Получи документы

Отчет по самообразованию по экологическому воспитанию у детей среднего возраста

Екатерина Лазуткина
Отчет по самообразованию по экологическому воспитанию у детей среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Отчет

по самообразованию воспитателя

Лазуткиной Екатерины Олеговны

за 2022 - 2023 учебный год

Я, Лазуткина Екатерина Олеговна, работаю в средней группе №2 "Совята" по основной образовательной программе "Радуга".

Тема самообразования : «Экологическое воспитание детей в средней группе»

Публикация «Отчет по самообразованию по экологическому воспитанию у детей среднего возраста» размещена в разделах

Целью моей работы по самообразованию в 2022 – 2023 году было:

повышение моего педагогического уровня, профессиональной компетентности в экологическом воспитании и обучении детей и привлечение родителей в воспитании экологической культуры поведения у детей.

В процессе самообразования я решала следующие задачи:

1. Изучение методической литературы, ориентированной на экологическое воспитание дошкольников.

2. Создание и обогащение предметно-развивающей среды, для реализации на практике экологического воспитания детей.

3. Составление плана мероприятий в структуре НОД, режимных моментов и организации работы с родителями.

4. Ознакомление и соблюдение детьми элементарных правил поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

5. Формирование интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

6. Развивать желание в помощи друг другу, бережное и доброжелательное отношение к природе.

7. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Актуальность формирования экологического воспитания у детей средней группы обусловлена тем, что живая природа - это интересный, сложный и удивительный мир. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Чтобы ребенок научился понимать природу, понимать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства необходимо формировать экологическую направленность личности с дошкольного детства, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые остаются в памяти человека на всю жизнь. Осваивая экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой, учится вести здоровый образ жизни, а также формируется эстетическое восприятие природы и этика взаимодействия человека с миром.

На основе актуальности мы выдвигаем следующие противоречия между актуализирующими потребностями в развитии личности ребенка как: 1) - условия дальнейшего роста его познавательной активности в окружающем мире;

2) - недостаточной теоретической и практической разработанностью педагогических условий, способствующих успешному осуществлению этого процесса.

Обозначенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: совокупность, каких педагогических условий обеспечивает эффективное развитие исследовательской деятельности в дошкольном детстве. Такое понимание проблемы предполагает теоретическое обоснование необходимости развития исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, и выявление комплекса педагогических условий, которые в наибольшей степени способствовали бы успешному протеканию развития исследовательских умений.

Важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Исследовательская деятельность как нельзя лучше формирует эту потребность.

Благодаря исследовательской деятельности дошкольники учатся применять полученные знания в реальной практической деятельности, имеющей социально-общественную значимость.

Таким образом, мы видим, что вопрос формирования учебных умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности является значимым и актуальным в воспитании подрастающего поколения.

В процессе работы по самообразованию, я изучила следующую методическую литературу:

1. Волчкова В. Н. Степанова Н. В. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2005.

2. Гальцова Е. А. Удивительные истории о животных для детей 4-6 лет. – Волгоград, 2009 г.

3. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – Москва, 1981 г.

4. Петров В. В., Растительный мир нашей Родины. - М., Просвещение, 1991 г.

5. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

6. Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: экология для малышей. – М. : Прометей; Книголюб, 2003.

7. Экологическое воспитание дошкольников : Практическое пособие/ Под ред. Л. Н. Прохоровой – М. : АРКТИ, 2004.

8. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников - М :. Издательский центр «Академия», 2001.

9. Зверев А. Т. Экологические игры. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Дом педагогики, 1998. – 56 с.

10. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. 2-е изд. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.

11. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск, 1996 г.

12. Дороченкова М. С., Кравчук А. Н. Путешествие среди коралловых рифов. – СПб, 2017 г.

Интернет – ресурсы:

1. https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.

После изучения методической литературы по данной проблеме был проведен мониторинг овладения детьми познавательного развития, из которой мною были выделены показатели и критерии уровня сформированности исследовательских умений детей среднего дошкольного возраста.

По итогам мониторинга на начало года было выявлено следующее:

Показатели Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1. Умение формулировать проблему. 10% 30% 60%

2. Умение выдвигать гипотезы, строить предположения. 12% 24% 54%

3. Умение формулировать и задавать вопросы. 15% 55% 30%

4. Умение делать выводы и умозаключения. 10% 25% 65%

Главные трудности детей заключались в том, что не у всех был сформирован устойчивый познавательный интерес. Даже принимая поставленную задачу или видя проблему самостоятельно, они проявляли малую активность в поиске решения, осуществляли его с направляющей помощью воспитателя; трудно давалось построения гипотез; рассуждения по поводу перспектив своей деятельности и даваемых результатов.

Для формирования экологического воспитания у детей средней группы был разработан план программы, который включал несколько этапов: ноябрь- декабрь - диагностический; январь- февраль - прогностический; март-апрель - практический; май - обобщающий.

Для реализации познавательной деятельности детей в группе "Совята" была организована работа в уголке природы, пополнение развивающей среды по познавательному развитию. В ней имеются дидактический материал, необходимые инвентарь для роста и ухода за растениями. Все материалы пополнялись в течении года.

С детьми проводились беседы на тему: Беседа «Что такое огород?», НОД «Витамины в овощах». На протяжении всего года проводился труд в уголке природы и труд в природе. Знакомство с алгоритмом по уходу за растениями. Подготавливали клумбы к высадке рассады цветов, формировали интерес к результату своего труда и другое. Дети учились правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла). Проведена беседа на тему: «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений». Проводились опыты- наблюдения за ростом лука, рассады помидор и перца в благоприятных и неблагоприятных условиях. Чтение литературы детям: Ю. Тувим «Овощи», А. Барто «Морковный сок». Проигрывание с детьми по ролям русскую народную сказку «Репка».

С детьми проводились различные игры: дидактическая игра «Найди овощ по описанию», сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин»

Также была проведена работа с родителями: консультация для родителей «О луке - детям», привлечение к посадке и уходу за растениями и огородом, клумбой.

По реализации своей работы по экологическому воспитанию детей были получены следующие результаты:

1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.

2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

4. Дети увидели многообразие посевного материала.

5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

6. В группе был создан огород на окне, цветы, на улице огород и клумбы.

По итогам мониторинга на конец года было выявлено следующее:

Показатели Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1. Умение формулировать проблему. 60 % 25% 15%

2. Умение выдвигать гипотезы, строить предположения. 55% 30% 15%

3. Умение формулировать и задавать вопросы. 65% 35% 10%

4. Умение делать выводы и умозаключения. 65% 35% 10%

Таким образом, в результате реализации плана работы по самообразованию у детей средней группы №2 "Совята" повысился уровень сформированности первоначальных учебных умений и навыков.

Результаты проведенной работы показало о необходимости работы по экологическому воспитанию у детей :

– повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление);

– повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

– личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.); знания детей о неживой и живой природе;

– повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности средних дошкольников.

Прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности.

За этот год, был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности в области познания личности ребенка.

Далее мною планируется изучение методической литературы по данной проблеме, особенностей формирования экологического воспитания у детей всех возрастов.

Публикации по теме:

Аналитический отчет по экологическому воспитанию «Воспитатель-исследователь»Аналитический отчет по экологическому воспитанию «Воспитатель-исследователь» Если ты любишь всё таинственное, загадочное и необычное, любишь наблюдать и размышлять. Доверяешь только своим глазам и опыту – значит.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Отчет о проведенной работе по экологическому воспитанию в подготовительной группеОтчет о проведенной работе по экологическому воспитанию в подготовительной группе Отчет о проведенной работе по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Светлячок» детского сада «Улыбка» п. Идрица. (Зимний.

Отчет о работе воспитателя по экологическому воспитанию в старшей разновозрастной группе в год экологии Отчет о проделанной работе воспитателя Мутиной Г. И. по экологическому воспитанию в старшей разновозрастной группе «Город детства» за период.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Отчет по самообразованию тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры». Целью нашей работы по.

Отчет по экологическому воспитанию младших дошкольников в рамках проекта ДОУ «Год экологии»Отчет по экологическому воспитанию младших дошкольников в рамках проекта ДОУ «Год экологии» Экологическое воспитание младших дошкольников является важнейшим условием для гармоничного развития личности, поэтому в нашем ДОУ этому.

Отчет о работе по экологическому воспитанию в средней группеОтчет о работе по экологическому воспитанию в средней группе В работе с дошкольниками по экологическому воспитанию и обучению мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской.

Отчет о работе «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»Отчет о работе «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию дошкольников» К Всемирному дню окружающей среды. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию по экологическому воспитанию у детей среднего возраста
Опубликовано: 8 июня 2023 в 19:41
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчет по самообразованию по экологическому воспитанию у детей среднего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Лазуткина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД