Карина Нагдалян
Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей детей возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала через использование нетрадиционных техник рисования и разного неизвестного для детей материала.
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие творческих способностей детей возраста посредством нетрадиционных техник рисования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В процессе самообразования решались следующие задачи:
• Расширить свои знания о разнообразных методах нетрадиционного рисования и применять их на практике;
• Закреплять умение моделировать работу на основе изученных видов, приемов и способов;
• Повысить заинтересованность воспитанников к нетрадиционным методам рисования;
• Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель», используя нетрадиционные формы в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей;
• Подготовить методический материал, картотеку «Нетрадиционные техники и методы рисования»; разработать перспективный план работы с детьми, план самообразования,
• Обобщение опыта работы по теме самообразования;
• Организовать в группе ДОУ предметно- развивающее пространство и условия для активизации и обеспечения всестороннего развития детей дошкольного возраста и активизации творческого потенциала через использование нетрадиционных техник рисования.
Актуальность
Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие творчества – одна из главных задач воспитания, который оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и прежде всего на его художественно- эстетическое развитие.
Одним из видов творчества является рисование. Нетрадиционные методы рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
Актуальность использования нетрадиционных методов рисования состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы, а знакомит детей с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только в образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, но в индивидуальной работе и в подгрупповой работе с детьми, а также в свободной деятельности детей. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата
Таким образом, актуальность темы заключается в том, что рисование с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.
Цель. Развитие творческих способностей детей,
посредством изобразительной деятельности, на основе изучения и освоения нетрадиционных техник рисования.
Задачи.
1. Познакомить детей с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
2. Развивать у детей эстетические чувства: формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.
3. Воспитывать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
В процессе работы по самообразованию, изучила психолого-педагогическую литературу:
1. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду –СПб: "КАРО” 2007.
2. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М., Слепцова В. Ю., Смагина Т. В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М: ТЦ Сфера, 2004.
3. Никитина А. В. Казакова Р. Г., Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПБ. : КАРО, 2008.– 90 с.
4. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников: Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О. В. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2008. – 320 с
5. Пищикова Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – М: ООО "Скрипторий 2003” 2006.
6. Тюфанова И. В.» Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство- Пресс», 2004 г.
За 2022-2023 учебный год с детьми были проведены следующие мероприятия, ООД;
Конспект занятия: «Разноцветная полянка», «Веселые кляксы», «Цветы в вазе», «Грибы в корзинке», «Моё любимое дерево осенью», «Мой город», «Ваза для мамы», «Петушок»
Викторины: «Мир художественного искусства», "Нетрадиционные техники рисования", «Умники и умницы», «Волшебная палитра»
КВН: «Юные художники», «В стране красок»
Развлечение: «Заколдованные картины», «Красавица Весна»
Оформление фотоальбома: «Мы рисуем», Оформление стенгазеты «День космонавтики», «Цветы для мамы»
Также я проводила работу с родителями:
Анкетирование родителей «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»
Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами», «Учите рисовать детей в нетрадиционной технике», «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей», «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности», «Рисовать - это важно!», «Рисование нетрадиционными способами», «Учите рисовать детей в нетрадиционной технике»
Фотоотчет: «Наши достижения», «Необычное и увлекательное рисование" Выставка совместных с детьми творческих работ
Пополнила развивающую предметно-пространственную среду:
Пополнила развивающую предметно-пространственную среду:
картотека «Нетрадиционные техники рисования»; альбом «Наши достижения»; Дидактическая игра «Собери радугу»: картотека - образцов «Техника нетрадиционного рисования крупой, солью, сахаром, манкой»; Дидактическая игра «Наряжаем ёлочку»; презентация «Снежные узоры на окне»; дидактическая игра «Какого цвета предмет?»; фотоальбом «Мы рисуем»; «Соедини по линиям и раскрась», «Какое настроение?»; «Составь фигуру»
• Использовала следующие формы работы:
• совместная деятельность воспитателя с детьми, ООД
• индивидуальная работа с детьми
• свободная самостоятельная деятельность детей.
Технологии: игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.
Таким образом, в результате реализации плана работы по самообразованию:
сплотила наш «маленький коллектив», состоящий из детей, родителей и педагога. Большинство детей избавились от напряжения и страха ошибиться при рисовании, раскрепостились и, как следствие, научились создавать свои собственные неповторимые, оригинальные образы и композиции различными изобразительно-выразительными средствами, свободно выражая свой творческий замысел, а это, несомненно, положительно влияет на развитие мышления, пространственного воображения, творческого воображения и мелкой моторики. Кроме того, у детей улучшилось световосприятие, они научились проявлять фантазию в художественном творчестве, их художественный опыт обогатился и расширился. Уровень воображения и самооценки большинства детей повысился, у них появилось стремление развиваться дальше и достигать еще больших успехов в области рисования.
У детей развился вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начали задавать вопросы воспитателю, друг другу, обогатился и активизировался их словарный запас.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволили избежать этого, так как вместо готового образца демонстрировался лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дало толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники научились думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют результат, сравнивали свои работы, научились высказывать собственное мнение, у них появлялось желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие.
Нетрадиционные техники рисования требуют соблюдения последовательности производимых действий. Так, дети научились планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками рисования стимулировало положительную мотивацию у ребёнка, вызывало радостное настроение, перед процессом рисования.
Многие виды нетрадиционного рисования способствовали повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование мелками по мокрой бумаге). Коррекция мелкой моторики пальцев рук способствовало, например, такая нетрадиционная техника рисования, как рисование пальцами. Эта и другие техники требовало точности и быстроты движений (нужно было выполнить очередное действие, пока краска не высохла, умения правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок, терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно и не достигнуть).
Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляло дошкольников, у них сохранялся высокий уровень активности, работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания.
Нетрадиционные техники рисования позволили осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества, сблизило детей. Дети легко усвоили нравственные нормы, правила поведения.
Нетрадиционное рисование развило эстетическое восприятие, фантазию, творческую самостоятельность, дало возможность использовать хорошо знакомые детям предметы в качестве художественных материалов, позволило дошкольникам заниматься рисованием не навязчиво, а с удовольствием.