Любовь Владимировна Волкова
Отчет по инновационной деятельности в средней группе №3 за 2015–2016 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: информационно – творческий
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели группы.
Цель проекта : приобщение детей к культуре Поволжья
Образовательные области:
• Познание
• Коммуникация
• Художественное творчество
• Безопасность
Актуальность темы:
Публикация «Отчет по инновационной деятельности в средней группе №3 за 2015–2016 учебный год» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
Необходимость организации воспитательного процесса в детских садах на этнокультурной основе осознавалась отечественными педагогами с самого начала их создания в России. Культурно-исторический опыт народа должен определять своеобразие воспитательной работы в детских садах. Национальные черты характера, на формирование которых нацелено воспитание детей любого этноса, диктуют свой особый стиль взаимоотношений между взрослыми и воспитанниками. Учитывая традиции русского народа, особенности детского восприятия, главными предметами изучения в российских детских садах должны стать: природа родного края; родной язык; устное народное творчество; историко-этнографические рассказы о своем и других народах, помогающие развитию детских представлений об этническом многообразии мира.
Этнокультурное воспитание - определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно – нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.
Итак, этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста – незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Оно дает возможность ребенку позитивно относиться к природе, семье, родине, развивает духовные ценности, позволяет приобщать детей к культурному наследию своего народа, частью которой он является. Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности.
Формирование чувства собственного достоинства у ребенка невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам своего народа.
В последние годы мы по-новому относимся к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. Поэтому для нас стала актуальная проблема - найти такие формы и средства приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальных культур, которые были бы педагогически целесообразными и адекватными характеру деятельности дошкольников.
Республика Мордовия представляет собой уникальное явление, где преобладает межнациональное взаимодействие полиэтнического характера. В Мордовии, где этническую основу населения составляют русские, мордва, татары, а географическое положение представляет большие возможности для ознакомления, как с мордовской народной игрушкой (птичкой – свистулькой, стилизованной игрушкой - матрешкой); так и с ювелирными изделиями татар, изготовление на территории Татарстана; с богатейшей чувашской вышивкой; изделиями из бисера башкир; с частями одежды народов Поволжья. Успешно зарекомендовали себя в практике работы дошкольных учреждений рисование и аппликация элементов мордовских, татарских, русских узоров по мотивам народной вышивки, украшение ими салфеток, изготовление лепных изделий.
Задачи.
1. Создать условия для успешного овладения детьми навыками в изобразительной, музыкальной, художественно – речевой и театрализованной деятельности, способствовать развитию детского творчества.
2. Создать условия для приобщения детей, родителей к основным этнокультурным ценностям (народным игрушкам, декоративно – прикладному искусству, играм, праздникам, фольклору).
3. Создать единый этнокультурный аспект воспитания и общения в детском саду и семье, повышать педагогическую культуру родителей.
4. Поддерживать благоприятный эмоциональный фон, как необходимое условие развития личности ребенка. Способствовать воспитанию гармоничной личности, воспитывать толерантное отношение к разным народам, проживающим в Поволжье.
5. Воспитывать у детей дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания, формировать чувство любви и привязанности к родному городу, родному краю, России.
Таким образом, можно сделать вывод, что метод проектов позволяет расширить образовательное пространство, реализовать интегрированный подход к процессу воспитания детей.
Работа с родителями.
1. Приобщение родителей к организации выставки декоративно – прикладного искусства разных народов ( народной игрушки: русской и мордовской матрешки, дымковской и филимоновской игрушки и т. д.)
2. Привлечь родителей к подготовке к праздникам (изготовление костюмов, атрибутов, оформление зала).
3. Приобщение родителей к изготовлению тряпичных кукол, совместное оформление кукол в национальных костюмах.
4. Консультация для родителей «Во что играли наши бабушки».
План образовательной деятельности по реализации проекта.
Ноябрь – «Матрешек русский хоровод (или Русская красавица)».
Декабрь – «Порадуем малышей игрушками забавами»
Январь - «Знакомство детей с видами дымковских кукол»
Февраль – «Знакомство с богородской игрушкой»
Март – «Дымковские игрушки»
Апрель - «Знакомство детей с филимоновской народной игрушкой»
Май - «Традиционная игрушка наших бабушек – тряпичная кукла»
Внедряя инновационное направление «Знакомство детей с народной игрушкой Поволжья, как средство приобщения к народной культуре» в работу с дошкольниками, особое внимание уделяли разработке перспективного планирования на учебный год. План составлен в логической последовательности с применением современных дидактических форм и методов работы с детьми, обеспечивающих их приобщение к народной культуре.
Предполагаемый результат:
•Познакомились с игрушками народов Поволжья, бытом, творчеством;
•Научились готовить образцы, шаблоны народных игрушек, познакомились с элементами росписи народных игрушек, играть в подвижные игры;
•Можем поделиться полученным опытом
Использованные формы работы с детьми:
1. Подбор методической литературы по ознакомлению детей с народной игрушкой Поволжья.
2. Беседы индивидуальные и групповые на тему проекта.
3. Выставки игрушек народов Поволжья.
4. Открытые занятия по данной тематике.
5. Фотовыставки работы над проектом.
Этап – 1 подготовительный
Цель: сформировать у детей среднего дошкольного возраста знания и представления о народах Поволжья
Задачи:
1. Сформировать знания и представления детей об игрушках и традициях народов Поволжья.
2. Сформировать знания и представления детей о разновидностях фольклора народов Поволжья.
3. Сформировать знания и представления детей об особенностях элементов росписи игрушек народов Поволжья.
Воспитатели:
•Беседа о народах Поволжья.
•Просмотр выставки игрушек народов Поволжья.
•Проведение тематических бесед
•Театрализация народных сказок.
•Просмотр картинок, иллюстраций, слайдов на тему: «Знакомство с игрушками народов Поволжья».
Разрабатывали план беседы, проводили беседы о значении игрушек Поволжья.
Разучивали с детьми песни, стихи.
Проводили открытые просмотры.
Организует экскурсию в музей народного быта.
Дети:
Участвуют в беседе.
Обсуждают увиденное.
Участвуют в открытых просмотрах.
Просматривают картинки, иллюстрации, слайды.
Методы и приемы:
План беседы о народах Поволжья.
Конспекты просмотров.
Выставка игрушек народов Поволжья, картинок, иллюстраций, показ слайдов.
Знания и представления детей о разновидностях игрушек народов Поволжья.
Этап–2
Эмоционально – мотивационный.
Цель: сформировать у детей среднего дошкольного возраста эмоционально-положительное отношение к игрушкам народов Поволжья.
Задачи:
1. Вызвать у детей желание изучать несколько видов игрушек народов Поволжья, традиции и фольклор народов Поволжья.
2. Вызвать у детей интерес к изучению несколько видов элементов росписи характерных для игрушек народов Поволжья.
3. Вызвать у детей желание создать эмоционально – положительное отношение к мастерам игрушек народов Поволжья.
•Чтение сказок народов Поволжья. Обсуждение сказок.
•Рассматривание выставки игрушек.
•Рассматривание альбомов росписи игрушек народов Поволжья».
•Проведение тематических НОД
•Консультации для родителей.
Воспитатели:
Подбирают иллюстрации, материалы для рисования, аппликации, лепки.
Привлекает родителей к организации выставки игрушек народов Поволжья.
Слушают, обсуждают содержание.
Дети:
Участвуют в беседе, задают вопросы, высказывают своё мнение.
Выбирают картинки, рисуют, вырезают, приклеивают.
Методы и приемы:
Книги, иллюстрации.
Конспекты, CD аппаратура, диски
Альбомы декоративной росписи.
Знания и представления детей об игрушках, традициях и фольклоре народов Поволжья.
Знания и представления детей о разных видов декоративной росписи игрушек народов Поволжья.
Знания и представления детей об эмоционально — положительном отношении к народам Поволжья.
Этап – 3 деятельностный.
Цель: побуждать детей среднего дошкольного возраста применять знания об игрушках народах Поволжья в деятельности.
Задачи:
1. Формировать у детей умение организовывать народные игры.
2. Побуждать детей действовать с предметами быта народов Поволжья.
3. Побуждать детей обогащать среду группы народными игрушками.
•Знакомство с играми народов Поволжья.
•Выставка «Филимоновские, дымковские, богородские и др. народов Поволжья».
•Посещение музея «Предметы быта народов Поволжья».
•Игры с игрушками народов Поволжья. Разучивает с детьми игры народов Поволжья.
Воспитатель:
Организует мероприятие, составляет конспект.
Создаёт экспозиции, лепит с детьми игрушки народов Поволжья, организует выставку.
Организует показ, обсуждение, подбирает слайды.
Организует посещение выставки, привлекает родителей, составляет сценарий.
Подбирает игрушки, организует игры. Участвуют в играх, помогают их организовать.
Дети:
Участвуют в играх, развлечениях.
Лепят игрушки народов Поволжья, помогают создавать выставку.
Просматривают слайды, обсуждают.
Посещают выставку, рассматривают игрушки.
Играют. Сборники игр, атрибуты.
Методы и приемы:
Конспекты мероприятия.
Экспозиции выставки.
Игрушки народов Поволжья.
Знания и представления детей о декоративной росписи игрушек народов Поволжья.
Знания и представления детей об использовании предметов быта народов Поволжья.
Знания и представления детей об игрушках народов Поволжья.
Провели занятия к проекту:
1.«Русская матрешка»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа - деревянной игрушкой матрешкой; познакомить с технологией ее изготовления;
Учить понимать назначение произведений искусства, видеть их красоту и самобытность;
Развивать творческую деятельность детей;
Воспитывать уважительное отношение художественному труду, культуре русского народа.
2.«Порадуем малышей игрушками забавами»
Программное содержание. Знакомство с игрушками, в которые играли наши предки;
Дать представление о глиняной, деревянной и соломенной игрушке;
Расширять словарный запас детей;
Развивать ретроспективный взгляд на предметы прошлого (игрушки);
Воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к национальному достоянию.
3. «Знакомство детей с видами дымковских кукол»
Программное содержание. Приобщать детей к истокам русской народной культуры на основе активного использования фольклора;
Формировать умения детей различать несколько видов дымковских кукол: водоноска, нянька, птичница, барыня;
Продолжать развивать интерес к народным промыслам; воспитывать уважение к труду народных мастеров. Учить детей рисовать узор для юбки дымковской куклы из полос или клеток с элементами: точками, кружочками, овалами, штрихами передавая характерные элементы росписи контроль над ними.
4. «Знакомство с богородской игрушкой»
Программное содержание. Познакомить детей с богородской игрушкой, привлечь внимание детей к игрушке, способствовать пониманию ее содержания;
Формировать у детей интерес к народной игрушке;
Развивать память детей через повторение русских народных потешек, умение слушать сказку внимательно;
Воспитывать интерес к народным промыслам.
5. «Знакомство детей с видами филимоновских игрушек»
Программное содержание. Приобщать детей к истокам русской народной культуры на основе активного использования фольклора;
Продолжать знакомство с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно прикладного искусства ;
Учить находить сходство и различие между филимоновской и дымковской игрушкой;
Уточнить о характерных элементах декора и цветосочетаниях;
Развивать интерес к народным промыслам;
Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
6. «Дымковские игрушки»
Программное содержание. Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России;
Закрепить знания о дымковской игрушке;
Развивать чувство цвета, эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, умение создавать узоры из круга, овала и точки.
7. «Итоговый»
Программное содержание. Обобщить знания и закрепить умение детей по всему пройденному материалу.
Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством русского народа. Продолжать учить понимать назначение произведений искусства, видеть их красоту и самобытность;
Продолжать развивать творческую деятельность детей;
Продолжать воспитывать уважительное отношение к художественному труду, культуре русского народа.
Подходя к знакомству детей с народной игрушкой с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разностороннее воздействует на развитие его чувств, ума, характера и интеллекта. Благодаря разнообразию народных игрушек, их видам, материалу и технике исполнения решается широкий круг воспитательных задач. При организации системной работы с детьми воспитателей, при тщательном отборе содержания и методов работы народная игрушка способна влиять на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание ребенка, способствует развитию игровой деятельности. Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они прочно усвоили духовность, культуру родного народа, глубоко прониклись национальным духом, образом жизни и мышления. Для этого необходимо вернуться к нравственным традициям воспитания детей: стремление к добру и красоте, справедливости и правды. Поэтому мы должны продолжать показывать детям красоту природы, слушать духовную музыку, читать художественные произведения, знакомить с декоративно-прикладным искусством.
Вывод. С поставленными задачами мы справились, на следующий год планируем тему инновационного проекта «Знакомство детей с устным, народным творчеством, через сказки народов Поволжья».