Светлана Першан
Отчет по сказкотерапии в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые коллеги и родители! В нашей группе в течении этого учебного года проводились занятия по сказкотерапии "Волшебные полянки"
Задачи:
1. Создать условия для развития речи детей посредством сказкотерапии;
2. Научить детей справляться с трудностями, связанными с общением (со сверстниками и родителями, с чувством неполноценности, со страхами и тревогами, быть самостоятельными и воспринимать окружающий мир с любовью);
Темочки:
3. Дать представления детям об окружающем мире посредством введения их в сказку, развивать способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;
4. Расширять представления детей об эмоциях, развивать умения передавать заданное эмоциональное состояние, различными выразительными средствами.
График занятий проходил по плану: 1 занятие – один раз в неделю.
Волшебный мир сказки любят все, и взрослые и дети. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять, не так обидно, не так больно. Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке можно всё! А потом этот выход оказывается, можно использовать и для себя. К тому же известно, что сказки всегда хорошо кончаются.
Сказочный мир предлагает пример решения самых запутанных и безвыходных ситуаций, но не навязывает его в виде строгих предписаний и законов. Ребенок мысленно переносится в воображаемый мир, проходит испытания, переживает приключения, незаметно приобретая важнейший опыт и преодолевая собственные внутренние проблемы.
Для детей в младшей группе сюжеты сказок должны быть простыми и доступными для восприятия ребенка. Проблема, вокруг которой выстраивается сказочный сюжет, должна быть интересна и актуальна для малыша, вопросы должны формулироваться так, чтобы помочь увидеть и осознать причинно-следственные связи. Малышам близки и понятны сказки, повествующие о взаимодействии людей и животных. Маленькие фантазеры без труда перевоплощаются в образ животного, с легкостью подражают их повадкам. Дети наблюдают за мимикой, жестами взрослого во время занятий и учатся передавать чувства и эмоции героев сказки.
Каждый месяц я знакомлю детей с новой для них сказкой. Вначале месяца читаю или рассказываю новую сказку, затем провожу беседу на темы эмоционального восприятия, нравственного урока. На следующих занятиях я снова читаю эту же сказку, но включаю в занятие уже речевые упражнения, учу передавать мимику и движения сказочных персонажей, их чувства и эмоции. В дальнейшем, в занятия включаю инсценировку отдельных частей или всей сказки и психогимнастику (снятие психологического напряжения, преодоление робости, страха, неуверенности в себе). Основной инструмент сказкотерапии – разыгрывание сказочной роли, образное перевоплощение, которое стимулирует развитие речи, помогает ребенку преодолеть страхи, неуверенность в себе, снять застенчивость или наоборот помочь капризному, избалованному ребенку увидеть себя со стороны. Дети участвуют в сказкотерапии исключительно на добровольной основе. Задача педагога – заинтересовать малышей, подобрать эффективные приемы (отгадывание загадок, выразительное чтение стихотворения, игровое задание, рассматривание картинок). В конце занятие проводится обсуждение (кому мы помогли и чем, что было трудным в нашем путешествии, чему научило нас наше путешествие).
План занятия:
1. Ритуал «Вход в сказку» - приемы, способствующие чувству уединения, созданию благоприятного психологического настроя, например взяться за руки, улыбнуться, посмотреть друг га друга, передать по кругу волшебный цветок или колокольчик.
2. Основная часть – непосредственно работа с новой сказкой, игры, путешествие в сказочную страну, задания и упражнения для развития словесного воображения ребенка.
3. Итоговая часть, ритуал «выхода из сказки» - дети забирают всё важное, что подарила им сказка.