Надежда Зуева
Опыт работы по трудовому воспитанию в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание — это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Ранний возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.
Публикация «Опыт работы по трудовому воспитанию в группе раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Известно, что самые прочные привычки, полезные и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. И от того, насколько хорошо работа по данной теме изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.
Основным видом труда в группе раннего возраста является
самообслуживание. Так же присутствуют элементы хозяйственного-бытового труда. Дети, по просьбе воспитателя, убирают игрушки, книги, помогают вынести игрушки и книги на прогулку. Выполняют отдельные простейшие трудовые поручения принеси, подай, отнеси.
Наиболее эффективным средством формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста является игра. Игровые приемы помогают привлечь внимание детей к последовательности действий, способствуют поддержанию самостоятельности в самообслуживании. Игры, связанные с режимными и гигиеническими моментами в повседневной жизни ребенка, помогают малышу не только осознать необходимость, но и почувствовать желание самостоятельно умываться, одеваться, убираться и т. д., вырабатывают позитивное отношение к режимным моментам. Новые умения и навыки, сформированные в игре, повышают самооценку ребенка.
Обучение гигиеническим навыкам я начала со знакомства с предметами личной гигиены: полотенца, мыла, носового платка, расчески. Сама показываю, как правильно намыливать руки, смывать мыло, разворачивать полотенце, вытирать руки насухо. Во время умывания для поддержания интереса у детей читаю всем известные потешки: «Водичка, водичка…», «Знаем, знаем да, да, да в кране прячется вода…» и т. д.
Для того, чтобы дети быстрее запомнили место своего личного полотенца, я наклеила возле крючков их личные картинки. На стены наклеила картинки с изображениями животных, которые совершают гигиенические процедуры: вытираются, умываются, намыливают лапки. Это позволяет развивать интерес к гигиеническим процедурам.
Использую сюрпризные моменты, вношу игрушки (уточку, мышку). Это повышает активность детей и побуждает их к самостоятельности в выполнении гигиенических процедур.
При кормлении учу детей самостоятельно держать ложку, сидеть прямо, наклоняться над тарелочкой, кушать аккуратно. Знакомлю детей с правилами поведения за столом. Здесь мы тоже не обходимся без потешек:
«Вот и ложку держим сами!»
Потихоньку, помаленьку,
Понемножку, не спеша,
Ели мы с тобою кашу.
Правда, каша хороша?
Это – ложка,
Это – чашка….
***
Варись-варись кашка
В голубенькой чашке
Варись поскорее
Булькай веселее
Варись, кашка, сладка
Из густого молока
Да из манной крупки.
У того, кто кашу ест
Вырастут все зубки!
***
Пекла кошка пирожки
Из гороховой муки.
Лист из печки вынула —
На пол опрокинула.
Покатился колобок
Прямо мышке под порог.
Мышка Прасковья пищит из подполья:
— Катись, колобок,
На мышкин зубок!
Мышка-то рада,
А кошке досада.
***
Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушек дадим.
Разложили кашку
Каждому в чашку.
Маленькому Пашке
Не хватило кашки.
Дайте Пашке кашки
Из маминой чашки!
Ай, ту-ту, ай, ту-ту,
Вари кашку круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка.
По окончании приема пищи, приучаю детей пользоваться салфеткой, говорить: «Спасибо». К сожалению, не все дети могут сказать, поэтому мы научились благодарить, кивая головой.
В процессе организации одевания и раздевания учу детей самостоятельно снимать одежду и обувь, показываю последовательность одевания и раздевания, приучаю аккуратно вешать снятые вещи на стульчик, вешать на крючок, класть на полочку (если это шапка или шарф). Действия сопровождаю чтением потешек, таких как:
Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
А сейчас пойдем гулять.
Будем с детками играть.
Но чтобы Настенька моя
Не замерзла никогда.
Мы наденем шапочку,
Чтобы спрятать ушки,
У Насти на макушке.
А на шейку шарфик теплый,
Очень мягкий и большой.
Ну, теперь комбинезон
Настенькин любимый.
Станешь ты, как гномик,
Цветик мой, родимый!
***
Маша варежку надела:
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла:
- Поглядите, я нашла!
Ищешь, ищешь – и найдешь.
Здравствуй, пальчик! - Как живешь?
***
У нас Ванечка один,
Никому не отдадим.
Мы пальто ему сошьем,
Погулять его пошлем.
***
Мы на пухлые ручонки,
Одеваем рубашонку (распашонку).
Повторяй за мной слова:
Ручка — раз, ручка — два!
Застегнем застежки
На твоей одежке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклепочки.
На мою сынишку
Оденем мы штанишки:
Повторяй за мной слова:
Ножка — раз, ножка — два!
А теперь на ножки -
носочки и сапожки! ( вариант для лета: Обуваем ножки, Бегать по дорожке)
Повторяй за мной слова:
Ножка — раз, ножка — два!
Хоть устали одеваться,
Но не будем возмущаться!
Что осталось — голова?
Вот и шапочка — раз, два!
Надо маму одевать
И скорей идти гулять!
Художественное слово, фольклор являются не менее эффективным средством в формировании культурно-гигиенических навыков, так как воздействуют на чувства и разум детей, развивают восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формируют мировоззрение.
По окончании игр в группе и на прогулке, приучаю детей убирать игрушки на свои места. Воспитываю заботливое отношение к игрушкам. Учу замечать все ли на месте, какой порядок мы навели.
В своей работе использую игровые приемы, которые позволяют закрепить у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место при этом отводится дидактическим играм, дидактическим упражнениям. «Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу после прогулки», «Научим Катю раздеваться после прогулки», «Помоги Танечке», «Уложим куклу спать», «Оля проснулась», «Одень куклу после сна», «Кукла собирается в гости», «Что сначала, что потом?». С помощью таких игр и упражнений обучаю запоминанию последовательности одевания и раздевания, отрабатыванию полученных навыков. У детей формируется умение одевать куклу в соответствии сезону года, погоде. Игры способствуют закреплению умения различать предметы одежды по названию и т. д.
Для закрепления представления об использовании предметов посуды, формирования обобщенного понятия «посуда», побуждения детей правильно называть столовые принадлежности, закрепления полученных навыков поведения за столом в игровой ситуации, воспитания доброжелательного отношения друг к другу; побуждения говорить вежливые слова – здравствуйте, спасибо, пожалуйста, развития потребности в общении с взрослыми и сверстниками использую такие дидактические игры как: «Кукла Оля обедает», «Напоим Машу чаем», «Поможем куклам накрыть стол к обеду», «Кукла Таня пьет чай», «У куклы Тани гости», «В гостях за столом», «Приглашаем на обед».
Для закрепления последовательности навыков умывания и для того, чтобы дети переносили их в игровую деятельность, организую игры: «Умоем куклу», «Мы купаем куклу Таню», «У куклы Маринки Грязные ручки», «Учим куклу Дашу мыть руки», «Кукла в ванночке не плачет».
Считаю, что необходимым условием при формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста является единство требований со стороны взрослых в детском саду и в семье. Не будет преувеличением сказать, что семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поэтому провожу разъяснительную работу с родителями о пользе и необходимости воспитания личной гигиены и культуры поведения в целом. Я подготовила папку-передвижку для родителей нашей группы : «Как научить ребенка одеваться». Цель: дать родителям ряд советов, как сделать так, чтобы процесс одевания не стал причиной непонимания между родителями и ребенком; предложить родителям посмотреть на процесс одевания глазами ребенка. Проводила беседы с родителями на темы: «Растим здорового ребенка», где познакомила родителей с необходимостью тесного сотрудничества семьи и детского сада в вопросах воспитания полноценного здорового ребенка; «Здоровые зубки с раннего детства».