Екатерина Лазуткина
Отчет по самообразованию по экологическому воспитанию у детей среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет
по самообразованию воспитателя
Лазуткиной Екатерины Олеговны
за 2022 - 2023 учебный год
Я, Лазуткина Екатерина Олеговна, работаю в средней группе №2 "Совята" по основной образовательной программе "Радуга".
Тема самообразования : «Экологическое воспитание детей в средней группе»
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Целью моей работы по самообразованию в 2022 – 2023 году было:
повышение моего педагогического уровня, профессиональной компетентности в экологическом воспитании и обучении детей и привлечение родителей в воспитании экологической культуры поведения у детей.
В процессе самообразования я решала следующие задачи:
1. Изучение методической литературы, ориентированной на экологическое воспитание дошкольников.
2. Создание и обогащение предметно-развивающей среды, для реализации на практике экологического воспитания детей.
3. Составление плана мероприятий в структуре НОД, режимных моментов и организации работы с родителями.
4. Ознакомление и соблюдение детьми элементарных правил поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
5. Формирование интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
6. Развивать желание в помощи друг другу, бережное и доброжелательное отношение к природе.
7. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Актуальность формирования экологического воспитания у детей средней группы обусловлена тем, что живая природа - это интересный, сложный и удивительный мир. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Чтобы ребенок научился понимать природу, понимать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства необходимо формировать экологическую направленность личности с дошкольного детства, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые остаются в памяти человека на всю жизнь. Осваивая экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой, учится вести здоровый образ жизни, а также формируется эстетическое восприятие природы и этика взаимодействия человека с миром.
На основе актуальности мы выдвигаем следующие противоречия между актуализирующими потребностями в развитии личности ребенка как: 1) - условия дальнейшего роста его познавательной активности в окружающем мире;
2) - недостаточной теоретической и практической разработанностью педагогических условий, способствующих успешному осуществлению этого процесса.
Обозначенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: совокупность, каких педагогических условий обеспечивает эффективное развитие исследовательской деятельности в дошкольном детстве. Такое понимание проблемы предполагает теоретическое обоснование необходимости развития исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, и выявление комплекса педагогических условий, которые в наибольшей степени способствовали бы успешному протеканию развития исследовательских умений.
Важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Исследовательская деятельность как нельзя лучше формирует эту потребность.
Благодаря исследовательской деятельности дошкольники учатся применять полученные знания в реальной практической деятельности, имеющей социально-общественную значимость.
Таким образом, мы видим, что вопрос формирования учебных умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности является значимым и актуальным в воспитании подрастающего поколения.
В процессе работы по самообразованию, я изучила следующую методическую литературу:
1. Волчкова В. Н. Степанова Н. В. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2005.
2. Гальцова Е. А. Удивительные истории о животных для детей 4-6 лет. – Волгоград, 2009 г.
3. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – Москва, 1981 г.
4. Петров В. В., Растительный мир нашей Родины. - М., Просвещение, 1991 г.
5. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
6. Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: экология для малышей. – М. : Прометей; Книголюб, 2003.
7. Экологическое воспитание дошкольников : Практическое пособие/ Под ред. Л. Н. Прохоровой – М. : АРКТИ, 2004.
8. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников - М :. Издательский центр «Академия», 2001.
9. Зверев А. Т. Экологические игры. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Дом педагогики, 1998. – 56 с.
10. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. 2-е изд. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.
11. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск, 1996 г.
12. Дороченкова М. С., Кравчук А. Н. Путешествие среди коралловых рифов. – СПб, 2017 г.
Интернет – ресурсы:
1. https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.
После изучения методической литературы по данной проблеме был проведен мониторинг овладения детьми познавательного развития, из которой мною были выделены показатели и критерии уровня сформированности исследовательских умений детей среднего дошкольного возраста.
По итогам мониторинга на начало года было выявлено следующее:
Показатели Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1. Умение формулировать проблему. 10% 30% 60%
2. Умение выдвигать гипотезы, строить предположения. 12% 24% 54%
3. Умение формулировать и задавать вопросы. 15% 55% 30%
4. Умение делать выводы и умозаключения. 10% 25% 65%
Главные трудности детей заключались в том, что не у всех был сформирован устойчивый познавательный интерес. Даже принимая поставленную задачу или видя проблему самостоятельно, они проявляли малую активность в поиске решения, осуществляли его с направляющей помощью воспитателя; трудно давалось построения гипотез; рассуждения по поводу перспектив своей деятельности и даваемых результатов.
Для формирования экологического воспитания у детей средней группы был разработан план программы, который включал несколько этапов: ноябрь- декабрь - диагностический; январь- февраль - прогностический; март-апрель - практический; май - обобщающий.
Для реализации познавательной деятельности детей в группе "Совята" была организована работа в уголке природы, пополнение развивающей среды по познавательному развитию. В ней имеются дидактический материал, необходимые инвентарь для роста и ухода за растениями. Все материалы пополнялись в течении года.
С детьми проводились беседы на тему: Беседа «Что такое огород?», НОД «Витамины в овощах». На протяжении всего года проводился труд в уголке природы и труд в природе. Знакомство с алгоритмом по уходу за растениями. Подготавливали клумбы к высадке рассады цветов, формировали интерес к результату своего труда и другое. Дети учились правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла). Проведена беседа на тему: «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений». Проводились опыты- наблюдения за ростом лука, рассады помидор и перца в благоприятных и неблагоприятных условиях. Чтение литературы детям: Ю. Тувим «Овощи», А. Барто «Морковный сок». Проигрывание с детьми по ролям русскую народную сказку «Репка».
С детьми проводились различные игры: дидактическая игра «Найди овощ по описанию», сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин»
Также была проведена работа с родителями: консультация для родителей «О луке - детям», привлечение к посадке и уходу за растениями и огородом, клумбой.
По реализации своей работы по экологическому воспитанию детей были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. В группе был создан огород на окне, цветы, на улице огород и клумбы.
По итогам мониторинга на конец года было выявлено следующее:
Показатели Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1. Умение формулировать проблему. 60 % 25% 15%
2. Умение выдвигать гипотезы, строить предположения. 55% 30% 15%
3. Умение формулировать и задавать вопросы. 65% 35% 10%
4. Умение делать выводы и умозаключения. 65% 35% 10%
Таким образом, в результате реализации плана работы по самообразованию у детей средней группы №2 "Совята" повысился уровень сформированности первоначальных учебных умений и навыков.
Результаты проведенной работы показало о необходимости работы по экологическому воспитанию у детей :
– повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление);
– повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
– личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.); знания детей о неживой и живой природе;
– повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности средних дошкольников.
Прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности.
За этот год, был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности в области познания личности ребенка.
Далее мною планируется изучение методической литературы по данной проблеме, особенностей формирования экологического воспитания у детей всех возрастов.