Токбаева Дана Муаедовна
Опыт работы логопедической службы
▼ Скачать
Целью логопедической службы является коррекция имеющихся дефектов у детей и организация профилактики речевых нарушений.
Задачами логопедической коррекции являются :
• коррекция звукопроизношения у детей;
• развитие речи детей;
• оказание консультативной и практической помощи родителям (законным представителям);
• научно-методическая помощь воспитателям и специалистам МДОУ.
Свою работу реализую по следующим направлениям:
• диагностическое;
Публикация «Опыт работы логопедической службы» размещена в разделах
• организационно - методическое;
• работа с родителями;
• работа с педагогами и специалистами;
• самообразование.
Коррекционно-развивающая работа.
Учебный год начинаю с тщательного логопедического обследования детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии. Диагностика помогает правильно построить коррекционно-развивающую работу с детьми. После обследования детей индивидуально беседовала с каждым из родителей, уточняла амнестические и анкетные данные, объясняла родителям необходимость их участия в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению у учителя-логопеда, в создании в семье благоприятных условий для общего и речевого развития детей.
В 2009-10 учебном году в логопедический пункт было зачислено 19 детей: 12 детей старшей группы, что составило - 63%, 4 ребёнка подготовительной группы - 21 % и 3 ребёнка средней группы -16%.
В процессе обследования речи детей были выявлены следующие нарушения:
ОНР III уровня - 5 детей - 25%;
ОНР, дизартрический компонент - 6 детей - 33 %
ОНР, F 83 - 5 детей - 25 %
Дислалия - 3 ребёнка -17% ,
У некоторых детей зачисленных в логопедический пункт имеются нарушения психических процессов. У всех детей нарушено звукопроизношение, у большинства - недостаточно сформированы фонематические процессы, навыки словообразования, имеются аграмматизмы. При составлении рассказа по серии сюжетных картинок и пересказе у детей возникли трудности в лексико-грамматическом оформлении текста.
Таким образом, на основе данных логопедического обследования пришла к выводу, что детям необходима комплексная помощь всех специалистов и родителей.
Коррекционно-развивающая работа планировалась на основе результатов обследования, с учетом программного материала и индивидуальных возможностей детей старшей, средней и подготовительной групп. Результаты отражаются в специальной речевой карте обследования. На каждого ребенка пишется логопедическое заключение и строится речевой профиль, в котором отражаются результаты диагностики по разделам.
Индивидуальные и подгрупповые занятия старалась строить с учетом индивидуальных особенностей детей и их диагноза. На занятиях использовались дидактические игры для развития и закрепления словарного запаса детей, развития мелкой моторики и психических процессов.
Дети с нетерпением ждут занятий, особенно когда на занятиях присутствует сказочный персонаж, которому необходимо помочь или научить чему-либо.
В ходе проведенной коррекционно-развивающей работы, многие дети овладели правильным звукопроизношением и словообразованием, умением четко высказывать свои мысли, более полно пересказывать предложенные тексты, улучшилось понимание логико-грамматических конструкций.
В конце учебного года проведена диагностика речевого развития детей. Дети показали следующие результаты:
высокий уровень - 9 детей - 56%;
средний уровень - 7 детей- 44%;
низкий уровень - 0.
Работа с родителями.
Победа над речевыми дефектами возможна, несомненно, только усилием всех участников процесса коррекционного обучения и значимую роль в этом процессе играют родители. Поэтому, планируя работу с родителями, старалась разнообразить формы и методы привлечения родителей к речевой деятельности с детьми.
В начале учебного года посетила родительские собрания в группах, с целью раскрыть основные отклонения в речевом развитии детей, причины их возникновения, показать степень отклонения от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении дефекта.
С целью взаимодействия с родителями и закрепления правильного произношения звуков был подготовлен и показан мастер-класс «Обучение с развлечением для детей и родителей. Игра-алфавит», где участвовали дети и родители старшей группы, посещающие логопедический пункт.
В течение учебного года выпускались памятки и рекомендации для родителей с целью пропаганды логопедических знаний и вовлечения их в речевую деятельность с детьми.
Были проведены встречи с родителями на тему: «Развитие фонематического восприятия у дошкольников» и т. д. (см. перспективно-тематический план работы с родителями, с целью привлечения родителей к коррекционной работе. Во время встречи родителям были предложены наиболее интересные и доступные игры и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях для развития речи детей. Родители с удовольствием играли в предложенные игры.
В течение учебного года приглашала родителей на индивидуальные занятия с ребенком, где показывала свои методы и приемы в работе и достижения ребенка. Родители имели возможность убедиться в необходимости коррекционно-развивающих занятий, и увидеть не только успехи, но и проблемы своего ребенка. До посещения занятия родителям казалось, что их ребенок более успешный, но после посещения занятий мнение родителей менялось, они видели, какие затруднения возникают у ребенка, как тяжело даются некоторые задания. По желанию родители присутствуют при обследовании ребенка.
Проведены индивидуальные консультации по запросам родителей, имеющих те или иные речевые отклонения, с целью оказания методической и практической помощи по вопросам логопедического воздействия на ребенка, оказание ему посильной родительской помощи и поддержки.
В уголке для родителей вывешивала информацию, как развивать речь ребенка, на что обратить внимание и т. д.
Перечисленные формы работы с родителями, считаю необходимыми, так как они дают возможность родителям принимать в них непосредственное участие, в то же время являются разными по способу подачи информации.
Проблема - не все родители заинтересованы в помощи логопеда, не пользуются методическими рекомендациями и не всегда в полной мере оказывали помощь и поддержку своим детям. Запланированные мероприятия с участием родителей это большой плюс к коррекционной работе, но участвуют в них одни и те, же родители.
разнообразить формы и методы привлечения родителей к речевой деятельности с детьми.
В начале учебного года посетила родительские собрания в группах, с целью раскрыть основные отклонения в речевом развитии детей, причины их возникновения, показать степень отклонения от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении дефекта.
С целью взаимодействия с родителями и закрепления правильного произношения звуков был подготовлен и показан мастер-класс «Обучение с развлечением для детей и родителей. Игра-алфавит», где участвовали дети и родители старшей группы, посещающие логопедический пункт.
В течение учебного года выпускались памятки и рекомендации для родителей с целью пропаганды логопедических знаний и вовлечения их в речевую деятельность с детьми.
Были проведены встречи с родителями на тему: «Развитие фонематического восприятия у дошкольников» и т. д. (см. перспективно-тематический план работы с родителями, с целью привлечения родителей к коррекционной работе. Во время встречи родителям были предложены наиболее интересные и доступные игры и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях для развития речи детей. Родители с удовольствием играли в предложенные игры.
В течение учебного года приглашала родителей на индивидуальные занятия с ребенком, где показывала свои методы и приемы в работе и достижения ребенка. Родители имели возможность убедиться в необходимости коррекционно-развивающих занятий, и увидеть не только успехи, но и проблемы своего ребенка. До посещения занятия родителям казалось, что их ребенок более успешный, но после посещения занятий мнение родителей менялось, они видели, какие затруднения возникают у ребенка, как тяжело даются некоторые задания. По желанию родители присутствуют при обследовании ребенка.
Проведены индивидуальные консультации по запросам родителей, имеющих те или иные речевые отклонения, с целью оказания методической и практической помощи по вопросам логопедического воздействия на ребенка, оказание ему посильной родительской помощи и поддержки.
В уголке для родителей вывешивала информацию, как развивать речь ребенка, на что обратить внимание и т. д.
Перечисленные формы работы с родителями, считаю необходимыми, так как они дают возможность родителям принимать в них непосредственное участие, в то же время являются разными по способу подачи информации.
Проблема - не все родители заинтересованы в помощи логопеда, не пользуются методическими рекомендациями и не всегда в полной мере оказывали помощь и поддержку своим детям. Запланированные мероприятия с участием родителей это большой плюс к коррекционной работе, но участвуют в них одни и те, же родители.
Работа с педагогами и специалистами.
Успех работы учителя-логопеда во многом зависит от тесного контакта с педагогами и специалистами, от того какие выработаны единые требования, приемы работы с каждым из детей, имеющих нарушения речи и посещающих логопедический пункт.
Совместная работа с педагогами осуществляется на всех этапах работы с ребенком, начиная с первичного обследования, о результатах которого педагоги ставятся в известность. Систематически информируются педагоги о специфике и содержании коррекционно-развивающей работы с детьми, и одновременно получаю информацию об успехах и неудачах детей.
В целях пропаганды логопедических знаний среди педагогов и специалистов были проведены индивидуальные и тематические консультации и семинары -практикумы, мастер- класс.
С целью рассказать о роли пальчиковой гимнастики детей и знакомства с некоторыми приемами в работе был проведен семинар - практикум на тему «Проведение пальчиковой гимнастики и ознакомление с различными способами развития мелкой моторики» (см. перспективно - методический план работы с педагогическим коллективом).
Проведен мастер-класс на тему «Экспресс - метод обучения детей правильному звукопроизношению. Звук «Ш», с целью познакомить на практике с некоторыми приемами в работе. Подобран практический материал и предложен педагогам по возрастным группам.
Приглашала педагогов на просмотр индивидуальных и открытых занятий. В течение учебного года показала 3 открытых занятия.
В течение учебного года посещала занятия воспитателей по развитию речи, обучению грамоте и другие мероприятия.
Взаимосвязь в работе с педагогами и специалистами продолжается и во время подготовки детей к утренникам, которые проходят на уровне детского сада.
В течение учебного года принимала участие в педсоветах, посещала консультации, творческие отчеты и семинары, проводимые воспитателями и специалистами. Принимала участие в методических объединениях учителей -логопедов, на одном из них познакомила логопедов с рекомендациями для родителей имеющих детей с диагнозом - ОНР. Материалы предоставлены в печатном виде.
Считаю, что логопедическая работа имеет положительные результаты и играет значимую роль в педагогическом процессе. Практическая и теоретическая деятельность помогает педагогам и родителям в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Проблема - не все воспитатели используют в своей работе логопедические приемы, которые бы помогли детям в полном объеме овладеть грамматически правильной речью, а в дальнейшем и письмом. Необходимо продолжить работу по пропаганде логопедических знаний и профилактики письма.
Самообразование,
Логопедическая работа требует от меня : терпения, активности, корректности, доброжелательности, творческого подхода, профессионального мастерства.
И действительно, горы перечитанной литературы, открытые занятия, советы коллег, курсы усовершенствования, семинары, методические объединения, собрания и консультации для родителей и педагогов, изготовление и приобретение наглядных пособий - все работало и работает на приобретение опыта.
Жизнь не стоит на месте, появляются новые технологии, новые печатные издания, информационные источники, которые помогают шагать в ногу со временем.
Результаты работы по самообразованию - это источник пополнения логопедического кабинета. В этом году пополнился список методической литературы. Приобретен раздаточный и демонстрационный материал по лексическим темам. Для повышения уровня практических и теоретических знаний выписываю журналы «Логопед» и «Дошкольная педагогика», в течение года изучаю и использую материалы в работе. Так же использую опыт учителей-логопедов нашего района и делюсь своими наработками с ними и педагогами МДОУ.
В этом учебном году прошла курсы повышения квалификации. Материал с курсов используется в работе. Прошла аттестацию на первую квалификационную категорию.
Опыт работы с компьютерными программами («Дельфа», «Гарфилд малышам», «Лого-БОС», «Игры для тигры», не имею возможности использовать на логопедических занятиях, так как нет компьютера в кабинете.
Продолжаю работу по теме самообразования «Использование словесных игр и упражнений по формированию грамматически правильной речи у детей». В течение года продолжала разрабатывать систему словесных игр по обогащению словарного запаса детей с ОНР. Для этого включала словесные игры в логопедические занятия, стараясь подбирать по лексическим темам, чтобы детям было легче усваивать предложенный материал. Проведена выставка игр для педагогов города и района, с целью ознакомления их с дидактическими играми по обогащению и закреплению словарного запаса детей, развитию грамматического строя и т. д.
Проанализировав проделанную работу за учебный год можно наметить пути реализации поставленных целей:
• продолжить привлечение педагогов и родителей к коррекционно-развивающей работе через разнообразные формы;
• использование новых технологий в логопедической работе, что поможет разнообразить коррекционную работу и улучшит результаты работы;
• продолжить совместную работу между детским садом и начальной школой и детской поликлиникой;
• продолжить работу по теме самообразования.