Мария Королева
Игра как основа для развития у детей дошкольного возраста познавательных интересов
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию
воспитателя первой младшей
группы «Незнайка»
Королевой М. В.
на тему: «Игра как основа для развития у детей дошкольного возраста,
познавательных интересов»
2020 – 2021 учебный год
Введение
У воспитанников дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Публикация «Игра как основа для развития у детей дошкольного возраста познавательных интересов» размещена в разделах
В работе дошкольных учреждений большое место занимают игры. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника. Игровая деятельность выполняет функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.
Цель: 1. Развитие познавательных способностей у дошкольников посредством дидактической игры, и создание условия для повышения профессионального обновления собственных знаний о значении игры как ведущей деятельности ребенка дошкольника.
Задачи: 1. Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;
2. Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;
3. Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;
4. Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;
5. Формировать связную речь (обогащение и активизация лексической стороны речи - словаря);
6. Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка;
Актуальность
Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность».
Развитие личности в младшем дошкольном возрасте характеризуется динамичностью, усвоением большого объема новых знаний, умений, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая. Развитие ребенка осуществляется в процессе разнообразной деятельности со взрослыми и в детском коллективе. Особая роль в связи с этим отводится играм детей. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». Выдающийся педагог Крупская Н. К., подчеркивая особенности детских игр, писала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.»
Свою работу вела по трем направлениям:
1. Создание предметно - развивающей среды в группе;
2. Работа с детьми;
3. Работа с родителями/законными представителями.
Виды дидактических игр:
• Игры с предметами (игрушками) .
• Настольно-печатные игры.
• Словесные игры. (картотеки)
Для развития мышления :
«Отгадай фигуру»
«Четвёртый лишний».
«Во саду ли, в огороде.».
«Найди картинку».
«Кто это делает».
«Кто где спит»
Для развития внимания :
«Что изменилось».
«Волшебное слово».
«Чем похожи – чем отличаются»
«Найди одинаковые рукавички»
«Что, где растет?»
Для развития восприятия и памяти :
«Найди отличия»
«Сложи картинку»
Для развития речи :
«Один — много»
«Кто в теремочке живет».
Работа с воспитанниками, направленную на развитие познавательных способностей.
• Развитие мышления;
• Развитие внимания;
• Развитие восприятия и памяти;
• Развитие речи;
• Развитие творческого воображения.
Свою деятельность выстраивала поэтапно с учетом возраста детей.
При подборе игр учитывала особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания я использовала сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включала в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу.
На занятиях по развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения.
На занятиях по ознакомлении с окружающим миром провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности.
В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры.
В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.
Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в группе предметно-развивающую среду - специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.
Работа с родителями/ законными представителями:
В свою работу активно подключала родителей, используя для этого краткосрочные проекты «ПДД» (макет проезжей части улицы, «Умные игры», «Овощи, фрукты», «Пернатые друзья», «Книжка – самоделка», «День космонавтики», «День Победы».
Систематическая работа дала положительные результаты.
Анкетирование родителей показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность.