Ольга Черкасова
Отчет о проекте «Дыхательная гимнастика с детьми с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Свой проект «Дыхательная гимнастика с детьми ОНР», я считают в наше современное время актуальным.
Актуальность данного направления обусловлена тем, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией, увеличивается степень сложности речевого развития у детей поступивших в группу компенсирующей направленности, также недостаточно разработаны вопросы положительной мотивации правильного дыхания в ходе коррекции речи, образности, формирования внимания к ощущениям в акте дыхания, использования нестандартного оборудования, оптимизирующего процесс постановки речевого дыхания. В связи с этим в последние годы среди логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности получила широкое применение практика использования здоровьесберегающих технологий по формированию правильного речевого дыхания у детей с ОНР, направленных на физическое развитие детей с речевой патологией, на целенаправленное воздействие на дыхательную систему организма ребёнка.
Публикация «Отчет о проекте „Дыхательная гимнастика с детьми с ОНР“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Целью данного проекта является формирование у детей умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания без ущерба для здоровья.
Для реализации поставленной цели были определены задачи:
– продолжить знакомство детей с актом дыхания;
– расширить знания детей, родителей, педагогов о дыхании;
– познакомить детей, родителей и педагогов с различными упражнениями для правильного дыхания во время подачи информации окружающим;
– воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение упражнений;
– активизировать работу по пропаганде формирования правильного дыхания и здорового образа жизни среди родителей и педагогов;
– создать взаимосвязь педагогов ДОУ и родителей по проблеме формирования правильного дыхания.
Участниками проекта являлись :
– дети;
– родители;
–воспитатель.
Продолжительность проекта : 2 года (старшая, подготовительная группа).
Технологичность: данный проект может быть использован в любой группе дошкольного учреждения.
Направленность проекта : познавательно-оздоровительная.
1 этап: аналитический. Цель: создание организационной основы для реализации методической темы.
2 этап: внедренческий. Цель: разработка основных направлений методической темы.
3 этап: заключительный. Цель: анализ реализации методической темы, определение перспектив развития.
На первом аналитическом этапе проводились следующие виды работ:
– изучение санитарных требований, касающихся обеспечения безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста;
– изучение методик;
– конкретизация актуальности проблемы на основе анализа исходных данных, изучение литературы;
– анкетирование родителей;
– мониторинг уровня знаний и интересов детей, степени сформированности практических умений и навыков;
– определение основных научных характеристик проекта (целей, задач, объекта, предмета, условий его успешной реализации, критериев оценки полученных результатов, временных средств, ресурсов и т. д.
В начале проекта было проведено анкетирование родителей, целью которого было определить актуальность проблемы здоровьесбережения ребенка и целесообразность проведения специализированных занятий по формированию правильного дыхания детей.
Анкетирование позволило выявить темы, которые родители считают наиболее актуальными. Все родители (100%) выделили тему "Речевое развитие ребенка", "Дышим легко – говорим правильно". Анализ анкет помог определить наиболее эффективные методы работы по правильному дыханию, выбрать эффективные формы.
Для оценки уровня знаний и интересов детей, степени сформированности практических умений и навыков была разработана диагностический материал.
Результаты показали, что 60% детей имеют низкий уровень в использовании правильного дыхания и лишь 20% детей пользуются правильно. Результаты обследования позволили определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению.
На данном этапе были проанализированы существующие приемы работы по формированию правильного речевого дыхания у детей с ОНР. Составлены планы работы.
Второй этап реализации проекта – внедренческий – включал в себя следующие шаги:
– разработку и апробацию комплекса игр и упражнений по лексическим темам с игровой мотивацией;
– разработку правил речевого дыхания;
– оперативный контроль и регулирование отклонений от основных положений проекта.
Работа по формированию правильного речевого дыхания проводилась в определё нной последовательности:
1 этап: формирование диафрагмального дыхания (упр. “Удержи игрушку” лёжа на ковре глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается)
2 этап: обучение детей умению дифференцировать вдох и выдох через нос и рот (по схеме, сидя, стоя рука на животике.
3 этап: формируем целенаправленную воздушную струю, вырабатываем сильный плавный удлинённый выдох (малыши – губы трубочкой, старшие – полуулыбка).
4 этап: развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность. Регуляция дыхательного ритма. Начинать с пропевания гласных звуков:
На выдохе один звук (а,у,о)
На выдохе два звука (ау, уа)
Проговаривание на одном выдохе слова, простого предложения (Это кукла. Это собака.)
Постепенно удлиняем фразу, добавляя новые слова.
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов.
Рассматривая физиологическое дыхание как один из факторов здоровьесбережения ребенка, а речевое — как фундамент для формирования устной речи, удовлетворяются потребности детей в двигательной активности и различных формах деятельности, сообразной их природе; формируется правильность дыхания в наиболее сжатые сроки и без ущерба для психофизического здоровья ребенка и педагога; вызывается и закрепляется у детей энергетический экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания; обеспечивается комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание (мимический и артикуляционный праксис, голосообразование и просодия).
Были разработаны правила речевого дыхания :
Прежде чем сказать, надо вдохнуть.
Во время речи стоять прямо, плечи не поднимать, воздух расходовать экономно.
Соблюдать паузы во время проговаривания сложных предложений.
Перспективный план
недели Лексические темы Звукопроизношение Дыхательная гимнастика
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Сентябрь
1-2 Обследование детей
3 Детский сад Неречевые звуки Дыхательное упражнение
(по Б. Толкачеву)
Шарик мой воздушный.
Упражнение. «Накачаем мячик»
4 Игрушки Звуки речи
Октябрь
1 Осень Звук «у» Фонопедическое упражнение «Осень»
Подул ветер,
2 Овощи Звук «а» «Синьор- помидор»
(по М. Лазареву)
3 Фрукты Звуки «у-а» «Носик и ротик поучим дышать!»
4 Овощи-фрукты Звук «п» «Кузовок»
5 Грибы Звук «о»
Ноябрь
1 Перелётные птицы Звук «и» «Гуси летят»
2 Одежда Звук «м» «Дыхание»
3 Обувь Звук «н» «Песенка без слов»
4 Поздняя осень Звук «т» Листья пожелтели, задрожали
II период обучения (декабрь, январь, февраль)
Декабрь
1 Зима Звук «ть» Подуй на снежинку
2 Мебель Звук «к» «Задувание свечи»
3 Семья Звук «кь» «Вырасти большой»
4 Новый год Звуки «к-кь» Как подул Дед Мороз
Январь
1 Каникулы
2 Зимние забавы. Деление слов на слоги, схемы. Как подул Дед Мороз-
3 Зимующие птицы Звук «б» «Дятел»
4 Дикие животные и дет. Звук «бь» «Хомячки», «Ёжик»
5 Почта Звук «э» «Дыши…»
Февраль
1 Транспорт Звук «г» Упражнение «Насос», Фонопедическое упражнение «Машина»
2 Комнатные растения Звук «ль» «Понюхай цветок»
3 23 февраля Звук «ы» «Ветерок и снежинки»
4 Итоговое по зиме Итоговое по гласным звукам
III период обучения (март, апрель, май)
Март
1 Весна Звук «с» «Удивимся…»
2 8 марта Звук «сь» «Дышите легко, спокойно, плавно…»
3 Профессии Звук «ш» «Регулировщик»
4 Продукты питания Звуки «с-ш» «Каша кипит»
Апрель
1 Откуда хлеб пришёл? Звуки «х-хь» Упражнение «Обдуваем плечи»
2 Посуда Звуки «в-вь» «Каша кипит»
3 Дом Звук «з» Упражнение «Окно и дверь»
4 Домашние животные Звук «зь» «Мышка принюхивается»
5 Мой город, страна Звук «ж» Пение песен, проговаривание чистоговорок
Май
1 День Победы «Цветочки»
2 Части тела Звуки «з-ж» Упражнение на дыхание
3 Насекомые Звуки «д-дь» «Жук», «Осы»
4 Лето Звуки «ф-фь» «Радуга, обними меня»
Третий этап, заключительный, состоит из подэтапов:
– итоговый.
Комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка (воспитателей, родителей), использование дыхательных упражнений в течение дня в разных режимных моментах (прогулки, самостоятельная деятельность, организованная деятельность) дали возможность успешно заниматься коррекцией речи, а так же эффективно проводить оздоровительную работу по снижению заболеваемости детей.
Никаких отрицательных результатов коррекции не было ни в одном случае. У всех детей наблюдается положительная динамика, а оздоровление организма в целом повышает потенциал развития новых речевых навыков.
В итоге работы дети научились правильному дыханию при речи, в результате речь стала более чёткой, разборчивой.
Разработана картотека по формированию речевого дыхания
Повысилась грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями.