Ирина Шумилова
Отчет о кружковой работе в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ № 68 «Детский сад общеразвивающего вида «Паровозик»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад общеразвивающего вида № 68 «Паровозик»
Отчет по кружковой работе
За 2017-2018г
Составила:
воспитатель 1 категории
Шумилова И. В.
г. Курган
Публикация «Отчет о кружковой работе в подготовительной группе» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Отчет о работе кружка
- Подготовительная группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Проблема: В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала.
Диагностика познавательных способностей дошкольников
Пояснительная записка
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, которая связана с развитием мыслительных процессов детей — способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы, решение которой сможет обеспечить готовность ребенка к школьному обучению.
По мнению Л. С. Выготского, готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одним из очень эффективных дидактических материалов являются логические блоки Дьенеша.
С помощью этих игр тренируется память, внимание, восприятие.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно - образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
Логические блоки- это универсальный игровой материал в работе с детьми дошкольного возраста для:
• Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером.
• Развитие мыслительных умений: Сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.
• Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
• Развития творческих способностей.
Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они вырабатываются в процессе многократных упражнений.
Количество этих упражнений для разных детей различно. Необходимо создать для каждого ребенка ситуацию успеха, веры в силы ребенка. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что это он сам совершил «открытие», что он сам справился с заданием.
Т. о, можно сказать, что логические блоки Дьенеша дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения.
Расписание работы :
Кружок работает в течение учебного года (октябрь – май, один раз в неделю (вторая половина дня). План кружка рассчитан на учебный год. Количество детей посещающих кружок «Занимательные блоки» - 7 человек.
Возраст детей: от 6 до 7лет.
Перспективный план
№
п/п Месяц Тема Задачи Оборудование
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
"Вводное занятие. "
"День рождения волшебницы Микуль"
"Помочь жителям города Фигуриса"
"Путешествие в сказку"
"Парк развлечений"
"В гостях у гномов Бим и Бом"
"Опять в сказку!"
"Путешествие на машиностроительный завод"
"Помочь жителям планеты Тибу"
"Три поросенка"
"В гости к маленькой Бабе Яге"
" В гости к профессору Умникусу"
"Помочь фигурам поехать на спортивные соревнования"
"Путешествие на завод космических машин"
"Помочь Лесовичку"
"Путешествие на швейную фабрику"
"Помочь фигурам подготовиться к празднику"
"В гости к Звездочету"
"Доктор Айболит"
"Путешествие на кондитерскую фабрику"
"Путешествие на почту"
"Путешествие в Липландию"
"Путешествие к острову"
"Поездка на праздник к жителям Фигуриса"
"Игротека"
Игра «Найди клад»
Игра «Наведи порядок»
Развивать у детей умение выделять в блоках от 1 до 4 различных свойств (цвет, форму, размер, толщину, абстрагировать одни от других, называть их.
Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форма, размер, толщина) предметов (два свойства); обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не желтый, не круглый и т. п.).
Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям (два свойства-размер и толщина)
Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину; умение самостоятельно составлять линейный алгоритм.
Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов (два свойства, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не толстый, не круглый и т. п.)
Развивать умение разбивать множество по одному свойству на несколько подмножеств, производить логическую операцию "не"; решать
логические задачи.
Развивать умение разбивать множество по двум свойствам на несколько подмножеств, производить логические операции "не", "и", "или"; способность сравнивать, анализировать, обобщать.
Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке; умение классифицировать.
Развивать умение решать логические задачи; способность анализировать, сравнивать, обобщать.
Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям.
Развивать умение прослеживать в таблице движение одного "цветового сигнала" (вертикального или горизонтального)
Развивать способность к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (алгоритм "блок-схема", творческого мышления, воображения.
Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (цвет, размер, форма).
Развивать умение сравнивать два предмета, выделять свойства, по которым один предмет отличается от другого, и обозначать их с помощью карточек-символов видоизменения свойств.
Развивать умение осуществлять поиск, ориентируясь на расположение карточек-символов в горизонтальных и вертикальных рядах, пользуясь как наличием, так и отрицанием определенного свойства (формы).
Развивать умение прослеживать движение двух "цветовых сигналов" (вертикального и горизонтального) одновременно; устанавливать место пересечения одновременных "сигналов".
Развивать выделять свойства в предметах (флажки, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм).
Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (цвет, форма, размер, толщина).
Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов (два свойства) по их знаково-символическим обозначениям.
Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке.
Развивать умение выявлять свойства в предметах и абстрагировать эти свойства от других, умение читать схему, закрепление навыков порядкового счета.
Развивать умение кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.
Развивать умение прослеживать движение двух "цветовых сигналов" одновременно, устанавливать место пересечения одновременных "сигналов".
Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов (цвет, форму, размер, толщину, обозначать словом отсутствие какого-либо свойства у предметов (не красный, не синий и не толстый и т. п.)
Развивать умение разбивать множество по двум свойствам на несколько подмножеств, производить логические операции "не", "и", "или"; способность сравнивать, анализировать, обобщать.
Развивать умение сравнивать блоки по наличию или отсутствию двух свойств.
Развивать умение классифицировать блоки. Учить рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность своих действий.
Набор блоки Дьенеша, условные символы.
Набор блоки Дьенеша, карточки-схемы, стрелочки, картинки: волшебница, гномомобиль, зайчик, белочка, медвежонок.
Набор блоки Дьенеша, карточки-символы свойств рыбок, тарелочки.
Набор блоки Дьенеша, карточки-свойства листьев, таблица «Коробка», картинки: домик, ежиха, ежонок, листья.
Набор блоки Дьенеша, карточки-символы свойств, карточки-билетики, мяч.
Набор блоки Дьенеша, карточки -символы свойств, картинки: гномики 2шт, овощи, ящики.
Набор блоки Дьенеша, схемы «Бабочка», «Лягушка», картинки: домики-3шт., цветы-22шт.
Набор блоки Дьенеша, таблица»Развозим строительный материал по цехам», картинки: Винтик, Шпунтик.
Набор блоки Дьенеша, обручи на каждого ребенка, таблица «Заколдованный лес».
Набор блоки Дьенеша, таблица «Линейный алгоритм строительства дорожки.
Набор блоки Дьенеша, карточки-символы свойств, картинки: Баба Яга, воздушные шарики.
Набор блоки Дьенеша, таблица «Алгоритм блок-схема», картинки: профессор, колба, листья.
Набор блоки Дьенеша, таблица «Спортивная дистанция», «Вагон», картинка поезд.
Набор блоки Дьенеша, карточки: инструкция для робота, символы свойств; картинки: директор завода, роботы-6шт., половинки космических костюмов.
Набор блоки Дьенеша, таблицы: вагон, лес, подсказка, карточки-символы свойств; картинки: домик, лесовичок, деревья.
Набор блоки Дьенеша, карточки-символы свойств, картинки платьев.
Набор блоки Дьенеша,таблица "Алгоритм "блок-схема", мешочек, цветы 16 шт.
Набор блоки Дьенеша, таблица "Коробка", картинки: дом, Звездочет, деревья - 5 шт.
Набор блоки Дьенеша, карточки- символы свойств, кртинки: обезьянка, животные- 6 шт. ,таблицы- инструкции.
Набор блоки Дьенеша, таблица №66, карточки-символы, карточки- инструкции.
Набор блоки Дьенеша, таблица "Шкаф", карточки-символы, карточки-символы отрицания свойств.
Набор блоки Дьенеша, картинки: котел-2 шт., волшебники- 4 шт., деревья- 5шт., "Волшебная книга" табл. №77, фломастеры.
Набор блоки Дьенеша, карточки-символы, картинки: морские животные, ключи- 4 шт., камни- 9шт. ,раскраски, цветные карандаши.
Набор блоки Дьенеша,карточки- символы свойств, картинки: домики-4шт., флажки.
Набор блоки Дьенеша, карточки-загадки- табл. №85, картинка: теплоход.
Набор блоки Дьенеша, карточки-символы свойств, фишка "клад".
Набор блоки Дьенеша, карточки-символы свойств.
Список литературы
1. Захарова Н. И. ; Играем с логическими блоками Дьенеша СПб. ООО "Издательство "Детство-пресс", 2017.
2. Михайлова З. А. Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи. – СПб. «Детство-пресс», 2010
3. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л Логика и математика для дошкольников. – СПб. «Детство-пресс»,2006
4. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В. Математика до школы. – СПб. «Детство-пресс», 2006
5. Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М. «Просвещение», 1981
Диагностика познавательных способностей
Заключение:
Игры с использованием блоков Дьенеша имеют большое значение для всестороннего и гармоничного развития ребенка:
1. Дети научились обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
2. У детей сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
3. Появились навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, навыки взаимодействия друг с другом, дети научились согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.