Татьяна Владимировна Горбатовская
Отчет «Организация двигательной активности в течение дня во второй младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Учёные установили, что высокая потребность в движении генетически заложена в человеческом организме, обусловлена всем ходом его эволюционного развития.
Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигательной активности людей, что со временем стало отрицательно сказываться на их здоровье.
Темочки:
Сегодня модным стало слово «гиподинамия». Многие его понимают упрощённо - как недостаток движения. Но это не совсем верно. Гиподинамия - своеобразная болезнь, определение которой звучит угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности».
Исследования специалистов свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.
По мнению психологов, маленький ребёнок - деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребёнку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений - один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трёх лет жизни.
В октябре 2015 года я приняла группу детей в возрасте от 2 до 4 лет.
В первые же дни знакомства меня поразило то, что родители зачастую ограничивают двигательную активность малыша, делая это, конечно, непреднамеренно. Ведь ребёнок 2 - 2,5 лет уже сам может наклониться и снять обувь, поставить её в шкафчик; поднять игрушки и убрать их на место; потянуть и взять с полочки нужную вещь и др. Очень часто родители опережали ребёнка и выполняли за него все необходимые действия, лишив таким образом малыша двигательной активности и самостоятельности.
В разговорах с родителями, я заметила, что детская потребность в движении в семье удовлетворяется далеко не полностью: у детей мало игрушек - двигателей, нет физкультурного уголка. Непременным атрибутом совместной прогулки малыша и мамы являются ведёрко, совок и формочки для игрушек в песочнице, т. е. игрушки, не требующие высокой двигательной активности.
Часть детей была подвижна, активна, но их движения были однообразными и сводились в основном к бегу. Выходя с детьми на прогулку, я видела в глазах у некоторых детей нерешительность. Им страшно было преодолеть небольшой барьер в виде крылечка с тремя ступеньками.
Всё это позволило мне сделать вывод о необходимости вести серьёзную работу, направленную на оздоровление детей, начиная с младшего возраста.
В связи с этим, мною была разработана система работы с детьми на развитие движения, в которую вошли:
1. Физкультурные занятия с игровой мотивацией.
2. Система игр для детей после болезни.
Разрабатывая систему занятий по физической культуре, я опиралась на методику Л. И. Пензулаевой.
Основная цель работы: развитие крупной и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Создать необходимые условия для удовлетворения потребности детей в разнообразных видах движения;
2. Формирование двигательных умений и навыков;
3. Развитие психофизических качеств (таких как быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость);
4. Развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);
5. Укрепление здоровья детей после болезни;
6. Развитие физических и личностных качеств.
Формы:
- Физкультурные занятия;
- Игра;
- Самостоятельная двигательная деятельность;
При разработке своей системы опиралась на следующие требования:
• оздоровительные условия при организации двигательной деятельности (пониженная температура, облегчённая одежда, выполнение движений в носочках, а затем босиком, влажная уборка);
• возраст детей ( система рассчитана на 2 года: с 2-х до 3-х и с 3-х до 4-х лет);
• требование программы (при этом их последовательность определяла уровнем развития своих детей);
• двигательную активность по возрастам (от возраста к возрасту увеличивала нагрузку, количество движений, дозировку);
• посильность и доступность двигательного материала (в тоже время движения не должны быть лёгкими для выполнения, поэтому дифференцировала нагрузку в зависимости от физического здоровья и уровня развития детей);
• постепенное и последовательное введение нового материала;
• системный подход (обучение движениям шло на занятиях, а закрепление в самостоятельной деятельности, играх и игровых упражнениях).
Также учитывалось, что периоды двигательной активности чередуются со спокойными «сидящими» видами деятельности; каждый ребёнок по своему желанию имеет возможность двигаться самостоятельно в любое время.
Был составлен двигательный режим второй младшей группы. В который входят:
1. Организованная двигательная деятельность :
- утренняя гимнастика (ежедневно) - 5 - 7 минут;
- занятия физкультурой (2 раза в неделю) – 15-20 минут;
- подвижные игры на 1 и 2 прогулках -по 20 минут.
Самостоятельная двигательная деятельность с разными физкультурными пособиями:
- утром 10 минут
- после завтрака 5 минут
- на прогулке 40 минут
- после сна 7-10 минут
Малыши значительно быстрее привыкают к детскому саду, охотнее идут в группу, если воспитатель концентрирует их внимание на активных движениях и играх. Поэтому с помощью родителей оборудовала в группе физкультурный уголок. К имеющемуся оборудованию родители изготовили ленточки для занятий утренней гимнастикой, плоские обручи, скакалки из киндер-сюрпризов, дорожку со следами для развития координации движения, приобретены массажные коврики. Также в физуголок помещаются с некоторой периодичностью дуги для подлезания, кубы для спрыгивания, наклонные доски и разнообразные тренажеры.
При внесении физкультурного оборудования показываю детям, как можно выполнить на нём все основные движения и разные их способы ( например: ходить по доске обычно, на носках, боковым шагом, спиной; показать, как по ней пройдёт Петя-петушок, цапля, пробежит лошадка, проползёт Миша-медведь, подпрыгивает воробышек).
В своей работе я стараюсь отойти от традиционного подхода к планированию занятий по физическому воспитанию, в частности от такого типа физкультурных занятий, которые в недавнем прошлом способствовали воспитанию «маленьких оловянных солдатиков» и - при отсутствии на них радости, смеха, песен, веселья, шуток - больше были похожи на тренировки. Для малышей 2-4 лет это совершенно недопустимо. Ведь даже самые простейшие построения друг за другом, в круг, передвижение в организованном порядке малодоступны и утомительны для детей до 3 лет. Хочу отметить, что практическое применение сюжетных занятий приносит малышам радость и прекрасное настроение. Они чувствуют себя свободно, раскрепощено и уверенно, так как все движения вызывают интерес и выполняются в игровой обстановке.
Большие возможности для развития движений имеются на прогулке, особенно в весенне-летний период. Оборудуя участок, руководствовалась максимумом двигательных возможностей детей. Поэтому на участке имеются лесенка-стремянка, пеньки разной высоты, которые вкопаны расстоянии детского шага, узкая скамейка для ходьбы и ползания. Асфальт украшен зигзагообразными линиями и кругами, которые также помогают в движениях детей. Помимо этого выношу обручи, самокаты, напольные автомобили. Зимой делаю снежные валы, ступеньки, содействующие активизации движений детей. Дети катают друг друга на санках, играют в снежки.
В группе, объединяю детей разной подвижности в парные игры, предоставив им один предмет на двоих (мяч, обруч, скакалку и т. д.) и показав варианты действий.
После сна организуется гимнастика пробуждения. Под тихую мелодичную музыку дети спокойно просыпаются, медленно потягиваются, делают естественные плавные движения. Таким образом, дети встают бодрые, с прекрасным настроением. Также сокращается время на процедуру одевания. По дороге в туалетную комнату предлагаю выполнить ряд упражнений (в занимательной форме). Заранее расставляю простейшее спортивное оборудование: массажные коврики, скакалки, разложенные на полу в виде ручейков, дорожку со следами, напольные обручи. Важно, чтобы ребёнок не тратил время на впустую и совершил ряд движений, которые не только помогут ему перейти в состояние бодрствования, но и «разработают» все системы организма.
Использую самые разные движения: ползание, перешагивание, хождение на пятках, на цыпочках, упражнения имитирующие движения таких животных, как медведь (встать «на четыре лапы», опираясь на пол полной поверхностью ладони и ступни, и тихонько передвигаться в таком положении; у детей 3 лет слабая мускулатура брюшной стенки, а это упражнение её укрепляет, кошка (крадущиеся движения при ползании, прогибание спины, принятие позы «калачиком»). Процедура переодевания предоставляет прекрасные возможности для развития мелкой мускулатуры пальцев (расстёгивание и застегивание пуговиц, координации движений; фактически даёт нагрузку на все суставы (плечевые, локтевые, коленные, тазобедренные, мускулатуру ног, рук. Помимо этого, она приобщает ребёнка к первым элементам пространственного планирования (как поступить, чтобы лучше, быстрее снять/надеть платье, носки и т. д.).
Я всегда убеждаю родителей не выполнять за ребёнка те действия, которые он может выполнить сам. Ведь мало того, что затягивается время приобретения нужного навыка, но и теряется возможность для естественной двигательной активности. Для пропаганды здорового образа жизни и развития двигательной деятельности в семье я организую дни открытых дверей по физической культуре, мотивирую детей и их родителей посещать физкультурно-оздоровительный комплекс, спортивный комплекс «Холмск-Арена», предлагаю делиться семейным опытом по данному вопросу на родительских собраниях.
В настоящее время, результатами моей работы является то, выполнение программы по физическому воспитанию составляет 80%, у всех детей сформированы культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, имеется высокая мотивация деятельности «Я могу», «Я- большой», «Я- сильный и смелый», «Я- умный», «Я- защитник», «Я -спортсмен».