Наталья Кудинова
Отчет по самообразованию «Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе в соответствии с ФГОС»
Отчет по самообразованию " Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе в соответствии с ФГОС"
В нашу группу ходят 30 детей : 16 девочек и 14 мальчиков, их возраст колеблется от 6 лет до 7 лет. Группа - общеразвивающая. Есть дети с задержкой речевого развития, которым требуется помощь учителя – логопеда, есть дети, речевое развитие которых соответствует возрасту.
Публикация «Отчет по самообразованию „Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Создавая среду развития в группе, мы учитывали следующие принципы:
• принцип насыщенности;
• принцип трансформируемости;
• принцип полифункциональности;
• принцип доступности;
• принцип безопасность;
• принцип интеграции образовательных областей;
• принцип гендерной принадлежности.
Создавая развивающую среду в подготовительной группе, прежде всего, мы уделяли внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе, а также, чтобы обстановка в группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен и окон, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности. Все пространство предметно-пространственной среды группы безопасно : детская мебель соответствует возрасту и росту детей группы, мебель не загораживает запасные выходы, позволяя детям свободно двигаться в пространстве групповой комнаты.
Некоторые предметы мебели переставляются в игровых зонах, что позволяет уйти от надоедливой однообразной обстановки и внести в интерьер что-то новое и свежее. Мебель в центрах разнообразная, часто меняются варианты расстановки столов в обеденной части группы. В группе есть мягкая мебель, что создаёт уютную атмосферу.
В работе с детьми мы используем не авторитарную, а личностно – ориентированною модель воспитания, тесно взаимодействуя с родителями с целью изучения потребностей ребенка. Сотрудничество детского сада с семьей приводит к достижению максимальных результатов в формировании личности ребенка.
Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, смена сезонной тематики. Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности: игра «поликлиника» может по желанию быть как детской, офтольмологической, больницей с различными специальностями врачей, ветеринарной клиникой. Игра «Поликлиника» может быть использована в образовательной деятельности по развитию речи, в изобразительной деятельности, в познавательной деятельности, ФЭМП, экспериментирование.
Организация предметно-развивающей среды в группе построена не только в соответствии с возрастными, но и с гендерными особенностями воспитанников. Так в зоне настольно – печатных игр есть игры для девочек и мальчиков; центр сюжетно - ролевых игр ориентированн на мужские профессии (моряки, водитель, строители) и женские профессии (парикмахер, повар, доктор).
Все игры и пособия в группе доступны всем детям, обеспечена доступная среда, где осуществляется образовательная деятельность. В группе имеется свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы или «преподносятся», как новые, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Дети учатся принимать самостоятельные и ответственные решения, искать новые и творчески использовать имеющиеся знания, планировать и анализировать свою деятельность, строить с другими людьми отношения сотрудничества, таким образом, развивающая среда группы является вариативной.
Оснащение центров меняются в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы детей 6-7 лет весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. В подготовительной группе игровой материал помещается в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобную для них зону группы для свободного построения игрового пространства.
Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Познание»
Имеются разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры». «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер».
Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «Целое из частей», «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические домики», «Составь число», «Математическая рыбалка», «Детям о времени», «Измеряем всё подряд», «Составь задачу».
Игрушки для сенсорного развития детей : вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, парные картинки.
В «Нравственно-патриотическом» Центре помещена государственная символика родного города, находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей Людиновского района Калужской области. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, оформлен альбом «Мой город», «Моя семья», «Мы все такие разные» и др.
Центр православной культуры.
Мы знаем, что дошкольный возраст – это золотое время, чтобы ребенка учить любить книгу. И тут русская литература помогает в непростом деле духовно-нравственного воспитания. В нашей группе есть детская библиотека. Сказка знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам: добра, милосердия, послушания, трудолюбия, храбрости.
Центр природы
В центре природы имеется: календарь погоды, инвентарь за уходом комнатных растений, муляжи фруктов, овощей, фигурки животных, демонстрационный материал, дидактические и развивающие игры.
Центр экспериментирования
. В центре экспериментирования имеются: различные емкости для воды и сыпучих материалов, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы. Имеется картотека проведения экспериментов в старшем возрасте, природный материал для проведения экспериментов; знакомство с растениями и животными различных климатических зон, живая и неживая природа и т. д.
Наши дошколята охотно превращаться в любознательных испытателей, проводят несложные опыты,определяют свойства различных природных материалов. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Речевое развитие»
В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирования словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи.
* Игры по звуковой культуре речи
* Игры на звукоподражание: «Звуковой куб», Кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши», «Позови громко», «Эхо».
* Игры и пособия на развитие речевого дыхания : «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики».
* Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения «Чьи игрушки», «Звуковой поезд», «Логопедическое лото», «Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку».
* Картотека артикуляционных, дыхательных, пальчиковых игр и упражнений.
* Игры на развитие словаря, и грамматического строя речи «Глаголы в картинках», «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Автобус для зверят», «Ёлочка», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки».
* Игры на развитие связной речи «Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала, что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов», «Расскажи про детский сад», «Телефон», «Сам себе сказочник».
Центр книги.
Включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном центе помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр театрализации
Это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Центр театрализации оснащен материалами и атрибутами для проявления актерского мастерства. Мы учим детей имитировать характерные действия персонажей, импровизировать во время представления.
В свободном доступе детей виды театра (пальчиковый, деревянный, теневой, мягкой игрушки, театр масок и т. д., костюмы для организации сюжетно – ролевых игр. Также в группе имеется уголок «Ряжение», где дети очень любят надевать разнообразные наряды.
Центр творческой деятельности
В центре творческой деятельности имеется: разнообразный демонстрационный материал. Различные материалы для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, пластилин, картотека стихов по народно- прикладному искусству, настольно –печатные игры.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Физического развития»
Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, делался акцент на охрану жизни и укрепления физического и психического здоровья ребенка. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь. Во время образовательного процесса устраиваются динамические паузы, на прогулках дети вовлечены в спортивные и подвижные игры. В работе с детьми используются различные виды гимнастики: пальчиковая, дыхательная, для глаз, бодрящая, гимнастика под музыку.
Для комфортного пребывания всех детей в группе мы создали картотека игр для детей с гиперактивностью («звуки прибоя» «Кораблик», «Пуговицы» и т. д.) Для родителей гиперактивных детей подобраны консультации и активно используем на практике.
Выводы: Развивающая предметно – пространственная среда в группе создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.