Наталья Кравченко
Отчет, отражающий результат коррекционно-развивающей программы с воспитанниками
▼ Скачать + Заказать документы
В ГКУ СО КК «Апшеронский СРЦН» работаю воспитателем приёмного отделения с карантинным блоком с детьми в возрасте от 3 до 18 лет уже 10 лет.
Ребенок поступил в центр и моя задача - оказание ему поддержки в процессе освоения новой жизни. С этой целью я изучаю психолого-медико-педагогические особенности личности, условия жизни, выявляю интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, особенности поведения воспитанников.
Публикация «Отчет, отражающий результат коррекционно-развивающей программы с воспитанниками» размещена в разделах
Для работы с детьми в воспитательно-реабилитационном процессе мною была разработана программа «Радуга», целью которой является:
• Создание условий для успешной социальной, психологической и физической адаптации в учреждении вновь прибывших несовершеннолетних;
• Формирование адекватного отношения к факту нахождения в учреждении ребёнка
Проблемы в преодолении трудности адаптации, социализации возникают в первые дни жизни детей центре. Они выражаются в трудностях в овладении культурными, санитарно-гигиеническими навыками, навыками самообслуживания, неумении общаться со сверстниками и взрослыми. В связи с этим разработала цикл занятий, направленных на работу с детьми по привитию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
(«Зачем нужно умываться и чистить зубы», «Друзья Мойдодыра», «Чистые ладошки» и т. д.). Эти занятия стараюсь проводить в занимательной форме: ролевые игры, викторины, путешествия, а также использую презентации, учебные мультфильмы.
В приёмное отделение поступают дети с разным уровнем физического, интеллектуального и психического развития. Состав группы разновозрастный, постоянно меняется. Поэтому в планы своей воспитательной работы я вношу изменения, связанные с возрастными особенностями, уровнем индивидуального развития воспитанников на основании диагностического обследования, проводимого мною на первом этапе пребывания несовершеннолетних в учреждении. С этой целью я подготовила подборку диагностических материалов включающих в себя анкетирование, рисуночные тесты, интервью и т. д. На каждого ребенка составляю индивидуальную программу реабилитации, что помогает отслеживать динамику коррекционно-развивающего обучения, физического и психологического развития ребенка. Положительные качества ребенка, которые выявляются в результате диагностической работы, являются ориентиром в воспитательной работе.
Среди показателей, свидетельствующих об адаптационных затруднениях ребенка, можно выделить трудности в общении, в поведении, низкую успешность в различных делах, а отсюда - отсутствие авторитета среди окружающих. Иногда дети, пришедшие в группу, пытаются решать свои внутренние проблемы или добиваться желаемого через плохое поведение. Они ведут себя так, как они вели себя в прежней жизни. Многие из них лгали, воровали, то есть вели себя так, чтобы выжить. Они искренне считают, что такое поведение совершенно нормально. С целью обучения хорошему поведению я включаю детей в новые отношения, показываю ценности, имеющие значение, а также повышаю самооценку.
Методы обучения самые разные: это и разъяснения, разбор подобных ситуаций из книг (Тропинка к своему «Я», жизни, примеров правильного поведения других детей и взрослых, специальные игры («Мы», «Доброе животное» и др.) в которых ребенок тренируется в выборе правильных способов поведения, групповых занятий, направленных на развитие коммуникативных навыков, нравственных ориентиров. С этой целью собрала и активно использую в своей работе подборку материалов «Я и мир вокруг меня», которая включает следующие разделы: «Я и мой мир», «Я и мои эмоции», «Я в мире других «Я»», «Я и моё будущее», а так же цикл бесед для подростков, направленных на развитие нравственных качеств и профилактику самовольных уходов: «О прекрасной музыке души», «Подросток и компании» и др.
Важнейшим показателем адаптивности является способность ребенка организовывать новые привязанности. С этой целью систематически ведётся совместная деятельность с детьми, игры на сплочение коллектива («Вместе с друзьями», «День добрых сюрпризов» и др.) занятия, КТД с применением современных технологий: ИКТ, телеаппаратура, видео аппаратура, различные презентации. Применяю на занятиях различные коррекционные упражнения, развивающие у детей речь, мышление, память, мелкую моторику, а также формирующие зрительное и слуховое восприятие. В своей работе с детьми использую словесные, наглядные и практические методы и приёмы обучения и воспитания, позволяющие сделать непосредственно воспитательную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной. В группе оформлена библиотека для детей. Мною сделана подборка раскрасок с персонажами сказок, что так же способствует развитию интереса к художественной литературе. С детьми постоянно веду работу по заучиванию стихов, загадок, потешек, как всей группой, так и индивидуально, что способствует развитию творческих способностей. Результатом этой работы является участие детей в театрализации сказок, в мероприятиях и концертах, раскрытие творческих способности. Благодаря этому дети преодолевают скованность и зажатость.
Первоначальный период адаптации ребенка не происходит одинаково, и зависит от многих причин, связанных как с характером и поведением самого ребенка, так и от отношения к нему коллектива. Успешность первых шагов зависит от того настроя, который продемонстрируют друг другу воспитатель, ребенок и группа, в которой он живет. Моя работа способствует успешной адаптации ребёнка в учреждении.