Ирина Соболь
Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью. Развить творческие способности детей, их умения и навыки.
Задачи:
Изучить продуктивную деятельность детей дошкольного возраста и условия её возникновения и организации.
Изучить изобразительные особенностей детей, их умения и навыки в данной области.
Публикация «Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Разработать систему занятий, пальчиковых игр, упражнений на развитие мелкой моторики рук, заданий игрового характера,
развития у детей изобразительных навыков и умений.
Определить эффективность работы по повышению качества обучения детей, посредством изобразительной деятельности.
Актуальность выбранной темы:
В дошкольном возрасте мы придаем большое значение эстетическому и художественному воспитанию. Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит изобразительному искусству. Оно пробуждает в ребенке интерес и любовь к прекрасному, раскрывает богатство и разнообразие красок окружающего мира, отражает действительность в художественных образах, которые действуют на чувства и сознание ребенка.
Когда ребенок регулярно занимается творчеством, его фантазия и эмоции находит выражение в материальной форме, на листе бумаги, что обеспечивает психологическое развитие, формирование новых образов и чувств. Моей целью работы является использование разнообразной изобразительных техник на решение данных проблем, которые помогают детям справиться с их эмоциональными проблемами. В своей работе с детьми я стараюсь выбирать разные варианты в обучении изобразительному творчеству. От создания образа – к выбору средств выразительности, которые подсказывают выбор темы и способ изображения. Самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому творческая деятельность для них всегда праздник.
Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а художественное творчество лучше развивается с использованием игровых ситуаций, то формирование у детей творческих умений осуществляется мною в игровой форме.
Опыт показывает, что многие трудности, связанные с низким уровнем развития изобразительных умений, заявляют о себе в период дошкольного детства.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития конструктивных способностей, формирования «продуктивной деятельности».
Велико участие «продуктивной деятельности» в творческом и интеллектуальном становлении ребенка. Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Продуктивная детская деятельность — деятельность ребенка с целью получения продукта.
К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала.
Рисование - способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков.
Лепка (пластилин и соленое тесто) - развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов и, кроме того, благотворно влияет на нервную систему.
Аппликация – развивает художественное воображение и эстетический вкус; конструктивное мышление (зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое); мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка; помогает выучить цвета и формы; знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.
Без развития творческих способностей через продуктивную деятельность невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее.
Занятия продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию мускулатуры руки, координации, развивают мышления.
В течении года я использовала в своей работе следующие приемы:
- Экспериментирование с изобразительными материалами.
Это смешивание цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой.
- Использовала нетрадиционные техники изображения
В рисовании :
· кляксография,
· рисование акварелью по мокрому листу,
· печатание срезами овощей, ткани, нитей
· рисование углем
· рисование пластилином
В аппликации:
· сочетание разных по фактуре материалов (ваты, бумаги, салфеток, листьев,бересты, пластилина);
· использование пищевых продуктов (круп, макаронных изделий,).
Объясняла детям, как правильно располагать изображения на листе, что предметы располагаются дальше, ближе. Познакомила с понятием свет и тень. Проводила игры дидактические и подвижные.
Использовала прием коллективной работы.
Вовлекались родители в творческую деятельность.
Выставка «На улицах нашего поселка»(конструирование машин, «Земля наша планета» (лепка, конструирование, рисование)
В конце года у детей повысился уровень ручной умелости, координации движений. Например если в начале года им трудно давалось заштриховать фигуру или закрасить, то в конце года они делают это уже аккуратно. Повысился уровень художественно-творческих способностей. Дети стали выполнять рисунки с более сложной композицией.