ТАТЬЯНА БЕЛОНОГОВА
Отчет по самообразованию «Компетентностный подход в развитии чувства коллективизма у младших школьников с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат» г. Новотроицк.
Отчет по самообразованию воспитателя Белоноговой Татьяны Викторовны, 2Б кл. 29.05.2015г.
«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний школьник».
(В. А. Сухомлинский)
Публикация «Отчет по самообразованию „Компетентностный подход в развитии чувства коллективизма у младших школьников с ОВЗ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
ТЕМА: «Компетентностный подход в развитии чувства коллективизма у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья».
ЦЕЛЬ: развитие коллектива и чувства коллективизма у обучащихся посредством использования системы мероприятий, разработанной в этом направлении.
На мой взгляд, проблема формирования чувства коллективизма у школьников актуальна в настоящее время, т. к. в стране сложилась очень сложная ситуация. Особенно сейчас необходимо сплачить людей и, в первую очередь, наше будущее, т. е. детей.
Проблема развития коллективизма возникла очень давно, ещё в первобытном обществе, когда слово «коллектив» было синонимом слова «жизнь». Эта проблема переходила из века в век и достигла наших времен.
Современная концепция воспитательного коллектива (Т. А. Куракин, А. И. Новикова, А. В. Мудрик.) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. При этом детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня, общества и тенденции его развития. Для общества детский коллектив, будучи его ячейкой, является средством достижения стоящих перед ним задач, а для ребенка он выступает, прежде всего, своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями.
В основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности, организации которых необходимо уделять специальное внимание.
На основе анализа своего опыта А. С. Макаренко определил, что коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно -ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.
Из понятия «коллектив» появилось ещё одно понятие – коллективизм.
Коллективизм (от латинского слова collectivus – собирательный) – нравственный принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида, и характеризующий высокий уровень групповой сплоченности.
Рассмотрим основные признаки — пути организации коллектива в начальных классах.
Первый признак и основной закон жизни коллектива : перед классами, их микрогруппами должны постоянно стоять социально значимые и вместе с тем доступные коллективные цели. Одно из важнейших требований в организации коллективной деятельности – это постоянная опора на интересы детей.
Второй основной признак коллектива — систематическое участие всех учащихся в разнообразной коллективной деятельности.
Третий признак— это обеспечение организации между воспитанниками отношений взаимопомощи, взаимной ответственности и взаимной требовательности.
Четвёртым и весьма важным путем организации и сплочения коллектива является развитие детского самоуправления.
Если признаки коллектива систематически реализуются, тогда он выступает средой, благоприятной для развития личности, целенаправленно ее воспитывающей. Именно коллектив является формой функционирования воспитательных систем.
На основе вышеизложенного возникли задачи:
1. Воспитывать дружеские отношения и товарищескую взаимопомощь.
2. Вовлечь в кружковую деятельность, занятия в секциях всех ребят.
3. Развивать совместную коллективную деятельность.
Решение этих задач шло поэтапно, ступенька за ступенькой.
Итак, первая ступень развития чувства коллективизма – «песчаная россыпь», то есть это стадия, на которой незнакомые или малознакомые дети собираются вместе для того, что бы учиться. На этой стадии сплоченности среди детей не наблюдается. Дети обособлены. Это характерно для 1-ого класса.
Но эта ступень вскоре сменяется следующей ступенью развития, которая называется «мягкая глина». На этом этапе дети собираются в группы по три – семь человек. Эти группы формируются на основе интересов и симпатий детей. Такие микрогруппы вступают в деловые отношения и решают общие вопросы по требованию педагога. Это было у нас на начало этого учебного года.
Появление новичка в классе, незначительные изменения в структуре взаимоотношений, могут оказать на определенном отрезке времени более существенное влияние на процесс развития класса, чем целенаправленные действия педагогов. На начало учебного года у нас было 2 новичка, в течение двух четвертей пришли ещё 4. Адаптация проходила активно, т. к. в группе на этапе «Мягкая глина» были заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя и робкие.
Третья ступень развития группы – «мерцающий маяк». Таким маяком является актив класса, сформированный к этому времени. В актив класса включены наиболее сознательные ученики и общественники. Актив помогает педагогу в решении организационных вопросов, так же является примером для остальных и ведёт их за собой. Однако, деятельность актива не совсем эффективна, часто дает сбои из-за слабой организации коллектива, но чувство коллективизма присутствует. Именно стадия «Мерцающий маяк» сложилась в нашем коллективе по результатам диагностики на конец этого года.
Для реализации поставленной цели и задач была разработана система мероприятий комплексного педагогического воздействия. Все запланированные беседы, игры, занятия, викторины проводились с учётом компетентностного подхода.
Начало было положено при выборе названия нашей группы «Верные друзья» и девиза:
«Чтоб нам не было уныло, мы плечом к плечу не зря. В крепкой дружбе наша сила, группа «Верные друзья».
Приняли «Законы нашего класса», «Правила дружбы». На доске «Мы соревнуемся» отражались маленькие победы и успехи в разных видах деятельности с учётом индивидуального подхода к каждому члену группы.
Мероприятия основывались па принципе: от простого к сложному. Учитывая это, были организованы и проведены тематические классные часы, такие как: «Группа- «Верные друзья»», «Поговорим о дружбе», «Дружат наши мальчики, дружат наши девочки», «Дружба крепкая не сломается».
Целью этих классных часов было: развитие умения дружить, воспитание верности в дружбе, культура поведения, развитие сплочённости коллектива, воспитание уважения к товарищам. В целом всё это направлено на улучшение микроклимата в группе.
В процессе проведения тематических классных часов дети проявляли интерес и активность, об этом свидетельствует количество вопросов задаваемых ребятами с целью получения подробной информации о взаимодействиях в коллективе. Также ребята рассказывали о своём опыте, делились мыслями, проявляя чувство гордости и любви к своему классу, их рассказы были эмоциональны и выразительны.
Одним из важнейших направлений в развитии коллективизма у школьников является поддержка группового единства и развитие групповой сплочённости.
В связи с этим в план работы были включены следующие мероприятия : игры и ситуации, беседы и викторины,конкурсы поделок и рисунков, выступления на школьных линейках и праздниках, трудовые десанты. После каждого мероприятия вместе с детьми рассматривали фотографии, видео-ролики, ещё раз окунались в атмосферу дружеских взаимоотношений, групповой сплочённости.
Все перечисленные виды деятельности, направленные на развитие коллективизма у школьников, являются очень содержательными, поэтому при их организации и проведении особое внимание уделялось использованию оборудования, игровому методу, ИКТ и дрВсе эти условия позволили организовать деятельность доступной, интересной, а также сформировать качества личности, которые являются важными в развитии коллективизма у школьников.
На конец учебного года коллективная деятельность в группе стала активнее, инициатива проявляется, есть желание помогать другим и тем, кто нуждается в этой помощи. Начали сотрудничать с ребятами других коллективов школы. В группе есть на кого опереться, органы самоуправления руководят по инструкциям педагогов. Большинство детей посещают кружки. Научились распределять между собой работу, но иногда наблюдаются ссоры, пререкания. Дружба стала для ребят необходимостью, товарищеская взаимопомощь всё чаще, отношения между ребятами- больше доброжелательные.
Формирующийся коллектив живёт по закону : «Один за всех и все за одного».
Результатат работы за год: грамоты и дипломы, звание «Самый классный класс».