Анна Берстенёва
Отчет по самообразованию «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Публикация «Отчет по самообразованию „Патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Таким образом, я поставила перед собой следующую цель:
Способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста морально-этических и нравственных качеств личности; повысить свой теоретический, научно – методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
А для достижения цели определила следующие задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы и интернет - источники.
2. Систематизировать работу по данной теме, используя новые информационные технологии.
3. Заложить у детей основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способствовать гармоничному взаимодействию дошкольников со сверстниками и другими людьми.
5. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
6. Организовать и провести мероприятия по данному направлению с детьми.
7. Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям народов, населяющих Крым.
8. Способствовать освоению и применению в профессиональной деятельности техник взаимодействия с семьёй в вопросах приобщения детей старшего дошкольного возраста к детской литературе.
Приступая к работе по данной теме, я использовала следующую литературу:
Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры» -М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС (Пособие для педагогов дошкольных учреждений).
Островская Л. Ф. «Беседы с родителями о духовно- нравственном воспитании дошкольника». М. : Просвещение.
Д. А. Баранов, О. Г. Баранова, Е. Л. Мадлевская и др. «Русская изба» (Внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь) : Иллюстрированная энциклопедия - СПб. :Искусство. Н. И Ермолаева «Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно – прикладное искусство».
Петрова В. И., Стульник Т. Д. «Нравственные беседы с детьми» - М. :Мозаика-Синтез, 2007.
Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-мет. пособие- 2-е изд., перераб. и доп. - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
В. П. Ватаман «Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий» - Волгоград: Учитель, 2008.
Микляева, Н. В., Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. Методическое пособие для воспитателей ДОУ/ М. : Айрис-пресс, 2006.
Интернет – ресурсы.
В своей работе с детьми я старалась использовать все сферы разнообразной деятельности, охватывать их умственное, физическое и эстетическое воспитание. Применяла различные виды деятельности, направленные на сбережение материальных ценностей и охраны природы, общение с другими людьми и др. В процессе активного участия в разнообразной деятельности, у детей развилось понимание (осознание) навыков поведения, укрепилась воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные качества, сформировались убеждения, ответственное отношение к выполнению своих обязанностей.
В своей деятельности я старалась использовать различные методы педагогической работы: рассказ, беседа, объяснение, использование примера, убеждение, приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, игра, поощрение, соревнование. Важнейшим условием успешной реализации подхода является создание среды.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Для этого с детьми были проведены ряд занятий: «Наша семья», «Мой папа», «Никого роднее мамы в целом мире нет» и т. д, а все это было так же подкреплено в изобразительной деятельности, совместно с детьми рисовали, лепили, делали аппликации
На протяжении этого времени проводим с детьми рефлексивные круги: «Моя семья», «Мой дом», «Наш детский сад», «Улицы города». «Народы Крыма»., «Города Крыма». «Кто ты по национальности?». «Дружба между народами».
Познакомили на занятиях по Крымоведению:
детей с символами Республики Крым (герб, флаг, гимн) «Обычаи и традиции народов Крыма». «Национальные Костюмы народов Крыма».
Развиваем чувства ответственности и гордости за достижения страны, Республики Крым развитие интереса к русским, татарским. армянским традициям, обычаям, промыслам. Формируем толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий большой личной убежденности и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к родной стране.
С детьми запланированы и проведены следующие занятия:
Рисование (художественное творчество)
«Дом, в котором ты живешь», «Золотая хохлома», «Как Я с мамой иду из детского сада», «Мой любимый город», «Деревья в нашем парке».
Аппликация. Лепка.
«Дома на нашей улице», «Мой город» «Машины города»
Чтение художественной литературы:
«Сказки и легенды народов Крыма». Татарская сказка «Три дочери». Белорусская сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
Беседы:
«Хлеб-богатство России», «Символика Росси». «Достопримечательности города Керчи», «Народы Крыма и их традиции», «Богатыри земли русской». «Города Крыма», «Наша малая родина Крым».
Правильно подобранный мир ближайшего детского окружения – игрушки, игровые зоны, дидактические и настольные игры - дают возможность для развития чувственного восприятия, воображения и фантазии, развития речи детей, обеспечивая их индивидуальное развитие. Игра даёт огромные возможности для реализации накопленного социального опыта ребенка.
Игры по патриотическому воспитанию дошкольников :
Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при формировании нравственно-патриотических чувств является игра. Наряду с народными фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей, в нашей группе значительное место занимают учебно-развивающие игры.
Дидактическая игра «Герб города», «Путешествие по городу». «Путешествие по Крыму». «Национальные блюда Народов Крыма». «Узнай национальность по костюму».
Материал: фотографии (открытки) с изображением достопримечательностей города. «Костюмы народов Крыма».
Педагогам и родителям необходимо помнить, что полученные в детстве впечатления и чувства нередко остаются определяющими на всю жизнь.
Таким образом, целесообразно патриотическое воспитание детей организовывать во взаимодействии дошкольного учреждения и семьи, одновременно с детьми и родителями исходя из того, что преобладающая часть родителей не имеют достаточных знаний об истории родного города, его традициях и культурных ценностях, испытывают трудности в их передаче детям. Необходимо создание такой системы работы педагогов и родителей, которая позволит планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей.
После рассказов педагога о родном городе, о людях, проживающих в нем, фотографий и т. д., дети стали проявлять интерес: задавать вопросы, предлагали сходить на экскурсию, использовали в играх полученные знания. У детей появилась потребность узнать больше о родном городе,
люди разных национальностей, которые проживают в нашей республике.
В группе создан Крымский уголок, оформлен мини-музей «Национальное наследие моей семьи». Патриотический уголок.
Также ребята вместе с родителями делали стенгазеты о национальных традициях в семье. Подготовили видеоролики «Национальная кухня».
Таким образом, я поставила перед собой следующую цель:
Способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста морально-этических и нравственных качеств личности; повысить свой теоретический, научно – методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
В своей работе с детьми я старалась использовать все сферы разнообразной деятельности, охватывать их умственное, физическое и эстетическое воспитание. Применяла различные виды деятельности, направленные на сбережение материальных ценностей и охраны природы, общение с другими людьми и др. В процессе активного участия в разнообразной деятельности, у детей развилось понимание (осознание) навыков поведения, укрепилась воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные качества, сформировались убеждения, ответственное отношение к выполнению своих обязанностей.
В своей деятельности я старалась использовать различные методы педагогической работы: рассказ, беседа, объяснение, использование примера, убеждение, приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, игра, поощрение, соревнование.
Также не маловажное значение имеет и работа с родителями. В беседах с родителями я заметила, что их волнуют проблемы подготовки ребёнка к школе, а воспитанию таких качеств, как справедливость, честность, вежливость, доброжелательность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения. Поэтому я поставила перед собой задачу: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах нравственного воспитания, используя:
1. Консультации для родителей. Тема: «Роль семьи в нравственном воспитании ребенка»; «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста», «Будем добры», «Сказки помогают справиться с детским непослушанием», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа положительных черт характера ребенка.
2. Оформление папок-передвижек на тему «Духовно-нравственные ценности»; «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим»,
3. Анкета для родителей и аналитическая справка. Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников».
4. Информационный буклет «Хороший пример заразителен».
5. Круглый стол для родителей на тему «Семейные традиции как способ гармонизации детско – родительских взаимоотношений в семье».
6. Памятки на тему «Православные праздники», «О воспитании доброты в детях».
7. Доклад на родительском собрании: «Влияние семейных отношений на духовно – нравственное развитие ребенка».
8. Мастер – класс совместно с детьми «Изготовление подарочного яйца».
9. Индивидуальные беседы и консультации: «Добрые дела», «Традиции нашей семьи» и др.
10. Выставки совместного творчества.
«Игротека» (была собрана при помощи родителей)
Игры и атрибуты для игр расположены в доступном для детей месте. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности
Родители оказывали помощь в течение года. С их помощью было проведено благоустройство и оформление группы. С их помощью развивающая среда пополнилась Национальным уголком. Родители помогли и поучаствовали в «Дне добрых дел» по изготовлению кормушек, а также оказывали помощь в проведении осеннего квеста «Хоровод Дружбы»
В мае была проведена работа над отчётом о проделанной работе.
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
- дети научились понимать смысл литературных произведений;
- отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;
- у детей сформировались представления о семейных и народных традициях;
- сложилось уважительное отношение и любовь к своей семье, дому, детскому саду, малой Родине, к государству;
- произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;
- Улучшилось взаимопонимание с родителями, они принимают участие в совместных мероприятиях, праздниках, выставках, родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома.
Результатом процесса самообразования явилось пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.
Завершая, я могу сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, я буду и в дальнейшем продолжать работать над проблемой нравственного воспитания своих дошкольников, добиваясь нужных результатов.
Итог: в группе царит комфортная обстановка. Дети разных национальностей дружат, знают и уважают обычаи и традиции других детей.