Евгения Модлина
Отчет по самообразованию «Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Особый интерес вызвала у меня тема «Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста».
Год изучения – первый.
Цель: Развитие познавательных процессов посредством игротерапии.
Задача: Изучение психолого-педагогической методической литературы по теме самообразования.
Темочки:
- Игротерапия. Игровая терапия в детском саду
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Отчеты и анализы о проделанной работе
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Психолого-педагогическая обусловленность использования игры определяется Д. Б. Элькониным, В. В. Лебединским, которые отмечают, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность. Следовательно, при работе с дошкольниками большое распространение получили различные варианты игротерапии - это метода коррекции, в основе которого лежит игра.
Игра - это одна из форм проявления активности личности. Значение игры состоит в непродуктивной деятельности, мотив которой лежит не в ее результатах, а в самом игровом процессе, который направлен на воссоздание и усвоение общественного опыта, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. Детская игра – это форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений. Игра способствует психической разрядке личности, снятию стрессовых состояний. Игра одна из универсальных форм деятельности, внутри которой, по определению Д. Б. Эльконина, происходят прогрессивные изменения в психике и личности ребенка - дошкольника; игра определяет его отношение с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной уровень, к новым видам деятельности. О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что игра - универсальное и неотъемлемое право ребенка. В ряде исследований игра определяется как работа ребенка. З. Фрейд писал: «Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка - это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю; он создает свой внутренний мир, или иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез, напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции». Л. Френк считал, что игра для детей - это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве и во времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Ж. Пиаже считает, что игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, символическая функция игры является особенно важной. Т. И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд выделяют пять признаков, по которым игру можно отнести к терапевтическому средству :
- То, что ребенок делает во время игры, символизирует его эмоции и страхи.
- Игра - это естественная обстановка для самовыражения ребенка
- Бессознательно ребенок выражает эмоциями в игре то, что потом поможет ему осознать, лучше понимает свои эмоции и справляется с ними.
- Игра позволяет психологу больше узнать о жизни ребенка.
- Игра является ключом к выстраиванию хороших отношений между ребенком и психологом и его поведение будет спонтанное.
Именно поэтому игротерапия выбрана мною, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.
В течение всего 2022-2023 учебного года велась работа по изучению научно-методической литературы по теме:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2020. – 368с.
2. Панфилова М. А. Игротерапия общения : тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М. : Изд. ГНОМиД, 2001.
3. Зинкевич-Евстегнеева Т. Е. Игрыс песком. Практикум по песочной терапии. – С-Пб - М. :, 2022,-256с.
4. Строгонова Н. А. Сказкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста - М. : Владос,2019.-87с.
5. Шарохина В. Л. Психологическая подготовка детей к школе : Конспекты занятий. - М. : Национальный книжный центр, 2012, - 48с.
Психолог и разработчик метода иготерапии М Панфилова сделала вывод о том, что с помощью игры можно научить детей правильно строить диалог, влиять на психику малышей, убавлять гиперактивность и агрессию. Автор предлагает примерные планы игровой терапии с детьми и их родителями, описывает терапевтические и развивающие игры, знакомит с приемами и методами взаимодействия взрослых с гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми.
Игра, наравне со сказкотерапией, стала лучшей «практикой развития» всех детей, независимо от умственных и физических возможностей. В игре ребенок начинает гибче мыслить, учится принимать самостоятельные решения и вести диалог с окружающими. Покупая кубики, пирамидки или конструкторы своему чаду мы покупаем ему его мозг, логику. А физическое развитие? Тренировка пальчиков, рук и всего тела лучше всего проходит именно в игровой форме.
Основной, самой доступной и эффективной игровой терапией считается ролевая, а проще говоря – игра в куклы. Все наши малыши любят придумывать куклам имена реальных людей, которые их окружают, чаще всего, своей семьи. К примеру, девочка говорит, что эта кукла будет мамой, а вот та – папой. При игре не только опытный врач, но и сам родитель может выяснить, что тревожит малышку, что ей нравится, а что – нет. «Мама» с «папой» дружно ходят за ручку – эмоциональная обстановка в семье благоприятная; куклы дерутся или ребенок не желает с ними дружить – говорит о наличие конфликта. Строя свой собственный игровой домик, ребенок подсказывает каких вещей, ему не хватает в реальности, или говорит о своих страхах и комплексах.
Мало выявить проблему – с помощью игровой терапии можно подсказать крохе правильное поведение, объяснить определенную ситуацию или даже вылечить только зарождающуюся психотравму. Ведь с возрастом наши «ужастики детства» принимают непоправимые обостренные формы, хотя избавиться от них реально до 4-х лет от роду.
Уже в двухлетние дети с большим удовольствием играют в прятки, жмурки, в добрых и злых героев и пятнашки. Для чего? Для того, что бы, во-первых это физическое развитие, а во-вторых - это избавление от страхов. Дети по очереди оказываются «заложниками» своих страхов, а потом и «ловящими» свой страх. Если «зайчик» убегает от кровожадной «лисы», тем самым он выплескивает свою боязнь в игре, а потом, становясь «лисой», побеждает ее окончательно. В науке роль зайчика называется снятием эмоционального напряжения, а роль лисы – коррекцией его внутренних страхов. В то же время в таких занятиях игротерапии происходит выход накопившейся агрессии, которую ребенок постепенно учится контролировать. Знаменитые «гуси-лебеди», «казаки-разбойники» или «стрелялки» дают возможность выхода негатива. Ребенок берет на себя роли доброго героя, а потом и злого, так он учится сопереживать и понимать собеседника. Во-третьих, участвуя в активных событиях, дошкольник учится с помощью игротерапии общению. Это начало умения общаться, воспринимать в игре других ребят и расширять свой объективный мир.
Врачами и психоаналитиками разрабатываются специальные игры, которые направленны на выявление проблемных ситуаций в сознании ребенка. Есть недирективная игротерапия для деток с отклонением в умственным развитием или с аутизмом. В ней терапевт играет пассивную роль наблюдателя в свободной игре малыша, только спрашивая мотивацию его игровых действий.
Все занятия, которые я проводила с детьми: фронтально и индивидуально носили игровой характер. Это такие игры как: «Игры в школе», «Жадность», «Задача для лисенка», «В гостях у сказки» и др.
Начала составлять картотеку дидактических игр, направленных на развитие познавательных процессов.
Пополнила картотеку консультаций по данной теме.
Для педагогов ДОУ ведется «Журнал взаимодействия с педагогами». В которых я подбираю психологические игры и упражнения направленные на то, чтобы помочь детям от 3-7 лет понять себя, стать увереннее, наладить взаимоотношения с окружающими, снизить тревогу, развитие психических процессов, игры на развитие эмоциональной и познавательной сферы, коммуникативных навыки.