Светлана Харитонова
Адаптация детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Слайд 2
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. Чем ребенок младше, тем труднее ему переходить от старых контактов к новым. Это особенно справедливо для детей в возрасте от 6 месяцев до 2 лет. Группа раннего возраста в детском саду - это первое социальное окружение, в которое попадает ребёнок и наиболее полно осваивает социальные нормы, характерные для данного возраста.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста» размещена в разделах
Перед приемом детей в группу был проведен капитальный ремонт группы, подготовлена предметно развивающая среда с учётом возрастных особенностей, которая обеспечила бы в дальнейшем комфортное пребывание детей в группе. Группа была укомплектована мебелью, а также всевозможными игровыми и дидактическими материалами, организация зоны для двигательной активности, зона творчества, всё это создано для интересного время препровождения воспитанников. Составлена картотека игр в период адаптации, картотека подвижных игр, картотека потешек, подобраны книжки-малышки с яркими рисунками.
Приём детей проводился постепенно, начиная с 5 человек, полный состав группы сформировался в течение 3 месяцев. Впервые дни происходило знакомство воспитателей с детьми и родителями.
Слайд 3
Для того чтобы облегчить период адаптации, сделать его менее болезненным, вновь прибывшие дети первую неделю находились в группе по два часа, вторую неделю по четыре часа, с третьей недели оставляли детей на сон. Все наблюдения за ребёнком оформлялись на листах адаптации.
Слайд 4
Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода.
Слайд 5
Объективными показателями окончания периода адаптации у детей является глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение, соответствующая возрасту прибавка в весе.
Слайд 6
Одним из важнейших условий, которое помогает ребенку менее болезненно перенести период адаптации, являются организованные игры, которые затрагивают все виды детской деятельности. Это позволяет обеспечить каждому ребёнку физический и психологический комфорт в дошкольном образовательном учреждении. Наибольший страх ребенок испытывает в момент утреннего расставания с родителем (мамой или папой) Для того, чтобы сгладить эту ситуацию, мы используем прием театрализованной игры: детей каждый день встречает герой какой-либо сказки. От лица героя вступали в диалог с ребёнком, вовлекая его в совместную деятельность, таким образом, помогаю малышу преодолеть эмоциональный барьер.
Необходимо, по возможности, подбирать специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания:
Слайд 7
-игры упражнения;
Слайд 8
-игры инсценировки;
-игры ребенка по показу воспитателя;
Слайд 9
-использование игрушек - забав;
-элементы театрализованной деятельности.
- пускание мыльных пузырей.
- пальчиковые игры «Домик», «Ладушки», «Семья».
Проводился комплекс оздоровительных мероприятий:
- зарядка;
- физкультура;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- гимнастика после дневного сна.
В течение всего адаптационного периода с детьми проводились игровые занятия «Уложим куклу спать», «Чаепитие с матрешками», «Построим поезд и поедем в гости», «Домик из кубиков», основными задачами которых было преодоление стрессовых состояний, снижение излишней двигательной активности, тревоги, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, речевой активности, внимания, а также развитие игровых умений и навыков. Детей знакомили с русскими народными сказками «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок». Плодотворно влияет на детей музыка?
Также, учитывались домашние привычки и стереотипы поведения ребё нка: просмотр развивающих мультфильмов, использование колыбельных песенок при укладывании детей спать, по желанию ребенка – любимая игрушка в тихий час.
Слайд 10
К первой встрече с родителями и малышами мы готовились особенно ответственно. В сентябре посетили все семьи наших малышей. Вначале мы проводили беседу с родителями, выясняя все об их ребенке, а также все сведения, необходимые в экстренных случаях – контактные телефоны родителей, фактический адрес проживания ребенка, его ближайшие родственники, которые возможно будут приходить за ним.
В беседе с мамой и папой мы рассказывали о правилах поведения в детском саду, знакомили с режимом дня и другими особенностями нашей работы, расспрашивали о привычках, умениях и навыках их малыша, давали первые советы о правильном преподнесении малышу его будущей жизни в садике. Особое место в нашей беседе было выяснение культурно-гигиенических умений малыша, навыкам поведения за столом, а также процедуре укладывания ребенка спать.
Слайд 11
Так же в процессе нашего разговора мы выясняли, как настроены сами родители на поступление их ребенка в дошкольное учреждение, что их особенно тревожит. Естественно, старались все подробно объяснить и показать, т. о. развеять все их страхи. Ведь от настроя самой мамы или папы тоже многое зависит!
Слайд 12
В период адаптации основными формами работы детского сада и семьи были выбраны: родительское собрание, информационный уголок, индивидуальные беседы, консультации. Используя ИКТ, родители получали различную оперативную информацию, появилась возможность диалога по актуальным вопросам. Были изготовлены буклеты родителям: «Адаптация ребенка в детском саду», «Алгоритм прохождения адаптации».
Слайд 13
По окончанию 2-х месяцев пребывания в детском саду из наблюдений можно сделать такой вывод: поведение основной группы детей стало спокойнее, настроение веселее, спокойный дневной сон, в момент расставания и встреч с родителями дети не плачут.
По наблюдениям в адаптационный период, детей можно разделить на детей с лёгкой адаптацией – 12 детей/ 52%, детей с адаптацией средней тяжести – 11 детей/ 48% и детей с тяжёлой степенью адаптации – 0.
Обобщая результаты можно сказать о том, что дети отличаются друг от друга по своему эмоциональному состоянию, темпераменту, физическому развитию и это нормально, так как люди обладают индивидуальностью.
Можно сделать такой вывод, что адаптационный период во II группе раннего возраста прошёл успешно, так как наблюдаются значительные улучшения показателей эмоционального благополучия, а именно это и является характеризующей течения адаптации. Таким образом, адаптация ребенка к детскому саду является важным периодом в его жизни и успешное привыкание малыша к новым условиям – это залог его благополучного развития.
Сейчас оглядываясь назад, хотелось бы отметить, что вся проделанная нами работа не была напрасной – все детки адаптировались к новым для них условиям, практически все дети с удовольствием посещают сад.
С родителями налажена плодотворная работа, выбран родительский комитет, который уже принимает активное участие в жизни группы и сада, мамы и папы с удовольствием откликаются на любую просьбу о помощи.
Дети и родители с радостью и хорошим настроением приходят в группу, зная, что здесь их ждут, любят, всегда окружат заботой и лаской, помогут в трудный момент и советом и делом.
Такой результат не может не радовать нас, воспитателей. Ведь в этом и заключается наша работа – сделать каждый день наших малышей радостным, счастливым и по- настоящему чудесным! И позволить родителям быть спокойными за своих детей!