Ирина Кошеварова
Отчет по плану самообразованию «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №35
Отчет по плану самообразования
старшей и подготовительной группы
воспитателя МБДОУ «Детский сад №35»
Кошеваровой Ирины Геннадьевны
Тема:
«Познаем окружающий мир через
игру и эксперименты»
2017-2018
Тема: «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты».
Актуальность темы.
Публикация «Отчет по плану самообразованию „Познаем окружающий мир через игру и эксперименты“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Также, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и т. д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них – познавательно-исследовательская деятельность – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребё нка 5-7 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде.
Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Перед тем как начать работу я поставила перед собой цель:
- создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Исходя из этой цели, были поставлены следующие
Задачи:
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
Мною были выделены основные этапы работы над проектом:
I этап — организационный.
На первом этапе работы мною было проведено анкетирование с родителями. Анализ результатов показал, что дети имеют не систематичные разрозненные знания, а родители не уделяют особого внимания уровню развития детей в этом направлении. На родительском собрании в октябре обсуждала план работы с родителями воспитанников.
II этап —основной.
На втором этапе мной были выявлены и систематизированы формы работы с детьми дошкольного возраста, обеспечивающие системный подход к детскому экспериментированию.
Проводила образовательные ситуации, игры, наблюдения, просмотр мультфильмов,презентации по каждой из данных тем месяца. Родителям и детям давала домашние задание (экспериментирование в домашних условиях)
III этап — заключительный.
В заключении организовала презентацию проекта. Подвела итоги работы:.
Где мною были спланированы тематические работы с детьми по блокам: Были проведены и апробированы следующие образовательные области;
Тематическое планирование по самообразованию.
Свойства воздуха»
Задачи:
1. Расширять представления детей о свойствах воздуха;
«Сухой и влажный песок»
Задача: Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и сырого песка. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы. Воспитывать интерес к окружающему миру.
«Секрет сосновой шишки».
Задача: познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды, развивать наблюдательность, смекалку.
«По следам соли».
Задача: выяснить имеющиеся у детей представления и сообщить им некоторые интересные сведения из истории соли.
«Термометр и температура».
Задача: Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела.
«Снег и его свойства».
Задачи. уточнить и расширить представления детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства
«Волшебная вода, узнаем мы тебя»
Задачи:
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, уточнить значение воды для всего живого на земле.
«Интересное рядом».
Задача: развитие интереса у дошкольников к опытно - экспериментальной деятельности.
Работа с родителями
Проблема была в том что;
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, и им хотелось все и сразу, и моя задача была удовлетворить потребности детей. Где детская экспериментальная деятельность была направлена мной на выработку самостоятельных исследовательских умений и вызвать у детей огромный интерес в поисково-исследовательской деятельности.
Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго. Если ребёнок научится сам наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать, получать какой – либо результат, то в будущем он будет научен самостоятельно учиться, самостоятельно добывать знания
Дети научились:
- видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, осуществлять эксперимент, делать выводы; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
- пользоваться приборами -при проведении экспериментов и опытов;
- анализировать объект или явление, выделять признаки вещества, материалов, предметов.
-А главное дети научились работать в коллективе сообща.
Вывод.
Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго. Если ребёнок научится сам наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать, получать какой – либо результат, то в будущем он будет научен самостоятельно учиться, самостоятельно добывать знания.
Литература.
1. Витт Р., Нинке Х. Энциклопедия родной природы.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников, 2010.
3. Идом Х., Вудворд К. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами.
4. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, 2011.
5. Менщикова А. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы, 2009.
6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под ред. Л. Н. Прохоровой, 2003.
Рыжова Н. В. Игры с водой и песком.
7. Рыжова Н. В. Опыты с песком и глиной.
8. Сильви Безуель Мир живой природы. Советы, наблюдения, опыты.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие, 2013.