Наталья Маслак
Отчет по самообразованию в подготовительной группе
Отчет по самообразованию «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
С вступлением в силу ФГОС ДО стали предъявляться требования к результатам освоения программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования воспитанник должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель ФГОС ДО речевого развития это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Публикация «Отчет по самообразованию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.
К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое и это делает проблему развития связной речи одной из наиболее актуальных. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, порой игнорирование речевых трудностей детей лишь увеличивает количество дошкольников с недостатками речи.
В речи детей существует множество проблем:
• Односложная речь, неспособность построить распространенное предложение;
• Бедность речи, недостаточный словарный запас;
• Трудности в построении монолога (сюжетный или описательный рассказ, пересказ);
• Отсутствие навыков культурной речи;
Чтобы успешно решить эти проблемы, необходимо сделать процесс обучения интересным, развивающим, несколько опережающим развитие ребенка, но не превышающим его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами я считаю необходимым использовать в своей работе оригинальные, творческие методики, и одна из них – это мнемотехника.
Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Теоретическая основа базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В. А. Козаренко «Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано»»)
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
• Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка.
• Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка.
• Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания.
• Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.
Цель моей деятельности:
развитие связной речи старших дошкольников посредством мнемотехники.
Задачи моей педагогической деятельности:
1. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
2. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
3. Создать условия для развития связной речи:
- Разработать и апробировать серию занятий с использованием мнемотехники
- Создать наглядный материал, включающий в себя приемы мнемотехники
4. Развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
Поделиться опытом профессиональной деятельности с педагогами ДОУ.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для внедрения мнемотехнических технологий в воспитательно-образовательный процесс с целью повышения уровня сформированности связной речи у детей дошкольного возраста.
А также развитие связной речи детей дошкольного возраста, используя дидактические игры в интеграции с методом наглядного моделирования - мнемотаблицами.
1. В пересказе;
2. В составлении рассказов;
3. В заучивании стихотворений;
4. В формировании грамматически развитой речи.
Начало работы – сентябрь 2020г.
Предполагаемое окончание работы – май 2021г.
Деятельность по реализации темы:
1. Составлен перспективный план по теме самообразования, где отражены цели и задачи, этапы развитию связной речи детей, работа с родителями.
2. Созданы картотеки разнообразных игр, направленных на развитие речи:
- Тематическая картотека дидактических игр для формирования лексико – грамматических категорий и навыков словообразования.
- «Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развития грамматического строя речи».
- «Игры на развитие связной речи с элементами ТРИЗа».
- «Развиваем пальчики» (картотека пальчиковых игр).
- Картотека речедвигательных игр.
- Картотека игр направленных на развитие общения и др.
3. В группе собрана библиотека с художественной и познавательной литературой.
4. Подобран разнообразный наглядный материала (дидактические игры, серии сюжетных картинок, наборы открыток, “перфокарты”, слоговые таблицы альбомы, материалы (карточки, таблицы, плакаты) для чтения, схемы, символы, модели и др.
5. Оформлены “копилки” речевого материала (чистоговорки, скороговорки, стихи – «запоминалки», стихи по лексическим темам, загадки, пальчиковые игры, упражнения на дыхание, дикцию, комплексы артикуляционной гимнастики, загадки – складки, альбомы с текстовыми подборками для работы по звукопроизношению и т. д.).
6. Составлены консультации для родителей «Связная речь как приоритетное направление в развитии дошкольника»,
Вывод:
Подводя итоги за 2020-2021 учебный год, могу отметить, что уровень речевого развития детей нашей группы заметно вырос. Сравнительный анализ результатов показал, что используемые в течение года метод мнемотехники по развитию связной речи детей способствовали положительной динамике и заметно облегчили детям овладение связной речью.
Дети с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Они с удовольствием обсуждают различные темы, проблемы взаимоотношений, нравственные поступки. Дают аргументированные оценки, могут разрешать споры.
Разнообразнее стали типы связей между предложениями, рассказы стали более четкими, полными, связными, последовательными.
Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный.
Повысился интерес детей к данным видам занятий и мотивация деятельности.