Папки-передвижки

Отчет по самообразованию по экологическому воспитанию у детей среднего возраста

Екатерина Лазуткина
Отчет по самообразованию по экологическому воспитанию у детей среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Отчет

по самообразованию воспитателя

Лазуткиной Екатерины Олеговны

за 2022 - 2023 учебный год

Я, Лазуткина Екатерина Олеговна, работаю в средней группе №2 "Совята" по основной образовательной программе "Радуга".

Тема самообразования : «Экологическое воспитание детей в средней группе»

Темочки:

Целью моей работы по самообразованию в 2022 – 2023 году было:

повышение моего педагогического уровня, профессиональной компетентности в экологическом воспитании и обучении детей и привлечение родителей в воспитании экологической культуры поведения у детей.

В процессе самообразования я решала следующие задачи:

1. Изучение методической литературы, ориентированной на экологическое воспитание дошкольников.

2. Создание и обогащение предметно-развивающей среды, для реализации на практике экологического воспитания детей.

3. Составление плана мероприятий в структуре НОД, режимных моментов и организации работы с родителями.

4. Ознакомление и соблюдение детьми элементарных правил поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

5. Формирование интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

6. Развивать желание в помощи друг другу, бережное и доброжелательное отношение к природе.

7. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Актуальность формирования экологического воспитания у детей средней группы обусловлена тем, что живая природа - это интересный, сложный и удивительный мир. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Чтобы ребенок научился понимать природу, понимать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства необходимо формировать экологическую направленность личности с дошкольного детства, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые остаются в памяти человека на всю жизнь. Осваивая экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой, учится вести здоровый образ жизни, а также формируется эстетическое восприятие природы и этика взаимодействия человека с миром.

На основе актуальности мы выдвигаем следующие противоречия между актуализирующими потребностями в развитии личности ребенка как: 1) - условия дальнейшего роста его познавательной активности в окружающем мире;

2) - недостаточной теоретической и практической разработанностью педагогических условий, способствующих успешному осуществлению этого процесса.

Обозначенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: совокупность, каких педагогических условий обеспечивает эффективное развитие исследовательской деятельности в дошкольном детстве. Такое понимание проблемы предполагает теоретическое обоснование необходимости развития исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, и выявление комплекса педагогических условий, которые в наибольшей степени способствовали бы успешному протеканию развития исследовательских умений.

Важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Исследовательская деятельность как нельзя лучше формирует эту потребность.

Благодаря исследовательской деятельности дошкольники учатся применять полученные знания в реальной практической деятельности, имеющей социально-общественную значимость.

Таким образом, мы видим, что вопрос формирования учебных умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности является значимым и актуальным в воспитании подрастающего поколения.

В процессе работы по самообразованию, я изучила следующую методическую литературу:

1. Волчкова В. Н. Степанова Н. В. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2005.

2. Гальцова Е. А. Удивительные истории о животных для детей 4-6 лет. – Волгоград, 2009 г.

3. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – Москва, 1981 г.

4. Петров В. В., Растительный мир нашей Родины. - М., Просвещение, 1991 г.

5. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

6. Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: экология для малышей. – М. : Прометей; Книголюб, 2003.

7. Экологическое воспитание дошкольников : Практическое пособие/ Под ред. Л. Н. Прохоровой – М. : АРКТИ, 2004.

8. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников - М :. Издательский центр «Академия», 2001.

9. Зверев А. Т. Экологические игры. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Дом педагогики, 1998. – 56 с.

10. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. 2-е изд. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.

11. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск, 1996 г.

12. Дороченкова М. С., Кравчук А. Н. Путешествие среди коралловых рифов. – СПб, 2017 г.

Интернет – ресурсы:

1. https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.

После изучения методической литературы по данной проблеме был проведен мониторинг овладения детьми познавательного развития, из которой мною были выделены показатели и критерии уровня сформированности исследовательских умений детей среднего дошкольного возраста.

По итогам мониторинга на начало года было выявлено следующее:

Показатели Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1. Умение формулировать проблему. 10% 30% 60%

2. Умение выдвигать гипотезы, строить предположения. 12% 24% 54%

3. Умение формулировать и задавать вопросы. 15% 55% 30%

4. Умение делать выводы и умозаключения. 10% 25% 65%

Главные трудности детей заключались в том, что не у всех был сформирован устойчивый познавательный интерес. Даже принимая поставленную задачу или видя проблему самостоятельно, они проявляли малую активность в поиске решения, осуществляли его с направляющей помощью воспитателя; трудно давалось построения гипотез; рассуждения по поводу перспектив своей деятельности и даваемых результатов.

Для формирования экологического воспитания у детей средней группы был разработан план программы, который включал несколько этапов: ноябрь- декабрь - диагностический; январь- февраль - прогностический; март-апрель - практический; май - обобщающий.

Для реализации познавательной деятельности детей в группе "Совята" была организована работа в уголке природы, пополнение развивающей среды по познавательному развитию. В ней имеются дидактический материал, необходимые инвентарь для роста и ухода за растениями. Все материалы пополнялись в течении года.

С детьми проводились беседы на тему: Беседа «Что такое огород?», НОД «Витамины в овощах». На протяжении всего года проводился труд в уголке природы и труд в природе. Знакомство с алгоритмом по уходу за растениями. Подготавливали клумбы к высадке рассады цветов, формировали интерес к результату своего труда и другое. Дети учились правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла). Проведена беседа на тему: «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений». Проводились опыты- наблюдения за ростом лука, рассады помидор и перца в благоприятных и неблагоприятных условиях. Чтение литературы детям: Ю. Тувим «Овощи», А. Барто «Морковный сок». Проигрывание с детьми по ролям русскую народную сказку «Репка».

С детьми проводились различные игры: дидактическая игра «Найди овощ по описанию», сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин»

Также была проведена работа с родителями: консультация для родителей «О луке - детям», привлечение к посадке и уходу за растениями и огородом, клумбой.

По реализации своей работы по экологическому воспитанию детей были получены следующие результаты:

1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.

2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

4. Дети увидели многообразие посевного материала.

5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

6. В группе был создан огород на окне, цветы, на улице огород и клумбы.

По итогам мониторинга на конец года было выявлено следующее:

Показатели Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1. Умение формулировать проблему. 60 % 25% 15%

2. Умение выдвигать гипотезы, строить предположения. 55% 30% 15%

3. Умение формулировать и задавать вопросы. 65% 35% 10%

4. Умение делать выводы и умозаключения. 65% 35% 10%

Таким образом, в результате реализации плана работы по самообразованию у детей средней группы №2 "Совята" повысился уровень сформированности первоначальных учебных умений и навыков.

Результаты проведенной работы показало о необходимости работы по экологическому воспитанию у детей :

– повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление);

– повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

– личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.); знания детей о неживой и живой природе;

– повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности средних дошкольников.

Прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности.

За этот год, был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности в области познания личности ребенка.

Далее мною планируется изучение методической литературы по данной проблеме, особенностей формирования экологического воспитания у детей всех возрастов.

Публикации по теме:

Аналитический отчет по экологическому воспитанию «Воспитатель-исследователь»Аналитический отчет по экологическому воспитанию «Воспитатель-исследователь» Если ты любишь всё таинственное, загадочное и необычное, любишь наблюдать и размышлять. Доверяешь только своим глазам и опыту – значит.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Отчет о проведенной работе по экологическому воспитанию в подготовительной группеОтчет о проведенной работе по экологическому воспитанию в подготовительной группе Отчет о проведенной работе по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Светлячок» детского сада «Улыбка» п. Идрица. (Зимний.

Отчет о работе воспитателя по экологическому воспитанию в старшей разновозрастной группе в год экологии Отчет о проделанной работе воспитателя Мутиной Г. И. по экологическому воспитанию в старшей разновозрастной группе «Город детства» за период.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Отчет по самообразованию тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры». Целью нашей работы по.

Отчет по экологическому воспитанию младших дошкольников в рамках проекта ДОУ «Год экологии»Отчет по экологическому воспитанию младших дошкольников в рамках проекта ДОУ «Год экологии» Экологическое воспитание младших дошкольников является важнейшим условием для гармоничного развития личности, поэтому в нашем ДОУ этому.

Отчет о работе по экологическому воспитанию в средней группеОтчет о работе по экологическому воспитанию в средней группе В работе с дошкольниками по экологическому воспитанию и обучению мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской.

Отчет о работе «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»Отчет о работе «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию дошкольников» К Всемирному дню окружающей среды. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию по экологическому воспитанию у детей среднего возраста
Опубликовано: 8 июня 2023 в 19:41
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчет по самообразованию по экологическому воспитанию у детей среднего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Лазуткина (УИ 625101) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД