Осницкая Татьяна
Развитие связной речи детей подготовительной группы к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию
Тема: «Развитие связной речи детей подготовительной группы к школе»
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Публикация «Развитие связной речи детей подготовительной группы к школе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• создание предметно - игровую среду, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию подготовке к школе;
• освоение современных технологий и методов развитие связной речи детей в подготовительной группе;
• разработка игр на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук, чтение, беседы по рассказам, пересказ;
• классифицирование дидактических игр для воспитания нравственных качеств и подготовка их обеспечения;
• повышение компетентности родителей в вопросе нравственного воспитания детей;
• повышение личной компетентности в данном вопросе.
Актуальность моей темы: «Развитие связной речи детей подготовительной группы к школе» одна из основных и главных задач детского сада.
В последнее время дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками.
В основном дети заняты компьютером и телевизором.
Речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог, составлять рассказы, плохо пересказывают.
В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Поэтому свою тему по самообразованию считаю актуальной и значимой во все времена.
Ставя перед собой цель - повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме я изучила в начале учебного года методическую литературу.
В течение года познакомилась с новыми инновационными технологиями через предметные издания и интернет.
Посетила открытые занятия коллег, выслушала их доклады и
выступления на совещаниях и педагогических советах.
Эффективность работы педагога во многом зависит от его опыта,
имеющейся материальной базы, как в детском саду, так и в группе.
Поэтому мне приходилось подбирать по темам множество сюжетных картин, тематических и наглядно – демонстрационных карточек.
В данную работу подключала родителей.
В течение всего учебного года педагогическая копилка пополнилась следующими материалами, которые способствуют развитию связной речи у детей :
1. Пальчиковая гимнастика. (развитие речи через мелкую моторику)
2. Дыхательная артикуляционная гимнастика.
3. Словесные дидактические игры.
5. Потешки, поговорки, пословицы, загадки.
Использовала в работе по развитию связной речи приёмы мнемотехники :
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания»
1. Мнемоквадратов.
2. Мнемотаблицы.
Использование их для обогащения словарного запаса, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Они помогают детям самостоятельно определить главные
свойства и признаки рассматриваемого предмета, обогащают
словарный запас детей.
Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для обучения
творческому рассказыванию, то есть сочинению детьми сказок.
В течение года играла с детьми в дидактические игры: «Подбери
картинку к сказке», «Расскажи сказку», «Разрезные картинки по сказкам»,
«Угадай сказку». Составляли с детьми сказки о своей семье.
Побуждала детей сочинять сказки; последовательно, связно рассказывать их друг другу.
Основные этапы работы по обучению сочинения сказок:
Сотворчество со взрослыми.
- придумывание продолжения и завершения сказки, начатой воспитателем,
- придумывание по плану воспитателя,
- придумывание сказки на основе литературного образца,
-изменение конца сказки,
-включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.
Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для обучения
творческому рассказыванию, то есть сочинению детьми сказок.
В течение года играла с детьми в дидактические игры: «Подбери
картинку к сказке», «Расскажи сказку», «Разрезные картинки по сказкам»,
«Угадай сказку». Составляли с детьми сказки о своей семье
-включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.
На занятиях в группе применяла театрализованную деятельность.
Она также тесно связана с развитием связной речи детей.
У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
(«Грибная история», «Зайка-Зазнайка», «Пожар в лесу»). Проводила игры-драматизации.
В играх – драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образы животных, людей, литературных и фольклорных персонажей.
Театрально – игровая деятельность развивает речевые способности
Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним
занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в
семье.
Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития детей осуществляла в беседах и консультациях.
Были проведены консультации на темы: «Развитие связной речи детей в семье», «Почему необходимо рассказывать, читать детям сказки?», «Значение подражания для речевого развития ребёнка»
Работу с родителями для развития речи детей в учебном году считаю конструктивной
Активно сотрудничали родители многих воспитанников неукоснительно выполняя педагогические рекомендации и задания.
Результат:
Моя тема по самообразованию
«Развитие связной речи детей подготовительной группы к школе»
Дала положительную динамику в развитии детей. Они стали свободно общаться друг с другом и со взрослыми, знают стихотворения, умеют разгадывать загадки. Свободно, для своего возраста, выражают свои мысли, отвечают на довольно сложные вопросы. Составляют рассказ по картине или игрушке.
С удовольствием слушают художественную литературу, отвечают на вопросы по тексту, некоторые дети могут передать основную мысль текста, пересказывают знакомые сказки.
За год дети многому научились. Результатами своей работы я довольна. Постараюсь и в следующем году работать так же плодотворно.