Ирина Лукьянова
Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста «Русская изба в сказках»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста в проекте «Русская изба в сказках».
Воспитатель:
Лукьянова И. В.
2019 год
Содержание:
1. Тема.
2. Проблема.
3. Цели.
4. Задачи.
5. Тип.
6. Участники.
7. Сроки
8. Масштаб.
9. Этапы
10. Виды детской деятельности.
11. Связи.
12. Предполагаемый результат.
Публикация «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста „Русская изба в сказках“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Русская изба
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
13. Перспективное планирование проекта.
14. Конспекты НОД.
15. Беседы «Русские народные сказки», «Русская изба».
16. Фотоматериал к проекту.
17. Рисунки детей.
Паспорт проекта:
Название: Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста «Русская изба в сказках».
Сроки: краткосрочный.
Тип: художественно – эстетический.
Участники: воспитатель –Лукьянова И. В., дети подготовительной группы, родители воспитанников.
Масштаб: образовательная организация.
Цель проекта: Развитие представлений детей о русской культуре посредством развитие графических навыков за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.
Проект раскрывает задачи и содержание работы по развитию мелкой моторики рук посредством развития графомоторных навыков.
Основная задача – развитие двигательных и познавательных способностей.
Задачи: Она реализуется через развитие :
1. Двигательной области коры головного мозга:
• умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);
• формирование зрительно-моторной координации.
2. Речевой области коры головного мозга:
• формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.
3. Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.
4. Пространственной ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве.
5. Формирование навыков учебной деятельности:
• умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;
• умение действовать, повторяя показанный образец и правило.
Реализация этих задач с учетом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию.
Новизна проекта.
Новизна проекта в том, что он направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Гипотеза.
Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность. Чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присуще ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки – потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т. п.). Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Дети знают и с интересом играют в дидактические игры «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас» и многое другое.
Ресурсное обеспечение проекта:
• учебно-методическая и художественная литература по тематике проекта (книги, иллюстрации к сказкам);
• демонстрационные материалы (иллюстрации, фотографии, картинки);
• взаимодействие с семьей (помощь в обогащении книжного уголка по теме проекта);
• создание предметно-развивающей среды : книжный уголок, панорама, рисунки детей, родителей;
• материал для к самостоятельной художественно – творческой деятельности (листы А3, А1, краска гуашь, карандаши, фломастеры, кисточки, палитра, стаканчики для воды).
материально-техническое:
• магнитофон, компьютер, мультимедийное оборудование, фотоаппарат.
Основные этапы реализации проекта:
I - этап – Подготовительный:
- определение темы, актуальности, проблемы, цели и задачи проекта;
-обсуждение проекта, выяснения возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
- организация совместной деятельности детей, родителей;
-привлечение детей и родителей к подбору книг, иллюстраций, фотографий.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
Все дети любят русские народные сказки, и современные дети не исключение. Очень любят дети сказки, а волшебные, да еще и с юмором, просто обожают. Русская народная сказка «Летучий корабль» одна из таких. Летучий корабль — русская народная сказка о том, как младший сын - дурак оказался самым умным и удачливым, построил Летучий корабль, нашел себе хороших друзей и женился на царской дочери. Читать сказку Летучий корабль не только очень интересно, но и поучительно. Сказка учит тому, что иногда человек, в которого никто не верят, оказывается успешным и добивается определенных высот. Так же отношение младшего сына к старику, показывает, что старших нужно уважать и прислушиваться к их советам. Благодаря своему открытому и доброму характеру, дурень находит много верных друзей, которые пришли на помощь в трудную минуту.
Еще сказка учит, как не стоит поступать на примере царя, который не сдержал своего слова, и поплатился за это.
Сказка Летучий корабль наглядный пример многих народных пословиц и поговорок о вежливости и доброте:
«Спеси боятся, а вежливость чтут». «Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому многое дает», «Поклониться - вперед пригодиться», «За доброго человека - сто рук», «Поклоном поясницы не переломишь», «Спасибо - великое дело», «Доброе слово дороже богатства».
Пословицы про уважение к старшим: «Кто не уважает старшего, тому не ведомо уважение», «Старших уважай, младших воспитывай», «От совета старших людей, голова не болит», «Учись мудрости у того, кто прежде тебя рубашку износил».
Пословицы про дружбу: «Без беды друга не узнаешь», «За дружбу, дружбой платят», «Не годы сближают людей, а минуты», «Друзей за деньги не купишь», «Человек без друга, что земля без воды», «Дружба заботой, да подмогой крепка», «Друг в беде - друг вдвойне».
Погружение в игровую ситуацию:
В марте мы с детьми организовали выставку «Русские народные сказки». Стали их читать, рассказывать, рассматривать иллюстрации и перед нами встал вопрос, а какая сказка больше всего понравилась и какаю сказку хотели бы сыграть? Все ответили, что русская народная сказка «Летучий корабль».
Детям был показан музыкальный рисованный мультфильм по мотивам русской народной сказки «Летучий корабль». Кто-то из детей уже видели этот мультфильм, а кто-то впервые увидел, все загорелись желанием сыграть роли Забавы, Полкана, Бабок - Ёжек, Водяного. Роли распределены, но вот встал вопрос – «А какие у нас будут декорации? Какие были дома в сказочных царствах?» Стали изучать, рассматривать иллюстрации к русским народным сказкам, решили рисовать декорации.
II. Активный:
Перспективное планирование проекта «Солнечный зайчик».
Дата Образовательная область Формы организации Задачи Участники проекта
Совместно с педагогом на основе интеграции образовательных областей.
Познавательное развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
НОД:
Беседа:
«Русская изба».
Посещение мини-музея «Русская изба».
Музейное занятие «Русская печь».
- Сформировать представление об облике русской избы. Закрепить знания об элементах украшения избы (крыльцо, наличник, лобовая доска, ставни).
Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; прививать детям культуру поведения в музее.
Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить её функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей : печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому.
Расширять и обогащать словарный запас детей.
Воспитатели, дети.
Познавательное развитие.
Социально-коммуникативное
развитие.
Работа в тетради в клеточку (печатание букв, графический диктант на слух).
Воспитатели, дети.
Художественно- эстетическое развитие.
Музыкальное слушание:
«Угадай и возьми музыкальный инструмент».
Игры: в деревянные ложки, трещотки, погремушки, коробочки, колокольчики.
-Учить детей говорить о своих впечатлениях от прослушанных музыкальных произведений.
- Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к музыке. Воспитатели, дети.
Речевое развитие.
Физическое развитие. Речевые упражнения:
Пальчиковая гимнастика в стихах.
Самомассаж ладошек, пальчиков.
- Развивать память, тактильную чувствительность, восприятие, эмоции, мелкую моторику, мышление, речь;
- развивать речевое дыхание. Воспитатели, дети.
Речевое развитие.
Познавательное
развитие. Художественное чтение:
Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве.
Изучение малых фольклорных форм
Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.
Чтение рус. нар. сказок : «Летучий корабль», «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Терёшечка», «Жихарка»,
Рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам : «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Зимовье зверей», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Сивка – бурка».
-Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;
- учить отвечать на вопросы по содержанию;
- обогащать и активизировать словарь детей;
- развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них, по иллюстрациям.
Развивать внимание, память детей, учить внимательно слушать и пересказывать сказки.
Воспитатели, дети.
Физическое развитие. Подвижные игры:
Упражнения с мячами:
-Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
-Катать мяч по часовой стрелке;
-Держать одной рукой-другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.
o - «Ручеек».
o - «Салки». -Развивать у детей выдержку, наблюдательность.
-Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость.
-Способствовать развитию речи. Воспитатели, дети.
Речевое развитие.
Познавательное развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Дидактические игры:
- Д/и «Составь узор»
-«Сложи из палочек фигуры»
- штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки
- раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;
-обведение рисунка по контуру, копирование;
- рисование по опорным точкам
- дорисовывание изображений;
- рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности;
- упражнения на сортировку бусинок, пуговок, катание между ладонями деревянных, пластмассовых, резиновых мячей с шипами;
- катушки для наматывания на них ниток, веревочек, проволочек;
- наборы веревочек и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
- «Лабиринты».
Игры с пуговицами – пуговичный массаж:
• Заполнить просторную коробку пуговицами.
• Перетереть пуговицы между ладонями.
• Пересыпать их из ладошки в ладошки.
• Найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.
- Игры с крупами:
• Пересыпать крупу
• «Отгадай, какая крупа в мешочке».
• «Сухой бассейн» из гороха и фасоли. - развивать мелкую моторику пальцев рук.
.
Воспитатели, дети.
Художественно- эстетическое развитие.
Рисование:
- «Русская изба».
- «Моя любимая р. н. сказка».
- Графические диктанты.
- Упражнения в обведении трафаретов.
- Рисование линий, фигур по клеточкам.
-Развивать образное мышление, творческую фантазию детей.
-Воспитывать аккуратность в работе.
- развивать орфографическую зоркость, произвольное внимание, пространственное воображение, развитие мелкой моторики. Воспитатели, дети.
Художественно- эстетическое развитие. Лепка:
Игры с пластилином.
- «Русская изба» - дать представление о свойствах пластилина – мягкий материал, легко раскатывается, сминается;
-упражнять в лепке приемом раскатывания круговыми движениями ладони, использовать приемы лепки: отщипывание, скатывание, надавливание;
- развивать сообразительность, мышление. Воспитатели, дети.
Художественно- эстетическое развитие. Конструирование:
«Русская изба»
- Мозайка.
- Пазлы.
- Конструкторы. -Сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности; желание экспериментировать, творить, изобретать;
- развивать внимание, способность сосредоточиться, память, логическое мышление; мелкие мышцы кистей рук (моторику);
- закреплять математические знания о форме, пропорции, симметрии; Воспитатели, дети.
Художественно- эстетическое развитие. Аппликация «Русская изба».
- побуждать интеллектуальную и творческую активность, планировать свою деятельность;
- стимулировать речевую активность. Воспитатели, дети.
Досуги и развлечение.
Речевое развитие.
Познавательное развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Художественно- эстетическое развитие. Музыкальный спектакль по мотивам рус. нар. сказки «Летучий корабль».
Декорации своими руками «Русская изба в сакзках».
Воспитатели, дети.
Взаимодействие с родителями.
- Пополнение групповой библиотеки русскими народными сказками.
- Домашнее чтение русских народных сказок.
- Выставка рисунков
«Русская изба в сказках русского народа».
Цель: заинтересовать родителей в участие вместе с детьми в поисковой, художественно – творческой и здоровье сберегающей деятельности ДОУ. Воспитатели, родители.
Итог проекта: музыкальный спектакль «Летучий корабль» с декорациями, нарисованными детьми.
Ожидаемые результаты:
Данный проект позволил повысить у детей интерес к русским народным сказкам, а также сформировать следующие навыки : умение слушать, понимать, эмоционально откликаться на художественное произведение, передавать характер героев мимикой, жестами и движениями, развить графические навыки за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.
Необходимо отметить влияние данной работы на положительную динамику речевого развития детей : активизации и расширении словарного запаса, развитие связной речи. Дети закрепили умение рисовать иллюстрации к сказкам, соблюдая цветовую гамму и последовательность, в итоге получилась выставка «Моя любимая русская народная сказка». Кульминацией проекта станет показ сказки «Летучий корабль» с нарисованными детьми декорациями. Дети с удовольствием участвовали в театрализованной постановке.
В процессе работы над проектом все участники получили положительные эмоции от совместной работы.
III. Заключительный:
1. Подведение итогов проектной деятельности.
2. Показ музыкального спектакля «Летучий корабль» с декорациями, нарисованными детьми.