Куликова Наталья
Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Старший дошкольный возраст очень важен в жизни ребёнка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности.
Потенциал дошколят растёт и приобретает новые формы, желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями, что означает благоприятное время для развития и подготовки детей к школьному образованию.
Публикация «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности» размещена в разделах
Осуществляя речевое развитие детей, я ставлю перед собой цель - способствовать активизации речи в разных видах деятельности.
Для реализации цели мне необходимо решить следующие задачи:
• развивать произносительную и связную стороны речи;
• активизировать словарь детей;
• формировать грамматический строй речи;
• развивать мелкую моторику рук.
Речевое развитие осуществляю в различных видах деятельности :
1 - социально-коммуникативное развитие;
2 - познавательное развитие;
3 - продуктивная (художественная) деятельность;
4 - трудовая деятельность;
5 - игровая деятельность.
1. Важными источниками развития коммуникативных навыков и речевого творчества являются художественная литература и фольклорные произведения. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой я знакомлю детей с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами.
Значительно чаще читаю небольшие рассказы и прошу детей пересказывать их. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию разносторонней личности.
Также использую метод - чтение с продолжением, в котором у детей развиваю умение придумывать различные варианты новых эпизодов. Развиваю связную речь, творческое мышление, фантазию.
2. Работа по познавательному развитию, развитию элементарных математических представлений тесно связана с развитием всех сторон речи. В течение года дети заучивают считалочки, составляют задачи по рисункам.
Многие задания подразумевают работу детей в парах, где отрабатываются умения диалогического взаимодействия.
3. Большое внимание на речевое развитие ребенка оказывает изобразительная деятельность и эстетическое развитие. После занятия по рисованию обговариваю с детьми их работы. Прошу описать свой рисунок или составить рассказ.
В течение года я учу детей воспринимать красоту и особенности природы в разные сезоны, стараюсь привить любовь и бережное отношение к живой природе.
4. Через трудовую деятельность развиваются навыки диалогической речи, стимулируется активное высказывание детей. Слежу за тем, чтобы дети вежливо обращались друг к другу, используя полное предложение.
5. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. В своей работе чаще всего использую следующие виды игр:
Сюжетно-ролевые игры.
Театрализованные игры.
Строительно-конструктивные игры.
Дидактические и настольно-печатные игры.
Мною накоплен разнообразный практический материал для организации речевых игр : картотека для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для проведения дыхательной гимнастики, тематические карточки:
• «Времена года» «Спорт»;
• «Профессии»;
• «Мой город»;
• «Музыкальные инструменты»;
• «Дикие и домашние животные»
Дидактические игры :
• «Отгадай-ка»;
• «Сказочные пазлы»;
• «Короткие истории»;
• «Что сначала, что потом».
На практике использую игровые упражнения: «Я начну, а ты закончи», «Нежные слова», «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» .
Для развития речи детей мной ежедневно проводились пальчиковые игры и дыхательные упражнения.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому я работаю над расширением словарного запаса детей. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовлю платформу для последующей работы над предложением.
Наиболее трудный вид в монологической речи - описательный рассказ. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ, что ребёнку даётся очень трудно.
Считаю, что здесь важно научить ребёнка сначала выделять признаки предмета.
Предложение придумать, рассказ или сказку, а так же описать предмет дети обычно встречают радостно.
В течение всего периода работы над темой самообразования мной была изучена литература:
Ульева Е. «Большая книга заданий по развитию речи». – М. : «Грамотей», 2018.
Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр». - М. : «Мозайка-синтез», 2022.
Диченскова А. М. «Страна пальчиковых игр». – Ростов н/ Д: «Феникс», 2016.
Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». – М. : «Мозайка-синтез», 2010.
Приняла участие в вебинаре «Сказка как средство поддержки и развития детского чтения».
Работа с родителями. Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития детей осуществляла в разных формах работы: консультации для родителей, памятки, родительское собрание, папки-передвижки.
В результате проделанной работы позволило получить определенные результаты в развитии речи детей :
• дети стараются подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей;
• научились употреблять в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания, меньше делают логических ошибок, улучшилось звукопроизношение;
• научились произвольно менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации, стали более эмоциональны.
В процессе работы по развитию речи решались и воспитательные задачи:
• дети стали внимательнее слушать рассказы воспитателя и сверстников;
• помогать друг другу в случае затруднения, замечать речевые и
логические ошибки и доброжелательно их исправлять.