Наталия
Отчет по самообразованию «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность имеет особое место в речевом развитии. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый хочет сыграть в ней свою роль. В игре он получает не только информацию об окружающем мире, но учиться жить в этом мире, строить взаимоотношения.
Целью моей работы по театрализованной деятельности является : овладение детьми полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе, а это одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания.
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Моя работа началась с подбора и изучения литературы по теме; изучение публикаций : «Роль театральной деятельности в развитии речи детей», «Виды театра в детском саду», «Театральные куклы», «Театр и театрализованные игры в детском саду»; подбора дидактического материала: «Картотека театрализованных игр», «Комплекс дыхательной гимнастики», «Этюды на выражение основных эмоций», «Мастер- класс «Мастерим театр»», разработка конспектов и развлечений «Путешествие по сказкам».
Для того, чтобы достигнуть поставленную цель и решить задачи, я провела работу по оснащению предметно-развивающей среды. В целях реализации индивидуальных интересов наших детей предметно-пространственная развивающая среда нашей группы обеспечивает право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности у нас представлены разные виды кукольного театра; большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра; наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, бибабо) для разыгрывания сказок; готовые костюмы, маски, самодельные костюмы; уголок ряженья (готовое ряженье, элементы ряженья).
Для театрально-игровой деятельности имеются технические средства обучения: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан, дудка, маракасы, трещетки, ложки, металлофон.
Т. к. правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности, поэтому проводила с детьми дыхательную гимнастику: «Подуй на листочек», «Кто дальше загонит шарик», «Хомячок», «Лягушонок» и т. д.
Использовала в работе театрализованные игры и игровые упражнения: «Не хочу манной каши!», «Надувайся шар»; пантомима «Утренний туалет»; игры–стихи «Туча», «Кошки-мышки»; игры с воображаемым объектом «Крылья самолета и мягкая подушка», «Кошка выпускает когти», «Вкусные конфеты», которые повышают у детей интерес к театрализованной деятельности.
Также я использую героев в период заучивания потешек и незатейливых стишков. Это стимулирует и раскрепощает стеснительных детей. Держа в руках куклу, ребенок сам начинает произносить знакомую потешку или песенку. («Петя, Петя, Петушок.», «Наша Таня громко плачет.», «Мишка косолапый по лесу идет.», «Кисонька Мурысенька.», «Лиса по лесу ходила.», «Рёвушка коровушка, дай молока…», «Водичка, водичка, умой мое личико…».
Познакомила детей с разными видами театров : настольный театр, театр бибабо, театр на магнитах, пальчиковый театр. Включила в процесс освоения детьми мини постановок по текстам народных сказок «Теремок», «Колобок», «Репка».
Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности подготовила консультацию «Роль семьи в развитии речи», «Как устроить домашний театр дома».
Моя работа с детьми младшего возраста направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Благодаря системным занятиям у детей стала активно развиваться речь и вырабатываться игровые умения. В актерской игре стали самостоятельно использовать некоторые средства - выразительности (мимика, жесты, сила и тембр голоса, темп речи). Постепенно дети стали включаться в процесс игрового общения с театральными куклами.
За счет освоения в системе театрализованной игры у детей расширился игровой опыт, улучшилась интонационная выразительность, появились умения, направленные на позитивное взаимодействия с другими участниками игры. Также умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно. Я, со своей стороны, стараюсь больше уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации с помощью разных средств выразительности. Подвожу детей к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по – разному, используя громкость голоса, интонационную выразительность, мимику.
Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает, создаёт психологический комфорт пребывания детей в дошкольном учреждении.