всех приемов, средств и методов привело к положительной динамике формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении самостоятельно играть, трудиться и приносить пользу обществу. Проводимая систематическая работа повысила эффективность работы по формированию финансовой грамотности и дала возможность добиться положительных результатов.